Эра Big Data ― аналитика больших данных меняет историю прогресса

Эра Big Data ― аналитика больших данных меняет историю прогресса | Kyivstar Business Hub изображение №1
22 февраля 2021
Решения для бизнеса

При поддержке онлайн-портала «Минфин»

Сегодня существование мировой экономики зависит не только от наличия природных ископаемых или развитого производства. Сейчас огромная роль отведена информационно-коммуникационным технологиям, которые открывают безграничные возможности для прогресса. Побеждают те, кто быстрее приспосабливается к новым обстоятельствам.

Информационный коллапс

Количество информации увеличивается с космической скоростью, что связано с постоянным развитием интернет-сети и продуктов операторов связи. Так, примерно 90% всех доступных в настоящий момент данных создано за 2 предыдущих года. Каждый день огромное число людей пользуются сотнями онлайн-порталов, лендингов и страниц в социальных сетях. Количество интернет-пользователей превысило 4 млрд, а это 57% от всего населения планеты. Беспрерывно генерируются тысячи фото, видео, миллионы запросов в поисковике. Только за один день производиться сотни терабайтов (1 ТБ = 1024 ГБ) информации.

Цифровизация экономики: смена приоритетов

Значительный вклад в рост больших данных внесла оцифровка различных материалов, таких как книги, документация и видео. Также огромное количество информации генерируют приборы IoT (Интернета вещей): все больше смарт-устройств беспрерывно получают данные о предпочтениях и образе жизни своих обладателей. Интернет вещей и машинное обучение ― ведущие двигатели развития мирового рынка больших данных, который, по прогнозам Statista/Wikibon, уже к 2027 году вырастет до $103 миллиардов, что более чем в два раза превысит ожидаемый размер рынка в 2018 году.

Проанализировать и рассчитать количество информации пытались еще в середине 20-го столетия, но само понятие Big Data появилось в конце 90-х. На это повлияло повышение производительности компьютеров и увеличение сетевого трафика. Впервые в 2006 году Клайв Хамби ― британский математик и предприниматель в области науки о данных ― приравнял ценность информации к стоимости нефти.

Покорители мира IT

Отличительной чертой больших данных является их безграничность. Кроме того, этот источник не имеет привязки к конкретному месту, как при добыче нефти. Более важные факторы ― число активных пользователей сети, абсолютное значение созданного и используемого диджитал-трафика, а также открытость и качество цифровых данных. Не странно, что наиболее высокие места в рейтинге заняли страны, которые постоянно вкладываются в расширение IT-сферы.

По результатам совместного исследования Mastercard и Университета Тафтса, в топ-5 стран, лидирующих в мире по работе с большими данными, входят:

  1. США
  2. Великобритания
  3. Китай
  4. Швейцария
  5. Южная Корея

Универсальное «оружие» современного бизнеса

Сегодня в больших массивах данных нуждаются, по сути, все сферы: торговля, коммуникации, медицина, финансы, политика и промышленные отрасли. Анализ Big Data используют как большие компании, так и маленькие локальные бизнесы. Большие данные везде и всюду: например, с помощью изучения полученной информации разные стриминг-сервисы могут рекомендовать своим подписчикам персональные решения.

Подобными методами пользуется платформа электронной коммерции Amazon, которая предлагает клиентам товары, основываясь на их предыдущих покупках. Таким же образом формирует пары мобильное приложение для знакомств Tinder, обрабатывая данные пользователей.

На пути к успеху

Наша страна ― новый игрок на этом рынке, но уже есть чем гордится. Так, всемирно известный украинский стартап Grammarly ― онлайн-сервис для помощи в написании текстов на английском языке ― создает алгоритмы редактирования на основе анализа больших данных. Минцифра Украины также использует анализ Big Data, что значительно упрощает проверку соблюдения карантинных мер.

Огромное количество информации анализируют представители торговли, финансовые учреждения и операторы сотовой связи. К примеру, мобильный оператор Киевстар имеет самую большую базу клиентов в Украине ― более 25 млн абонентов. Это позволяет компании лучше понимать своих потребителей. Каждый день генерируется свыше 8 ТБ новых данных. Проекты Big Data внутри организации ориентированы на исследование и оптимизацию клиентского опыта, а также помогают улучшить работу предприятия в целом.

Киевстар строго следует Законам Украины «Об информации» и «О защите персональных данных» и не передает данные абонентов третьим лицам. Все аналитические модели с использованием Big Data строятся на основе неперсонифицированных данных.

Киевстар предоставляет услуги с использованием больших данных с 2015 года. За это время компания наняла и научила немало специалистов в сфере Big Data, и команда постоянно расширяется. Профессионалы Big Data занимаются анализом данных, созданием новых продуктов и улучшением имеющихся.

Big Data ― доступно каждому

Информация, собранная с приложений, онлайн-платформ, сайтов и других ресурсов, помогает госучреждениям или предприятиям внедрять оперативные и действенные решения, чтобы оптимизировать существующие процессы и создавать новые.

Итак, анализ больших данных:

  1. Дает четкое понимание того, какие у бизнеса слабые стороны и помогает свести к минимуму риски.
  2. Позволяет найти пути совершенствования и способы вовлечения новой аудитории.
  3. Способствует повышению эффективности работы всей компании.

Как развивать бизнес: опыт партнеров Киевстар

В прошлом году компаниям пришлось пройти целый ряд испытаний: локдаун, строгие ограничения, внезапные перемены и постоянное неопределенное положение. Но есть бизнесы, которые не только выстояли во время «стихии», но и смогли увеличить доходы.

Кейс 1

Сеть заправок UPG: +3 000 пользователей программы лояльности

Задача: за 2020 год повысить количество участников программы UPGgood, которая дает клиентам возможность накапливать бонусы, чтобы сэкономить на топливе, покупках в магазине или VIVO Cafe.

Шаг 1: При помощи таргетированной рассылки на основе Big Data от Киевстар удалось лучше узнать об аудитории, которая пока не принимала участия в бонусной программе. Заправляя автомобиль любым топливом, потенциальный пользователь получал еще один бонус. В итоге к бонусной программе UPGgood присоединилось более 3 000 новых клиентов.

Шаг 2: Увеличение числа автозаправочных комплексов. Особое внимание уделили комфортным условиям для клиентов: на многих новых АЗК расположены большие веранды и VIVO Cafe, чтобы передохнуть в пути и сытно подкрепиться.

Шаг 3: В начале осени компания запустила свой бренд высокооктанового топлива upg 100, которое стало популярным среди любителей спорткаров.

Шаг 4: Компания поддерживала сферу медицинской помощи в период пандемии. В сумме было выделено 12,5 т горючего для клиник в 14 областях.

Кейс 2

Сеть магазинов компьютерной техники и электроники Brain: онлайн-трансформация

Задача: быстро восстановить коммуникацию с покупателями в период локдауна, когда оффлайн был «заморожен». Стимулировать клиентов покупать онлайн. Действовали быстро. Уже через неделю после объявления карантина был подписан договор с Киевстар, а 7 днями позже заработала SMS-рассылка с помощью автоматизированной платформы Business Data Solution ― инструмента для поиска клиентов и проведения рекламной кампании.

Кейс 3

ITbox.ua

Задача: актуализировать и повысить спрос онлайн.

Инструмент: Таргетированная SMS-рассылка: покупателям разослали SMS-сообщения с предложением получать заказанную продукцию с доставкой до квартиры или самовывозом через почтовые службы, с ее помощью клиентов информировали о возможных методах доставки.

Результат: Выросли продажи спорттоваров для дома, бытовой техники и детских товаров. Согласно статистике, количество покупок даже превзошло предварительные расчеты. В компании SMS-рассылку рассматривали как временное решение на период самоизоляции. Не все клиенты оценили такое общение, поэтому компания доработала настройки: получатели могли сами выбирать удобные им способы и темы в личном кабинете.

В период действия карантина клиенты получали повышенный кэшбэк при заказе в любом из интернет-магазинов. Это помогло увеличить количество повторных покупок, что положительно сказалось не только на продажах онлайн, но и офлайн после ослабления карантинных ограничений.

Всего должно быть в меру

Сам по себе большой поток Big Data не несет пользы. Сначала нужно отделить “зерна от плевел”, а учитывая объем информации, это крайне непросто. Количество всех данных настолько велико, что его невозможно проанализировать классическими методами. Но благодаря технологиям искусственного интеллекта и машинного обучения, специалисты могут отфильтровывать информацию для дальнейшего использования в работе.

Повышение спроса на продукты и услуги Big Data напрямую связаны с постоянным развитием технологий и сервисов, которые дают возможность обрабатывать колоссальные объемы данных. За последние несколько лет значительно увеличились вычислительные мощности оборудования, а цена техники при этом снизилась, что открывает доступ к большим данным компаниям с разными возможностями.

Итоги

С каждым годом количество информации будет увеличиваться: в ближайшем будущем Big Data проникнет в каждую сферу нашей жизни. Бизнесы, которые еще не познакомились с преимуществами больших данных, не скрывают, что теряют энную долю прибыли. Чтобы сохранить свои позиции на рынке и укрепить их, компаниям следует уже сегодня подумать о внедрении технологий Big Data.

Теги