Ми працюємо над тим, щоб зробити сайт україномовним. Слідкуйте за оновленнями!

Роботизация бизнес-процессов

Работа для роботов, творчество – для людей
Напечатать
Шмуратко Алексей Шмуратко,
менеджер отдела консультационных
услуг по повышению эффективности,
EY в Украине
Романишин Александр Романишин,
лидер EY Startup Accelerator
в Украине

 

Делать больше с меньшими затратами – современная мантра для организаций, которые поставили перед собой задачу запуска высококонкурентных про­дуктов и услуг в кратчайшие сроки и с минимальными затратами. Такой подход требует оптимизации бизнес-процессов, повышения эффективности фронт-­офиса и бэк-офиса, а также сокращения затрат при соблюдении высокого качества. Все это способствует внедрению новых цифровых технологий, повышающих эффективность организации при стабиль­ном или даже сокращенном количестве сотруд­ников.

Благодаря цифровым технологиям и глобализации борьба за клиентов ведется в мировом масштабе. Преимущество получит тот, кто сможет гарантировать надежный, своевременный и удобный сервис-продукт, при этом сохраняя операционную эффективность. Как бизнесу не упустить появление новых ниш и возможности для прибыльного роста? С учетом постоянных изменений жизненно важно проявлять гибкость и открытость. Новые решения часто появляются на стыке разных сфер и технологий, поэтому стоит не только отслеживать последние разработки, но и инициировать их, в том числе взаимодействуя с перспективными стартапами (в сфере искусственного интеллекта, роботизации, big data, IoT и других).

Роботизация офисных процессов – очередной шаг к повышению эффективности бизнеса, который позволяет сократить затраты на 20–40% в рутинных, повторяемых, алгоритмизируемых процессах обработки данных. Согласно мировым исследованиям 1, в ближайшие 5–7 лет ожидается рост глобального рынка процессной роботизации до 2,7 млрд долл. ежегодно со среднегодовым приростом около 29%. И это только начало.

Роботизация повышает надежность, точность исполнения операций, снимает пиковые нагрузки в процессах закрытия периода, миграции данных при внедрении ИТ-систем. Офисные роботы освобождают время ценных сотрудников для более сложных и нестандартных задач. Пока робот собирает и группирует большие массивы данных о пользователях, человек может придумать на их основании успешную стратегию развития продукта. Почему бы не воспользоваться роботизацией как волшебным ускорителем, который поможет оставить конкурентов позади?

кражан

Евгений Кражан, директор по развитию бизнеса

на корпоративном рынке компании «Киевстар»

 

У меня есть три новости: хорошая, плохая и снова хорошая.

Если мы посмотрим на то, как работают компании сегодня, то с удивлением обнаружим, что офис не очень далеко ушел от рутинного фабричного производства после индустриальной революции XVIII—XIX века. По-прежнему большинство работы, выполняемой в офисе, – это повторяемые действия по алгоритмам. От завода офис отличается лишь тем, что его сотрудники оперируют мегабайтами информации, а не металлическими деталями.

Итак, первая хорошая новость заключается в том, что роботизация офисных процессов – это тренд, задающий сегодня направление развития бизнеса на ближайшие десятилетия. Роботизация повышает точность операций, их надежность и скорость. И главное, по сравнению с дорогим человеческим временем, машинное время не стоит почти ничего. Отсюда следует и плохая новость: около 50% линейных офисных позиций скоро окажутся ненужными – их заменят роботы.

Но ведь роботы не утилизируют людей, и это хорошая новость. Просто огромное количество нашего времени высвободится для решения более креативных задач. Избавленные от необходимости перекладывать бумажки на унылом офисном конвейере, мы сможем посвящать себя самообразованию и размышлениям. Мы сосредоточимся на решении проблем, требующих творческого подхода, что в принципе недоступно машинам.

Конечно, здесь не обойтись без телекоммуникаций. Как один из руководителей компании «Киевстар», я с интересом и воодушевлением наблюдаю за тем, как год за годом сфера телекома становится своеобразным интегратором разных технологических прорывов.

За эффективную работу без рутины! Нет, это не тост. Это наш девиз на ближайшие годы.

 

Роботизация процессов для повышения эффективности бизнеса

Применение цифровых технологий – глобальный бизнес-тренд 

«Будущее наступило, просто оно еще неравномерно распределено» – эта известная фраза писателя-фантаста Уильяма Гибсона как нельзя лучше характеризует внедрение технологий в бизнесе. На смену третьей промышленной революции (создание цифровых компьютеров и эволюция ИТ с конца XX века) приходит четвертая. Этот вопрос обсуждают уже больше десятилетия, ему же был посвящен последний Всемирный экономический форум (ВЭФ) в Давосе. По мнению основателя ВЭФ Клауса Шваба, четвертая революция стирает границы между физическими, цифровыми и биологическими сферами. Новейшие технологические разработки внедряются во все сферы деятельности ошеломительными темпами. Не успевают компании применить вчерашние новинки, как они устаревают на фоне сегодняшних изобретений.

Согласно отчету компании EY «Возможности использования подрывных инноваций: мегатренды 2016 года и ближайшего будущего», ряд всемирных тен­денций определяет развитие бизнеса и общества на ближайшие десятилетия. Каждый мегатренд дает простор для размышлений, и передовые компании могут подготовиться к работе в будущих условиях, задавая себе открытые вопросы.

  1. Трансформация и размывание границ между отраслями. Возможно, теперь любая отрасль может оказаться нашей отраслью?
  2. Развитие умных технологий. Какие знания и умения нам предстоит освоить для создания умного будущего?
  3. Будущее трудоустройства. По мере того, как роботы занимают рабочие места, какую роль будет играть человек?
  4. Поведенческая революция. Как поведение отдельного человека повлияет на наше общее будущее?
  5. Могущественный потребитель. Как превратить покупателя в участника деятельности компании?
  6. Будущее городов. Возможно ли в стремительно меняющемся мире развивать города с долгосрочной пер- ­спективой?
  7. Преобразование системы здраво­охранения. Смогут ли цифровые технологии удовлетворить растущие требования к охране здоровья?
  8. Устойчивое развитие планеты. Смогут ли инновационные технологии обогащать ресурсы Земли, а не продолжать их истощение?

Среди мегатрендов важное место занимает тенденция внедрения во все сферы деятельности цифровых технологий. Они призваны оптимизировать процессы управления и развития организаций, выводя на новый уровень эффективность и качество предоставления услуг клиентам. В этом направлении наиболее существенное влияние на повышение эффективности деятельности оказывают искусственный интеллект (AI – artificial intelligence), обучаемые ИТ-системы, блокчейн, дроны, 3D-печать, промышленная и офисная роботизация.

Современные финансово-технологические стартапы гораздо быстрее запускают или модифицируют свои продукты, чем большие бюрократические организации, использующие множество несовместимых устаревших ИТ-систем. Когда сотрудники выполняют множество рутинных задач вручную, у них остается слишком мало времени для интеллектуальной и творческой работы, которая добавляет ценность и способствует принятию сложных решений.

За последние 25 лет в мире было разработано немало управленческих методик для повышения эффективности организаций. Автоматизация информационных систем позволила стандартизировать и упростить многие организационные процессы. Организации стали переносить непрофильные процессы на аутсорсинг в центры совместного обслуживания в своих странах или в странах с низким уровнем жизни, таких как, например, Индия или Беларусь.

В результате высокоскоростных технологических изменений четвертой промышленной революции, которая происходит сейчас, интеллектуальные машины и умные устройства берут на себя множество задач на производстве и в офисах. В бэк-офисных процессах новейшие достижения предлагают такие выгодные и надежные решения, как роботизация бизнес-процессов. Это очередной шаг на пути автоматизации, который должен изменить формат работы офисных работников в ближайшие годы. Вопрос ставится не если, а когда это произойдет.

trends_2_6 trends_2_7
Роботизация обещает сокращение затрат на 20–40%, уменьшение количества ошибок, ускорение и повышение надежности. Роботизацию можно использовать для выполнения различных функций бэк-офиса, а также в процессах продаж, клиентской поддержки. Роботизация повышает производительность в любых процессах, требующих перемещения информации из одной системы в другую, либо при использовании данных для подготовки аналитики и отчетности. Все подобные процессы – перспективные кандидаты для роботизации.

Поддержка стартапов, развивающих новые технологии в Украине

 Украинская экосистема за последние годы значительно укрепила позиции на международном рынке технологических инноваций. За последний год Украина поднялась на 8 позиций и заняла 76-е место в рейтинге Innovation Input Sub-Index, а также 40-е место (+ 7 позиций) в Innovation Output Sub-Index (в рамках Global Innovation Index). У нашей страны есть существенный потенциал для развития технологий, которые будут востребованы в разных странах мира, в частности в сфере машинного обучения, нейролингвистического программирования, интернета вещей и других.

Взаимодействие стартапов и крупного бизнеса способствует более быстрой валидации идей и их успешному внедрению. В частности, EY Start-up Accelerator активно взаимодействует как с молодыми, так и со зрелыми стартапами и компаниями, главная цель которых – достижение прогресса во внедрении новых технологий. Работа с проектами, связанными с индустрией искусственного интеллекта (AI), напрямую способствует развитию роботизации и автоматизации бизнес-процессов. На данный момент специалисты EY сотрудничают с несколькими высокопотенциальными проектами, в частности, с исследовательским центром P1K, который активно развивает проекты с использованием таких технологий, как AI, NLP, ML, для сферы обучения и юриспруденции, например:

  • Unicheck представляет собой инновационное решение глобальной проблемы плагиата. Это поисковая система, которая проверяет миллиарды документов и баз данных со всего мира для обнаружения сходства в тексте. Данная система может работать и как независимый инструмент, и как компонент любой системы управления знаниями (LMS).
  • Specter – приложение, которое упрощает понимание комплексных юридических документов. Оно создает краткие и точные отчеты на доступном языке по юридической документации (морфология, синтаксис, семантика и т. д.). Искусственный интеллект, заложенный в основу программы, во время распознавания текста не поддает анализу конфиденциальную информацию, чем обеспечивает защищенность сторон.
  • Content Rangers является системой защиты от кражи данных. Такой сервис сравнивает интернет-страницы клиента с другими доступными в глобальной сети, чтобы определить, кто может незаконно использовать данный контент. Услуга проверки занимает менее двух минут и мониторит онлайн-пространство в режиме 24/7/365.
  • Emma – инновационная технология, которая способна изучить стиль письма любого человека и определить подлинность и авторство текста. В структуру программы заложено более 50 математических параметров, которые гарантируют точность в 85% случаев, что является наивысшим показателем в мире.

Эти проекты составляют лишь часть общей картины. Задача EY Startup Accelerator в Украине – выявить будущих лидеров и оказать им поддержку в дальнейшем развитии. В целом специалисты EY способствуют развитию автоматизации и диджитализации процессов в корпоративном мире, которые позволяют достигать лучших результатов при меньших вложениях времени и средств.

 

Роботизация бизнес-процессов: мифы и реальность

Робот для автоматизации бизнес-процессов – это программное обеспечение, которое запускается на компьютере пользователя. Он имитирует действия человека, выполняя задачи по определенным правилам.

Программное обеспечение для роботизации бизнес-процессов имеет три основных модуля:

  • Среда для разработки и тестирования бизнес-процессов, которая автоматизирует действия пользователя в ИТ-системах, и запускает соответствующее программное обеспечение.
  • Центр управления, контролирующий выполнение и очередность заданий.
  • Блок отчетности и статистики, сформированной по результатам всех действий робота, регистрируемых в контрольном журнале операций.

 

Бизнес-процесс создается в стиле «перетаскивания» (drag-and-drop) в интерфейсе проектирования процессов. Это напоминает дизайн программного обеспечения для управления бизнес-процессами, такого как Visio, ARIS или Bizagi. В дополнение к дизайну процессов, роботизированное программное обеспечение устанавливает связь с необходимыми ИТ-системами для запуска определенных действий.

 

trends_2_8

trends_2_9

 

Например, робот может выполнить такой список задач:

  • открыть письмо с прикрепленным файлом;
  • скопировать необходимые данные в определенные поля в информационной системе управления;
  • сформировать транзакции для отражения в учете;
  • проверить качество данных;
  • сверить информацию между источником и целевой базой данных;
  • сообщить менеджерам по электронной почте о завершении выполнения задания.

 

Программный робот учится выполнению рутинных задач, как это делают бизнес-пользователи, однако заметно быстрее, надежнее и без ошибок.

Роботы обрабатывают электронные документы, таблицы, взаимодействуют с системами учета и отчетности, онлайн-ресурсами и электронной почтой. Программы для роботизации легко осваиваются бизнес-пользователями, которые не являются ИТ-специалистами, и это позволяет им самостоятельно обучать роботов и настраивать роботизацию процессов.

В арсенале роботизации есть простые в обслуживании инструменты для планирования задач и мониторинга. Это програм­мное обеспечение легко масштабируется после развертывания пилотного проекта. Робот оставляет исчерпывающую информацию обо всех своих действиях в системах и настроен на обеспечение макси­мальной информационной безопасности.

Набор функций, которые считаются общепринятыми при роботизации бизнес-процессов, включает работу с пользовательским интерфейсом приложений, возможности внесения, сверки и передачи данных между системами, обработку электронной почты, мониторинг событий и запись аудиторского следа по итогам выполнения задач, обработку процессов по сценариям и алгоритмам.

В комплекте с роботизацией работает достаточно много сопутствующих технологий автоматизации. При подключении систем машинного обучения робот может учиться выполнять задачи на основе обобщений подобных действий и событий. Распознавание сканированных изображений позволяет автоматизировать внесение данных в корпоративные системы и дальнейшую обработку информации. Подключение математических ме­то­дов к логическим проверкам и подтверждениям открывает возможности для усовершенствования процесса принятия сложных решений.

 

trends_2_10-1

 

Роботизация не заменяет существующие ИТ-архитектуру и программное обеспечение. Она работает с текущими системами значительно быстрее человека при выполнении определенных задач и обеспечивает большую надежность, действует предсказуемо и без ошибок.

Исследования различных организаций предупреждают о глобальном пересмотре процессов на предмет возможной автоматизации. Компании стремятся к максимальной эффективности и готовы как можно больше передавать автоматическим системам рутинные операции и процедурный контроль над ними.

Сотрудникам пора задуматься о том, какая квалификация будет и дальше востребована работодателем, а какие задачи в ближайшие 10–15 лет будут переданы роботам на производстве или в офисе. При этом люди будут и дальше работать бок о бок с роботами.

Роботизация поможет избавить персонал от выполнения рутинных обязанностей, обеспечит стопроцентную точность и гораздо более высокую скорость в процессах любого масштаба при сравнительно невысоких затратах.

trends_2_10-2

 

В процессе обсуждения возможностей роботизации с потенциальными клиентами консультанты EY встречают ряд критических суждений и возражений. Мы готовы ответить на некоторые из них, как описано на иллюстрации выше.

Компании, которые первыми начали осваивать роботизацию бизнес-процессов, уже получили результаты после ряда пилотных запусков отдельных процессов и масштабного внедрения по компании в целом.

 

trends_2_11

 

Взаимодействие людей и роботов в офисной работе

Компании, которые собираются внедрять роботизацию, должны запланировать обучение для сотрудников, которых затронет автоматизация. При переводе сотрудников из режима выполнения задач к контролю за их выполнением необходимо обучить людей навыкам взаимодействия с новыми технологиями.

 В краткосрочной перспективе ресурсы на такое обучение можно будет получить от  экономии на привлечении новых сотрудников, а также повышении эффективности при роботизации. По мере роста потребности в новых навыках такая инвестиция будет оправданной. Удержание сотрудников выйдет на первый план по мере дальнейшего внедрения программ роботизации, поскольку потребуется особая квалификация для управления процессами внедрения и поддержки роботизации. Когда сотрудники четко представляют свои перспективы после запуска роботизации, они обращают внимание на ее полезное воздействие на рабочий процесс, а не на сокращение штата.

Сотрудники, занятые в рутинных процессах, при адаптации к роботизации и должном обучении получат больше выгод от внедрения автоматизации. Им будет предоставлена возможность заниматься более интеллектуальными и творческими задачами, приносящими ценность компании.

Возможно, выгоды от внедрения роботизации нужно измерять не столько как сокращение трудозатрат и рабочих мест, сколько как освобождение сотрудников от рутинной деятельности. При качественной оптимизации бэк-офисных задач роботизация стимулирует людей работать более производительно, с концентрацией на стратегических и творческих видах деятельности.

«Компании из отраслей, в которых используется тяжелый и низкооплачиваемый труд, связанный с повторяющимися ручными процессами, часто вынуждены решать проблему удержания персонала, – говорит Мартин Вайс, старший менеджер EY, лидер направления роботизации в регионе EMEIA. – Это приводит не только к увеличению издержек, но и к потере перспективных кадров, которые увольняются уже после 2–3 лет службы. Как следствие, компаниям приходится обновлять от 20 до 30% персонала ежегодно, чтобы поддерживать выполнение повторяющихся задач. Роботизация процессов могла бы помочь сократить отток кадров и сделать работу более интересной для многих людей».

trends_2_12

 

 

Универсальный сотрудник: роботизация в различных индустриях и видах процессов

Благодаря своей универсальности, роботизация процессов применима ко всевозможным организационным функциям и показывает хорошие результаты в различных отраслях. Почти в любой компании существуют ручные часто повторяемые задачи, которые поддаются четкому описанию, последовательности и основаны на общих логических принципах.

Какие отрасли проявили более высокий потенциал и скорость применения роботизации? Пионерами стали финансовые услуги, телекоммуникации, розничная торговля и товары массового потреб­ления, фармацевтика и здравоохранение. Быстрая адаптация этих отраслей обусловлена большим количеством транзакций и контрагентов, сложностью правового поля и уровнем зарегулированности отрасли, высоким уровнем конкуренции и потребностью мгновенно реагировать на изменяющиеся рыночные условия.

Чтобы оценить перспективы внедрения роботизации, методика компании EY предполагает всесторонний анализ деятельности организации и построение операционной модели роботизации процессов. Она включает диагностику и планирование роботизации на трех уровнях:

  • ресурсы (человеческие, информационные, технологические);
  • организационная структура;
  • исполнение задач (в виде политик и регламентов, бизнес-процессов и показателей эффективности).

Внедрение роботизации уже протестировано в десятках крупных организаций по всему миру. На основе проведенных проектов внедрения компания EY проанализировала и определила процессы, имеющие наибольший потенциал для роботизации. В первую очередь это направления с большим количеством рутинных задач в бизнес-процессах: функции управления персоналом и финансы, управление цепями поставок и информационные технологии. При качественной роботизации эти функции могут принести компании значительное повышение производительности и сокращение трудозатрат, высокую точность и надежность выполнения процессов, повысить качество прохождения аудита, снизить уровень операционных рисков.

Рассмотрим примеры процессов и задач, автоматизация которых может принести наибольший эффект.

Управление персоналом (HR):

  • Оформление на работу
  • Обновление данных о сотруднике
  • Табельный учет
  • Оформление отпусков и командировочных
  • Расчет переменной части зарплаты
  • Проверка и корректировка начислений
  • Рассылка регулярных уведомлений (например, зарплатных листов)

Финансовая функция:

  • Процесс «от заказа до оплаты»
  • Процесс «от закупки до оплаты»
  • Внутригрупповые операции и сверки
  • Документооборот по управлению
    денежными потоками
  • Разнесение банковской выписки
  • Сверка взаиморасчетов
    с контрагентами
  • Внесение транзакций в систему
    на основе отчетов/данных в электронных форматах от других служб
  • Закрытие периода
  • Формирование управленческой
    отчетности
  • Заполнение и отправка (сдача) электронных форм налоговой отчетности

 

trends_2_14

 

Информационные технологии (ИТ):

  • Синхронизация, удаление и очистка папок
  • Инсталляция программ,
    их обновление
  • Миграция данных при внедрении
    новых систем
  • Групповая обработка данных
  • Работа с файлами
  • Настройка и мониторинг серверных приложений
  • Обработка почты, массовые рассылки и напоминания

Управление цепями поставок:

  • Планирование спроса
  • Контроль договорных обязательств
    и выставление счетов
  • Заключение и согласование дого­воров
  • Проверка и мониторинг справочных данных контрагентов
  • Управление рабочими заказами
  • Обработка претензий, возвратов
    и корректировок
  • Сверка взаиморасчетов

 

trends_2_15

trends_2_16

 

 

Роботизация в действии: преимущества и потенциал внедрения

 Существенное преимущество роботизации в том, что эта технология не требует вмешательства в действующие ИТ-системы.

Эта ключевая особенность приводит к значительному потенциалу экономии ресурсов. Роботизация сочетает быстрое внедрение с понятными выгодами для организаций.

 

trends_2_17

 

При анализе процессов на предмет автоматизации с помощью роботов в первую очередь необходимо обращать внимание на те процессы, которые сотрудники выполняют вручную:

  • Запускают программы и собирают данные из нескольких ИТ-систем.
  • Переносят данные из одной системы в другую.
  • Сверяют данные, обновляют одну и ту же информацию в нескольких системах.

 

trends_2_18-1

 

С целью отбора процессов все виды деятельности анализируются на предмет возможности роботизации. Гибкость подхода позволяет роботизировать монотонные многократные действия, которые больше всего подходят для автоматизации, при этом оставляя другие элементы процесса в режиме как есть.

Данные статистики, собранной консультантами EY при реализации проектов, иллюстрируют потенциальное уменьшение нагрузки на работников при выполнении различных типов задач.

 trends_2_18-2

 

Представим ряд основных измерений, по которым компании оценивают возможности и преимущества роботизации:

  • Повышение эффективности ­бизнес-процессов.
  • Сокращение затрат.
  • Повышение качества управления.
  • Ускорение роста и развития организации.

Более детально эти измерения рассмотрены на следующей иллюстрации:

 

trends_2_19

 

 

Модели развития роботизации в компаниях

Успех внедрения роботизации зависит от подхода к автоматизации выбранных процессов. На основе ряда проведенных проектов специалисты EY описали факторы, влияющие на достижение ожидаемого результата. Задача не ограничивается определением приоритетности решения операционных и стратегических вопросов.

На начальной стадии важно определить те бизнес-процессы, которые масштабны, достаточно структурированы и описаны, требуют ручных повторяющихся действий человека при передаче данных между несколькими ИТ-системами. По мере анализа выбранных возможностей потребуется оценка и оцифровка потенциальных выгод и затрат по процессам, на основе чего могут быть построены бизнес-кейсы по наиболее выгодным процессам для роботизации.

При подтверждении пилотных процессов для тестового внедрения критически важно на ранних стадиях задействовать представителей клиента в проекте. В первую очередь требуется вовлечение специалистов по ИТ-инфраструктуре, чтобы предоставить доступы для экспертов и программ роботизации. На первых этапах внедрения полезно проводить тренинги по таким направлениям, как управление проектами по ­agile-технологиям и ­технологиям автоматизации на выбранном программном решении по ро­ботизации.

 

trends_2_20

 

Компании, которые только знакомятся с понятием и возможностями роботизации, начинают с автоматизации отдельных процессов, отобранных как наиболее экономически интересные либо дающие существенное повышение качества выполнения процесса. Такая точечная роботизация позволяет протестировать на практике, какие выгоды ощутимы для данной компании, какие инициативы перспективны и масштабируемы в будущем.

Наращивая потенциал роботизации, компании задумываются о создании единого центра совершенствования бизнес-процессов и применения лучших практик. При таком подходе в одной точке организации растет концентрация знаний и практических навыков роботизации в лице экспертов по анализу бизнес-процессов, планированию и внедрению автоматизации.

По мере развития программа роботизации охватывает все большее количество функций и процессов в компании. При этом координация управления роботами и командами роботов во взаимодействии с людьми становится одной из самых главных задач центра совершенствования процессов. В дальнейшем роботы превращаются в виртуальную рабочую силу – значительный и стабильный кадровый ресурс компании.

Краткий обзор стадий развития роботизации:

Стадия 1. Начало роботизации. Оценка ряда бизнес-процессов, выбор отдельного процесса для ограниченной группы конечных пользователей с невысоким уровнем риска и быстрой окупаемостью при масштабировании.

Стадия 2. Команда роботизации. Масштабирование роботизации по всей компании, роботизация смежных процессов и задач в рамках одной функции (например, финансы, операционное управление, управление персоналом).

Стадия 3. Создание центра совершенствования бизнес-процессов и лучших практик роботизации. Распространение роботизации с охватом целых функций и сквозных процессов. Создание центра развития роботизации и анализа бизнес-процессов как организационной единицы на стыке бизнес-функций и информационных технологий.

Стадия 4. Развитие центра совершенствования бизнес-процессов и лучших практик роботизации. Дальнейшее внедрение роботизации по всем бизнес-направлениям компании, вовлечение контрагентов в процессы роботизации, подключение сопутствующих технологий (распознавание изображений и трансформация в текст, ІоТ, смарт-технологии и т. п.). Развитие новейших технологий (машинное обучение, распознавание речи, нейронные сети для анализа неструктурированной информации, задач классификации, прогнозирования и усовершенствования технологии принятия решений).

Стадия 5. Роботы – виртуальная рабочая сила. Роботизация становится естественной для бизнеса, включается в общую стратегию развития организации, в ее программы, планы и бюджеты. По сути, происходит то же, что и сейчас, когда глобальные компании привлекают кадровый ресурс на аутсорсинге и в офшорных юрисдикциях. Только сегодня внедряют роботов.

 

Проект внедрения роботизации: подходы и результаты

Роботизация бизнес-процессов реализуется в короткие сроки на любой ИТ-платформе. Более того, ее внедрение хорошо интегрирует текущие платформы и ИT-системы.

Довольно скоро наличие роботизации перейдет от отличительного признака к общепринятой практике любой организации, которая захочет выжить в высококонкурентной бизнес-среде. Добро пожаловать в будущее!

Процесс внедрения роботизации обычно начинается с короткого пилотного проекта. Его результаты позволяют подтвердить ценность для бизнеса с точки зрения стоимости, времени и качества. Пилотный проект с применением agile-методов может быть проведен в течение 6 недель, обеспечивая такие ключевые результаты, как оценка потенциала автоматизации и приоритизация процессов, конфигурация пилотного процесса и живая демонстрация робота в действии, оценка бизнес-кейса роботизации и ­разработка дорожной карты реализации.

Специалисты по внедрению роботизации помогут сформировать требования, настроить, протестировать и внедрить в эксплуатацию решение для автоматизации процессов. Консультанты помогают не только управлять организационными изменениями, которые несет роботизация, но и применять новые подходы к управлению и информационной безопасности.

 

trends_2_21-22

 

Компания EY в процессе проведения ряда проектов разработала возможные варианты внедрения роботизации.

Планируя роботизацию в компании, руководству предстоит оценить возможности и ресурсы для проведения анализа бизнес-процессов, выбора приоритетных процессов для автоматизации и дальнейшего внедрения. В настоящее время подготовленных специалистов на рынке труда сравнительно мало, так как большинство экспертов концентрируется в компаниях-разработчиках программного обеспечения и в консультационных компаниях, где развивают подобные комплексы услуг.

В начале пути роботизации, пока компании не готовы управлять процессом и оценивать практическую пользу от масштабного внедрения, резонно задуматься о пробных так называемых пилотных проектах. Для этих целей стоит привлечь опытных консультантов, которые проведут оценку и рассчитают бизнес-кейсы роботизации, проведут диагностику бизнес-процессов и предложат их оптимизацию. Затем специалисты окажут техническую поддержку по запуску и подготовят роботизацию к масштабированию, обучив сотрудников компании технологиям роботизации, методикам, навыкам и инструментам управления проектами.

Роль консультантов меняется в зависимости от этапа роботизации от начальной поддержки до создания и развития центров компетенции по роботизации в компаниях. Важно также включить в проект тренинг по техническим навыкам и управлению изменениями, чтобы компания могла в дальнейшем развивать роботизацию.

 

trends_2_23

 

Кейсы EY

в области роботизации бизнес-процессов

Для консультационной практики EY изменение мира к лучшему означает помощь клиентам в решении сложных проблем и использование возможностей для роста, оптимизации и защиты бизнеса. У нас есть опыт применения роботизации на практике, мы неоднократно внедряли подобные проекты в различных отраслях. Наша компания предлагает решения для роботизации, основанные на гибких подходах к управлению проектами для быстрого и эффективного достижения результатов.

Если бы у вас была возможность автоматизировать любой процесс уже завтра, то какой именно вы бы выбрали?

Роботизация сложного процесса создания и проверки комплектов данных новых клиентов в крупном глобальном банке с целью соответствия требованиям глобального хедж-фонда

Задачи

  • Запрос клиента включал в себя разработку комбинированной модели введения данных, дальнейшую обработку существующего и дополнительного пакета документов клиентов при предоставлении услуг управления ценными бу­магами.
  • До процесса миграции клиенту необходимо было предоставить поддержку в разработке бизнес-требований, которые одновременно соответствовали бы и ожиданиям клиента, и стратегической операционной модели.

Решение

  • Разработана операционная модель, вклю­­чающая последовательность процессов проверки и внесения данных о новых клиентах в банковские ИТ-системы, в том числе:

—  внесение информации о клиенте в одну систему с последующим обновлением данных роботом во всех остальных системах;

—  сканирование документов с последующим распознаванием роботом и введением данных в системы;

—  заполнение параметров сделки в разных системах;

—  формирование пакета документов по сделке (заявления, договоры, анкеты…);

—  отправка документов на согласование;

—  печать документов;

—  отправка документов по почте;

—  полное сопровождение процедуры создания комплекта данных нового клиента, его проверки и введения информации о сделке.

  • Оптимизирована методология процесса создания и проверки данных о новых клиентах с учетом передовых практик.

Результат

  • Автоматизировано более 60% сложного процесса (10 из 16 задач).
  • Стоимость 1 часа в рамках данного процесса снизилась до 1,18 долл.
  • Повышено качество обслуживания за счет отсутствия ошибок ручного ввода и переноса данных.
  • Сокращено количество повторяемых рутинных задач для сотрудников.
  • Повышена удовлетворенность сотрудников и высвобождено время для непосредственного общения с клиентами.

Масштабная роботизация ключевых бизнес-процессов в крупной европейской телекоммуникационной компании

Задачи

  • Необходимо автоматизировать трудозатратные процессы (замена SIM-карт, ­перерасчет кредитных лимитов в разрезе клиентских счетов), в которые было вовлечено много сотрудников, переносивших данные между различными ИТ-системами.
  • Ввести жесткий контроль затрат при значительном росте объемов бизнеса.
  • Количество процессов для возможной автоматизации – около 60 (примерно 400 подпроцессов).

Решение

  • Роботизация сопровождалась упрощением, усовершенствованием бизнес-процессов, а также внедрением других средств автоматизации.
  • Роботизировано 15 ключевых бизнес-процессов и 35% задач в процессах.
  • Количество активных роботов – более 160.
  • В процессе роботизации оценивалось, что рост бизнеса составит от 40 до 75%.

Результат

  • Срок возврата инвестиций – 12 месяцев.
  • Сокращение затрат за счет роботизации – около 1 млн евро (3-летний горизонт).
  • Возврат инвестиций (ROI) – от 650 до 800% за 3 года.
  • Ежегодное количество роботизированных операций – от 400 000 до 500 000.
  • Сокращение либо переквалификация сотрудников – более 100 ЭПЗ (эквивалентов полной занятости).

Роботизация процессов обслуживания клиентов и задач операционного управления в европейской компании – ведущем поставщике электричества, газа и коммунальных услуг населению

Задачи

  • По требованию акционеров и руководства организована программа сокращения затрат, модернизации сети и повышения дохода в условиях государственных субсидий, нацеленных на развитие энергетики восполняемых природных ре­сурсов.
  • Подготовка компании к проекту роботизации была проведена недостаточно качественно. Первоначальные ожидания от роботизации оказались завышенными, а предварительный выбор процессов для роботизации был не из лучших.
  • Руководители ИТ-направления были обеспокоены вопросами кибербезопасности, а также повышением уровня рисков для корпоративных ИТ-систем вследствие передачи роботизации в сферу ответственности бизнес-направлений.

Решение

  • Роботизация 25 бизнес-процессов.
  • После внедрения роботизации в функциях управления доходами, технического департамента (сбор информации с датчиков оборудования, предотвращение поломок оборудования) был автоматизирован ряд процессов операционного управления.
  • Роботизация внедрена в функциях обслуживания конечных потребителей, а затем автоматизацию направили на процессы управления финансами, персоналом, административными функциями для повышения эффективности и сокращения ­затрат.
  • В компании автоматизировано 50% процессов клиентского сервиса, которые ранее были выведены на аутсорсинг (что составляло от 5 до 10% затрат бэк-офиса). Задачи, которые выполняли офшорные сотрудники в Индии, теперь выполняют роботы в головном офисе компании, что привело к сокращению затрат.

Результат

  • Срок возврата инвестиций – 12 месяцев.
  • Возврат инвестиций (ROI) – 200% за год.
  • Сокращение времени на обработку операций значительно повысило количество своевременно выставленных счетов.
  • В процессе управления проектом со стороны EY время роботизации процесса сократилось на 30–40% за счет повторного использования полезных компонентов и настроек.
  • Уменьшение численности сотрудников на 60% в функции сбора данных с клиентских счетчиков за счет автоматизации датчиков и роботизации процесса, что дополнительно повысило точность, надежность данных и сократило время на сопоставление расхождений информации о клиентах.
  • Количество роботизированных операций – 1 млн ежегодно.
  • 300 роботов выполняют работу 600 сотрудников.
  • Повышение качества клиентского сервиса: сокращение числа жалоб на 25% в 2014 году. Кроме того, большинство жалоб было улажено в течение первых 24 часов с момента обращения ­клиента.

Роботизация подготовки управленческой отчетности
в крупном банке США

Задачи

  • Около 100 сотрудников банка ежемесячно готовили 170 стандартных отчетов.
  • Сбор данных, подготовка и форматирование отчетов требовали большого объема ручных операций.
  • Поиск необходимой информации выполнялся в ряде ИТ-систем, на сетевых папках, в электронной почте.
  • Банку необходимо было повысить качество отчетов, сократить время на их подготовку и снизить затраты.

Решение

  • Пилотный проект роботизации длительностью 3 месяца.
  • Диагностика и устранение элементов неэффективности в процессе подготовки отчетности.
  • Автоматизация сбора данных, накопленных на протяжении более 30 лет из 17 ИТ-систем.
  • Обработка более 1500 полей, свыше 50 экранных форм.
  • Настройка дополнительных проверок для обеспечения точности и полноты отчетов.
  • Оценка ключевых рисков, разработка мероприятий по их снижению.
  • Создание виртуального центра данных для обеспечения параллельного запуска ботов и защиты конфиденциальной информации.
  • Создание библиотеки КПЭ и шаблонов для быстрой разработки отчетов и поддержки бизнес-процессов.

Результаты

  • Автоматизация 85% задач по сбору и подготовке данных.
  • Сокращение времени на подготовку отчетности на 50% и более по каждому запросу.
  • Повышение информативности отчетов.
  • Упрощение и стандартизация форматов отчетности.

 

О КОМПАНИИ EY

EY является международным лидером в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования. Наши знания и качество услуг помогают укреплять доверие общественности к рынкам капитала и экономике в разных странах мира. Мы формируем выдающихся лидеров, под руководством которых наш коллектив всегда выполняет взятые на себя обязательства. Тем самым мы вносим значимый вклад в улучшение деловой среды на благо наших сотрудников, клиентов и общества в целом. Более подробная информация представлена на нашем сайте ey.com.

В EY развита глобальная экосистема консультантов – профессионалов в различных отраслях, которые наилучшим образом обслуживают клиентов компании. Используя мировой опыт в Украине, мы помогаем внедрять лучшие практики и достигать результатов – от формирования стратегии до ее реализации.

У вас есть вопрос? У нас есть ответ. Совершенствуя бизнес, мы изменяем мир к лучшему.

Комплексное повышение эффективности бизнеса

В современных условиях многие компании зачастую бросают все силы на сокращение затрат, не учитывая при этом риск ухудшения показателей деятельности или снижения эффективности. Применение структурного и комплексного подхода, нацеленного на сокращение затрат и повышение эффективности, позволит компаниям минимизировать такие риски.

Компания EY окажет вам содействие в оптимизации затрат и усовершенствовании вспомогательных процессов, обеспечивая значительную экономию средств в долгосрочной перспективе. В первую очередь мы проводим оценку всей базы затрат в совокупности, анализируем объем оборотного капитала и методы оптимизации доходов компании. На следующем этапе специалисты EY анализируют ключевые процессы, текущие риски и существующие средства контроля, а также оценивают процессы управления основными программами. Мы также можем оказать содействие во внедрении всех необходимых изменений.

Мы помогаем компаниям определить стратегически важные факторы роста акционерной стоимости, лучше понять рычаги управления эффективностью деятельности и повысить ее посредством оптимизации процессов планирования, бюджетирования, прогнозирования и подготовки отчетности о показателях эффективности деятельности. В результате нам удается объединить цели инвесторов, корпоративного центра и бизнес-подразделений, увязать индивидуальные вознаграждения с результатами и, в конечном итоге, обеспечить рост цены акций, который становится возможным благодаря лучшим и более предсказуемым результатам деятельности компании.

Применяя наш подход к сокращению затрат и повышению эффективности деятельности, ваша организация получит существенные преимущества.

Наша команда – это 70 специалистов, которыми руководит партнер, имеющий более 15 лет опыта в сфере управленческого консалтинга и повышения эффективности бизнеса.

Консультанты EY помогут в решении следующих задач:

  • разработка стратегии и построение операционной модели управления бизнесом;
  • корпоративное управление и стратегический менеджмент;
  • диагностика эффективности управления отдельными функциями и компанией
    в целом;
  • организационное моделирование и управление изменениями;
  • построение, совершенствование и автоматизация бизнес-процессов;
  • диагностика и внедрение цифровых технологий для повышения эффективности;
  • разработка и внедрение системы мотивации и КПЭ;
  • оценка целесообразности и поддержка внедрения IT-систем;
  • сокращение затрат и повышение прибыльности бизнеса;
  • оптимизация оборотных средств и денежных потоков;
  • управление цепочками поставок и оптимизация запасов;
  • оптимизация и автоматизация транспортной и складской логистики.

 

Невядомский
Константин Невядомский, партнер, руководитель практики консультационных услуг,
EY в Украине и Казахстане

+380 (44) 499 20 25

Kostiantyn.Neviadomskyi@ua.ey.com

 

Черникова
Александра Черникова, менеджер отдела консультационных услуг
по повышению эффективности, EY в Украине

+380 (44) 499 20 05

Oleksandra.Chernykova@ua.ey.com

 

Шмуратко
Алексей Шмуратко, менеджер отдела консультационных услуг 
по повышению эффективности, EY в Украине

+380 (44) 490 30 00

Oleksiy.Shmuratko@ua.ey.com

 

EY Start-up Accelerator

Наша задача – выявить будущих лидеров и оказать им поддержку в дальнейшем развитии. Мы предлагаем стартапам все преимущества доступа к глобальной сети EY в 150 странах, а также поддержку опытных консультантов в сфере привлечения инвестиций, налогообложения и права, бизнес-моделирования, повышения эффективности и др.

Опыт менторства и поддержки предпринимателей будет чрезвычайно полезен в процессе развития компании и выхода на международный рынок.

Более подробная информация представлена на сайте www.ey.com/ua/startups

 

Ключевые критерии отбора:

  •  потенциал роста и выхода на международные рынки;
  •  инновационность продукта или услуги;
  •  коммерческий потенциал;
  •  компетенции команды;
  •  объем привлеченного к настоящему времени капитала, генерация прибыли.

 

Стратегия поддержки

Ранняя фаза. Ваш бизнес набирает обороты? На этой стадии принятие правильных решений касательно финансирования, налогового планирования, юридической оценки является жизненно необходимым. Мы можем оказать поддержку с составлением финансовой отчетности, поиском инвесторов и по многим другим направлениям.

Фаза роста. Ваши продажи увеличиваются, а бизнес развивается? Мы можем помочь найти источник венчурного капитала и создать прочную основу для развития вашей компании. Команда профессионалов EY обеспечит необходимую поддержку для закрепления вашего успеха и устойчивого развития в долгосрочном периоде.

Фаза экспансии. Ваша компания быстро развивается, а бренд становится все более узнаваемым? Вы становитесь ключевым игроком на целевых рынках? Важно правильно отреагировать на большинство неизбежных вызовов роста. Мы можем оказать поддержку в привлечении финансирования и разработать стратегию полного или частичного выхода из капитала.

 

Романишин

Александр Романишин, 

лидер EY Startup Accelerator

+380 44 490 30 00

eyaccelerator@ua.ey.com

 

 

 

 

 

1 Рынок автоматизации бизнес-процессов по материалам «Market Research Future»:
https://www.marketresearchfuture.com/reports/robotic-process-automation-market-2209

Рынок роботизации бизнес-процессов Северной Америки:

http://www.grandviewresearch.com/industry-analysis/robotic-process-automation-rpa-market

2 Отчет EY: «Возможности использования подрывных тенденций: мегатренды 2016 года и ближайшего будущего»   http://www.ey.com/gl/en/issues/businessenvironment/eymegatrends

3 Аналитическая статья EY «Смогут ли роботы сделать вашу компанию более человечной?» https://betterworkingworld.ey.com/digital/can-robots-help-your-business-be-more-human

 

 

 

 

 

12.09.2017
PDF
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА