Будущее, которое уже настало: бизнес-тренды 2021-го

Будущее, которое уже настало: бизнес-тренды 2021-го

05 марта 2021
Обзоры рынка

Растущая неопределенность среды – не повод перестать думать о будущем. Напротив, чем быстрее меняется мир, тем важнее становится отслеживание трендов. Предлагаем подборку тенденций, которые, по мнению экспертов, в 2021 году будут определять развитие бизнеса.

Тренды для каждого

В прогнозах разных экспертов на этот год часто повторяются одни и те же слова: удаленная работа, автоматизация, виртуальная реальность и так далее. Так, Бернард Марр, футуролог и консультант по стратегии и технологиям, считает, что в 2021-м всем компаниям нужно принять во внимание следующие тренды:

  1. Удаленная работа: свой вариант

По официальной статистике, в начале 2020 года только 12% сотрудников в США и 6% в Великобритании работали удаленно. Мир не был готов к тому, что произошло вскоре: многие люди были вынуждены перейти на дистанционный формат работы, а компании должны были быстро адаптировать операции к таким изменениям. Сейчас, когда организации уже накопили опыт, они могут переосмыслить свою бизнес-модель. В частности, спросить себя: а нужны ли нам вообще офисы?

Некоторые компании увидели рост продуктивности, когда люди начали работать удаленно. А для других дистанционный формат стал не слишком положительным опытом. Таким образом, каждая компания должна найти собственное решение, которое будет удовлетворять ее потребности. А также подумать о предоставлении необходимой поддержки людям, которые будут продолжать работать дома: не только оборудования, но и психологической помощи (если есть такой запрос).

  1. Данные как актив

За последние несколько лет объемы данных значительно возросли. Бизнесы, которые уже используют данные для лучшего понимания клиентов, совершенствования процесса принятия решений и другого, имеют дополнительное преимущество. Например, по данным Киевстар, во втором полугодии 2020-го вдвое вырос спрос организаций на сервисы big data, с помощью которых можно точнее определить целевую аудиторию и ее потребности, грамотнее строить коммуникацию с клиентами, делать таргетинг, подбирать эффективные маркетинговые инструменты для продвижения и т.п. Среди наиболее востребованных сервисов big data – таргетированные SMS рассылки, финансовый скоринг и аналитика данных по запросу заказчика (тепловые карты, геоаналитика т.д.). Спрос на эти сервисы вырос вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, одновременно как у представителей крупного бизнеса, так и у компаний среднего и малого сегмента.

Cейчас становится все важнее не только правильно хранить, но и правильно защищать данные. Их нужно рассматривать как актив. Соответственно, следует защищать данные, как и любой другой актив компании. А для правильного их использования необходимо инвестировать в системы, которые способны эффективно обрабатывать, анализировать и сохранять данные в организации.

  1. Инновации в бизнес-моделях

В 2021-м компаниям нужно будет переосмыслить ценность, которую они предлагают клиентам, и то, как работает бизнес. В 2020 году многие сферы радикально изменились, в том числе сферы гостеприимства и публичных мероприятий. Оказалось, что организации, которые развиваются даже во время пандемии, – это те, кто способен быстро реагировать на изменения и переизобретать себя. Например, как инженеры из команды «Формулы 1», которые разработали аппарат для облегчения дыхания больных коронавирусом.

Конечно, размышлять о рыночных изменениях и трансформации бизнеса было важным всегда. Но в 2021-м инновации в бизнес-моделях могут стать той причиной, по которой компания выйдет в лидеры.

  1. Автоматизация

Этим трендом уже никого не удивишь: он постепенно развивается много лет. Но в этом году все больше компаний будут пересматривать свои бизнес-процессы и определять, где человеческая составляющая не добавляет ценности. Именно эти участки подлежат автоматизации в первую очередь. Примеров много: от автономных машин и кораблей до чатботов, которые принимают запросы от клиентов. А в 2021 году автоматизация дойдет и до «белых воротничков»: компании узнают, какие элементы работы юристов, врачей и других специалистов можно делегировать роботам, а какие пока останутся в руках человека.

  1. Децентрализованные финансы

Финансовые рынки склонны «нервничать» из-за ситуации с пандемией, поэтому многие компании уже могли испытать сложности с привлечением денег. Поэтому бизнесы, которые хотят расти, станут все чаще смотреть в сторону децентрализованного финансирования: краудфандинга, технологий блокчейна и других подобных.

  1. Виртуальные интерфейсы

Пока компании искали новые способы предоставления услуг клиентам, которые не ходят в магазины, они начали задумываться над новыми, цифровыми, путями. В частности, над использованием технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальности. Они позволяют воплотить в жизнь подход «попробуй, прежде чем купить» (например, виртуально примерить одежду). Вполне возможно, что вскоре это изменит то, как компании продают товары и услуги.

  1. От глобального к локальному

В 2020 году появилось немало причин начать мыслить локально, а не глобально: COVID-10 разрушил международные цепочки поставок, возросла напряженность между США и Китаем, наконец-то состоялся Brexit. Компании начали переосмысливать риски, связанные с цепочками поставок, и искать способы «локализовать» производство и продажу. Приятный бонус: переход от глобальности к локальности идет на пользу экологии.

  1. Устойчивое развитие

Этот тренд также не нов, но за последний год многие компании осознали, что экологический кризис может быть не менее опасным (и убыточным) для бизнеса, чем коронавирусный. Поэтому стоит ожидать от все большего числа организаций внедрения принципов устойчивого развития. В том числе – действий для уменьшения выбросов углерода и использования воды.

  1. Социальное привлечения

Во время пандемии бренды очень активно коммуницировали с существующими и потенциальными клиентами в социальных сетях. В 2021-м это взаимодействие продолжится, но может несколько трансформироваться. Бернард Марр ожидает, что оно станет более аутентичным: компании начнут чаще показывать, что происходит у них «за кулисами». А также привлекать к сотрудничеству инфлюенсеров и микрофлюенсеров из своей сферы бизнеса: эти люди смогут поддерживать диалог с клиентами.

Будущее работы

По мнению специалистов консалтинговой компании McKinsey, пандемия значительно ускорила существующие тренды, касающиеся удаленной работы, онлайн-коммерции и автоматизации. Из-за этого на 25% больше сотрудников, чем ожидалось, будут вынуждены сменить работу. Компания McKinsey прогнозирует такие изменения в текущем году:

  1. Удаленная работа и виртуальные встречи, скорее всего, продолжатся, но с меньшей интенсивностью. По результатам исследования, проведенного McKinsey, можно сделать вывод: 20-25% сотрудников в странах с развитой экономикой могут работать дома от трех до пяти дней в неделю без потери продуктивности. Это в 4-5 раз больше, чем до пандемии. Можно ожидать, что многие из этих людей захотят переехать из городов в пригород или городки поменьше.

Также специалисты McKinsey обнаружили, что некоторые задачи, которые технически можно выполнять удаленно, лучше все же выполнять лично. Например, проводить переговоры или мозговые штурмы, принимать важные решения, предоставлять обратную связь, вводить новых сотрудников в курс дел. Все эти задачи теряют часть эффективности в условиях дистанционной работы.

В то же время пандемия стимулировала компании оптимизировать рабочие пространства. Опрос 278 руководителей в августе 2020 года показал, что в среднем они планировали сократить площадь офисов на 30%. Этот шаг может привести к снижению спроса на рестораны и розничную торговлю в центральных районах городов и на пассажирский транспорт.

Страдает и сфера путешествий. Даже после снятия ограничений, по оценкам McKinsey, деловых поездок (самый прибыльный сегмент для авиакомпаний) может стать на 20% меньше, чем до пандемии. А это приведет к уменьшению спроса на услуги аэропортов, гостиниц и других подобных.

Зато сфера электронной торговли и других услуг в интернете «взорвалась»: в 2020 году электронная коммерция выросла в 2-5 раз по сравнению с 2019 годом (в Великобритании – в 4,5 раза, в США – в 3,3, во Франции в 2 раза, в Испании – в 4,7 раза). Примерно три четверти людей, которые впервые познакомились с цифровыми каналами продаж во время пандемии, говорят, что будут продолжать пользоваться ими и потом. Некоторые сегменты, вроде телемедицины, выросли еще сильнее. Скажем, спрос на онлайн-консультации врачей через индийскую компанию Practo увеличился более чем в 10 раз с апреля по ноябрь 2020-го.

Массовый переход на цифровые транзакции способствовал росту сфер поставок, транспортировки и складских работ. В Китае за первое полугодие 2020 года количество вакансий в сфере электронной торговли, доставки и социальных сетей выросло более чем на 5,1 млн.

Существенно вырос и спрос на сервисы, облегчающие удаленную работу. Так, Киевстар проанализировал данные за первые два месяца карантина, и оказалось, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1330% выросло количество подключений сервисов для организации дистанционных рабочих мест сотрудников, в частности – сервисов Microsoft Office 365 и StarTeams. На 217% стало больше подключений Виртуальной мобильной АТС, которая позволяет сохранить коммуникации с клиентами и настроить удаленную работу отделов продаж, сервисных подразделений и контакт-центров. И на 489% увеличился объем подключений системы электронного документооборота Star.Docs, которая позволяет подписывать документы онлайн, в том числе с мобильного телефона с помощью сервиса Mobile ID.

  1. Пандемия ускоряет внедрение автоматизации и искусственного интеллекта, особенно в сферах с малой физической дистанцией. Исторически бизнесы контролировали расходы во время рецессий благодаря автоматизации и редизайну рабочих процессов, в которых больше всего рутинных задач. Глобальный опрос McKinsey, проведенный в июле 2020-го, показал: две трети из 800 управленцев увеличивают инвестиции в автоматизацию и ИИ.

Многие компании используют эти технологии на складах, в продуктовых магазинах, в колл-центрах и на производстве. Это позволяет достичь двух целей одновременно: уменьшить плотность сотрудников (что важно для их безопасности) и удовлетворить растущий спрос. Скорее всего, именно те сферы, где малой дистанции между людьми не избежать, будут автоматизироваться в первую очередь.

Цифровое + физическое

Пандемия позволила двум мирам – цифровому и реальному – начать взаимодействовать радикально новыми способами. Например, лондонский элитный портной, который потерял возможность путешествовать к клиентам из других стран, снимал мерки дистанционно – с помощью робота. Однако хотя цифровые технологии стали очень удобными помощниками, им все равно чего-то не хватает. В исследовании компании Deloitte более половины респондентов сказали, что хотят, чтобы виртуальный опыт воспринимался более «человеческим». Итак, идеальный опыт потребителя должен сочетать и цифровое, и физическое измерение.

Эксперты Deloitte считают, что в ближайшие 18-24 месяцев все больше компаний будут искать новые способы комбинировать человекоцентричный дизайн с цифровыми технологиями. Этот тренд является одним из самых «горячих»: потребители уже ждут такие продукты. Еще весной 2020-го участники опроса сказали, что уже попробовали новый цифровой опыт (виртуальные концерты, встречи и т.д.). Сначала казалось, что это достойная альтернатива, но со временем люди перенасытились виртуальным и начали стремиться к реальному.

Существует много вариантов сочетания двух миров. Например, приложение с дополненной реальностью, которое позволяет увидеть варианты новых диванов в своем интерьере, и физический магазин, где можно пощупать понравившиеся. Со временем комбинаций будет становиться все больше, потому что на это есть огромный спрос. Эксперты Deloitte ожидают, что расширение цифрового взаимодействия будет способствовать появлению новых вариантов получения реального опыта, и наоборот.

По материалам forbes.com, mckinsey.com, weforum.org, deloitte.com