Нужно ли председателю правления банка быть открытым? Если говорить об открытости как о готовности общаться со СМИ (представлять информацию о банке, своевременно комментировать события, связанные с ним, или ситуацию на рынке), ответ — однозначно да.
А вот необходимость личного присутствия председателя правления в социальных сетях для меня не столь однозначна. Да, первому лицу все чаще приходится быть публичным — его стиль коммуникаций воспринимается как часть коммуникации бренда. Отсюда и категоричные заявления о том, что активное присутствие в соцсетях — составляющая профессии для современных руководителей. Но ведь надо же учитывать, насколько свойственна открытость этому конкретному человеку!
Он аналитик, политик или популярный харизмат? Каковы его интересы по жизни? Владеет ли он языком? Хорош ли он как публичный спикер? Нужно использовать способности и таланты, а не бороться с отсутствием таковых. Против природы не пойдешь: разрабатывать инструментарий и формировать посылы нужно в зависимости от типажа лидера.
Тиньков, Джобс, Брэнсон — это люди-символы. Их личные связи с окружающей средой и харизма — основа их бизнеса, а открытость была базисом их бизнес-культуры. Для них это естественно. Сделать то же самое под копирку нельзя. Нельзя сказать: с завтрашнего дня мы будем вести себя так же эпатажно, как Тиньков. Открыт ли Александр Дубилет и страдает ли от этого его бизнес? Думаю, не ошибусь, если предположу, что пользователю «Приват24» гораздо важнее удобство платежей, чем открытость председателя. Они сделали ставку на IT — и это драйвер их бизнеса.
В одних бизнесах все держится на эмоциональном вкладе людей, в других — на доведенных до автоматизма правилах и процедурах, в третьих — на агрессивной рыночной стратегии. Кто чем может, тем и берет. Нужно ли, чтобы предправления был доступен для всех клиентов, и они могли бы сообщить ему напрямую в социальной сети, что банкомат по улице Кировской зажевал карточку или клиенту безосновательно отказали в кредите? Точно — нет. Каждый должен заниматься своим делом.
Банковский сектор традиционно был наиболее консервативным в вопросах открытости. Еще недавно в отделениях банков операционисты сидели за стойками высотой до бровей — как в крепости. А председатели правления были скрыты от клиентов в глубине кабинетов за чередой приемных. Закрытость банков и их руководителей воспринималась как солидность, надежность.
Ситуация начала существенно меняться, когда финучреждения стали учиться продавать свои услуги и продукты массовому потребителю. Но репутационные риски для банков никто не отменял. Есть немало примеров, когда необдуманный пост в соцсети стоил карьеры или оборачивался судебными исками. Целесообразность открытости, ее созвучие ценностям и стратегии бизнеса важно продумывать заранее. Заранее знать, зачем, для каких аудиторий и какое «сообщение» будет нести личная открытость. И до какой степени следует быть открытым.
Так что в целом я бы говорила о профессиональности работы пресс-служб и эффективной PR-стратегии, нежели об обязательной открытости именно руководителя банка. Председатель правления может быть одним из каналов такой коммуникации и если его личные особенности и харизма позволяют вести прямые коммуникации на своих страницах и ресурсах и конвертировать их в бизнес, то почему нет? Но это скорее талант, а не ожидания или требование.

01.08.2013
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА