Преподавание в эпоху поп-культуры

Как говорить о поэзии с учеником, который использует ненормативную лексику в каждом втором слове? Или о Великой Любви, о Бессмертной Возлюбленной, о Вечной Женственности с учеником, который хорошо знаком с эротическим Интернетом? Или пытаться рассказать о романтизме в музыке Шумана и Брамса ученикам, которые точно знают (ибо ТВ сообщает об этом каждый день), что музыка — это Киркоров и многочисленные поп-коллективы, а поэзия — это «полюби меня такой, кака-я-я-есть»? Как можно представить себе учителя этики, который пытается объяснить поведение парламентариев; учителя риторики, который стремится развить в учениках подлинную речь в условиях тотального косноязычия и декларируемой ненормативной лексики?
Трагедия сегодняшнего учителя не в том, что он стал хуже в качестве преподавателя, чем в прошлые времена. Трагедия в том, что его голос не слышен среди беснующейся поп-культуры, бесконечных шоу и рулеток.
После всего написанного может сложиться впечатление, что ситуация безвыходная, и всё, что остаётся, — наблюдать закат и деградацию некогда великой культуры. Предложить всем учителям никому больше не нужной гуманитарной сферы принять один из нескольких вариантов:
Переквалифицироваться, став учителем компьютерных наук или маркетинга.
Уйти в бизнес.
Обратиться к государству с просьбой выделить пособие по безработице, которое позволило бы учителям музыки, истории искусств, литературы, эстетики не умереть с голоду.
Поменять страну проживания на другую, где по-прежнему уделяется большое значение гуманитарным сферам.
Но есть и ещё один вариант. Он потребует пересмотра многих позиций преподавания, вплоть до смены парадигмы гуманитарного образования. Необходимо пожертвовать консервативной частью обучения и включить максимально-инновационное мышление.
В качестве эксперимента я провёл два урока в одной из самых сложных школ Санкт-Петербурга. В результате хочу предложить Вашему вниманию некоторые трёхстишия (хокку), которые сочинили ребята — жители одного из самых неблагополучных районов города.
Хокку, написанные детьми школы № 232 Санкт-Петербурга после нашей второй встречи.
**
Звезда, упавшая с небес,
Погасла, но не умерла,
Сменила форму…
Глобенко Игорь, 15 лет.
**
Дьявол,
Исчадие ада
Или великий композитор
Олеся Ганжа, 13 лет.
**
Я стою в дверном проёме
И не знаю куда идти…
Останусь на месте
Грачёва Женя, 16 лет.
**
Тончайшая нить
Погрузила меня
В этот мир…
Фролова Саша, 13 лет.
**
Как часы звучит жизнь,
Которую мы должны прожить,
Которую уже прожил Шуберт.
Галкова Юля, 12 лет.
**
Жизнь — лишь сон,
А смерть — пробуждение.
Для этого мы и живём…
Бычков Андрей, 16 лет.
**
Он не жалел себя,
Всю жизнь он шёл вперёд,
И он родился…
Овчинников Артём, 16 лет.
**
Как годы пройдут — решать нам.
Не важно время,
Важно, что оно значит для нас.
Попов Никита, 17лет.
**
Музыка закралась в душу,
Открыла раны.
Залечу ль — не знаю. Трудно…
Шанкин Д., 15 лет.
**
Человек не может прожить тысячу лет,
Но он может прожить
Вечность.
Матвеев Дмитрий, 15 лет.
**
Каждый человек рождён, чтобы изменить жизнь другого человека.
В то время как другой человек
меняет жизнь кому-то ещё.
Надя Костякова, 14 лет.
**
Пусть школа мне не нравится,
Но школа — это истина,
И без неё никак.
Титова Ксюша, 13 лет.
Перед Вами некоторые хокку, написанные моими слушателями в возрасте от 12 до17 лет после двух наших встреч (об этом эксперименте достаточно много писала пресса).
Думаю, что подобные откровения детей, которые с неохотой шли на первую встречу, а затем не хотели завершать вторую, заставят многих учителей задуматься о методических принципах, которые я использовал в двух данных уроках музыки (шире: искусства).
Продолжение следует …

09.05.2013
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА