Родом из детства, или Такая сложная природа

Казалось бы, все просто: определяем мотивы, конструируем мотивационные программы, внедряем их, каждый получает свое -все довольны, и… Не работает? Или работает, но не очень? Давайте размышлять.
Родом из детства, или Такая сложная природа
К чему же мы по-настоящему стремимся, что действительно доставляет нам радость? Я говорю не о конкретных целях, а скорее о внутренних переживаниях. Тут уместно привести в пример детей. Помню, как моя младшая дочь сосредоточенно смотрела один мультфильм, сжав кулачки и закусив губу. На экране — самоотверженный герой, преодолевая невероятные препятствия, упорно идет к цели. В глазах ребенка — буря переживаний и эмоций. Я предложила перемотать мультик поближе к концу — но мой вопрос так и не был услышан… И только когда дело подошло к хеппи-энду, глядя на удовлетворенную детскую мордашку, можно было с уверенностью сказать: дочь счастлива от победы героя, как от своей собственной. Только вот хеппи-энд без сложного пути к нему ей не был нужен.
Можно сказать, что пример с современными мультиками не совсем удачен, мы же говорим о взрослых. Хорошо, давайте вспомним любимую сказку нашего детства. Думаю, если Ивану-дураку сразу разрешили бы жениться на Василисе Прекрасной, сказка потеряла бы своего фаната в моем лице, а папа был бы счастлив читать про Колобка, а не про битву героя с огнедышащим драконом на пять страниц. Таковы особенности человеческой натуры: именно то, что дается нелегко, к чему нужно приложить усилия, и приносит нам наибольшую радость.
Примеров множество — победа в «Зарнице» или квесте, пятерка на экзамене, первая успешная презентация, прорывной проект — дополните список сами. И, что самое важное, с возрастом ведь ничего не меняется. Достижение цели делает нас счастливыми. Именно достижение, а не получение «за просто так». А это предполагает активность, энергию и переживания, с этим связанные. Состояние поглощенности и полной отдачи.
Полагаю, эта гипотеза должна быть ключевой в построении системы мотивации.
О целях
Взрослея, каждый из нас более или менее четко представляет, чего хотел бы достичь в жизни. Как правило, это совокупность того, что составляет наше представление о счастье. И мы идем к этой картинке, прикладываем усилия, задействуем наши способности и умения, активизируем потенциал. Нам бы зафиксировать картинку, но…
Как только мы достигаем хоть одной из поставленных целей, происходит трансформация восприятия себя и оценки собственных перспектив. Как следствие, мы начинаем хотеть большего. Что нормально -это новый виток. Чтобы чувствовать себя счастливыми, нам нужно решать сложные рабочие задачи, делать карьеру, расширять границы ответственности, строить дачу, вырастить хотя бы всего десять, но зато собственных яблок… И это движение по спирали -еще одна человеческая особенность, которую нужно осознать и принять. Однажды назначенный на хорошую должность не будет счастлив на ней вечно. А если и будет, то тот ли это человек, который нужен вам на этой позиции?
Теперь о прикладном аспекте. Что все эти знания дают нам? Как они применимы по отношению к мотивации? Человек проводит на работе более 200 дней в году, это треть жизни, а если не учитывать сон, то и больше половины. Вот поэтому организации должны учитывать природные особенности человеческой натуры, создавать условия, при которых успех личности обусловит успех бизнеса. А такие условия создаются не отдельными мотивационными программами. Проекты соответствуют потребностям той части внутренней аудитории, интересам которой они отвечают. А поскольку спектр потребностей широкий — они различны и по сути, и по качеству, требуется нечто куда большее.
Мой вывод: работают не программы, а среда (атмосфера, культура, мотивационный климат- названий можно придумать множество). Абсолютно все — от вешалки и до системы управления — должно работать на то, чтобы личность могла реализовываться и эволюционировать, независимо от того, какую должность занимает и в какой сфере организации работает.
Такие условия не создаются за один день, и будет куда легче, если мы осознаем и примем аксиому: идеальной среды не бывает. Но если есть понимание основных ее компонентов, остальное -дело техники и упорного труда.

Читайте продолжение на следующей неделе!

19.01.2013
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА