Интернет вещей в бизнесе: как это работает?

Интернет вещей в бизнесе: как это работает? | Kyivstar Business Hub изображение №1
19 марта 2021
Решения для бизнеса

Сегодня каждый аспект нашей жизни генерирует данные: какую еду мы заказываем с доставкой, чем увлекаемся, сколько времени проводим в интернете и какой цифровой след оставляем. С данными связан не только быт: работа оборудования на заводе, перевозка грузов, выращивание и переработка сырья: во всех этих процессах можно собрать данные о физических объектах. А зачем? Чтобы «умная» система анализировала собранную информацию и улучшала эффективность этих же процессов. Решение этой задачи — Интернет вещей для бизнеса.

Как работает Интернет вещей для бизнеса

Internet of Things объединяет несколько понятий. Во-первых, это построенная на технологии межмашинного взаимодействия (M2M) сеть связанных между собой устройств, которые собирают данные и обмениваются ими. Во-вторых, это сама технология подключения, в которой не участвует человек. В-третьих, это также глобальная структура таких сетей, где устройства взаимодействуют между собой и с облачным хранилищем — IoT-платформой, и могут принимать решения без участия человека.

IoT-система работает так: датчики собирают информацию — платформа анализирует данные, реагирует на изменения и отдает команды — «умные» устройства выполняют задачу. На примерах: на складе повышается температура, из-за чего продукты портятся; датчики фиксируют повышение температуры; система отдает команду кондиционерам охладить воздух; продукты спасены. Таким образом Интернет вещей используется в любой отрасли, где можно автоматизировать процессы, собирать информацию и извлекать из нее пользу.

Почему не весь бизнес пользуется IoT

Технологии IoT очень выгодны для бизнеса: легче предотвратить поломку, чем тратиться на ремонт, и заменить ручной труд автоматизированным. Но реалии не позволяют моментально облепить весь завод новейшими сенсорами или обсадить все поле «умными» датчиками. Пока о быстром переводе всех бизнес-процессов на IoT и говорить рано, и вот почему:

  • внедрение IoT требует больших вложений и соответствующего оснащения, что доступно далеко не всем;
  • не все покупатели и потребители услуг готовы менять свои поведенческие привычки: так, некоторые избегают повсеместного сбора информации;
  • многие не верят в эффективность промышленного Интернета вещей и не готовы рисковать инвестициями, продолжая тратить еще больше денег на поддержание существующих решений, с меньшей эффективностью для бизнеса.

Тем не менее массовое внедрение IoT в бизнес — это хоть и медленный, но необратимый процесс, который будет ускоряться по мере развития технологий. Так, в Украине уже запустился Центр управления IoT Jasper (Cisco) от Киевстар — платформа для управления М2М SIM-картами. Он позволяет дистанционно управлять SIM-картами в «умных» устройствах: проверять их работоспособность, рассчитывать затраты, выключать и активировать услуги, а также выполнять запрограммированные пользователем действия при наступлении конкретных событий. Центр поддерживает все технологии передачи данных: Internet, SMS, CSD и Voice. При этом система минимизирует затраты: пользователь в любой момент выбирает выгодный тариф через личный кабинет, опираясь на результаты текущего месяца.

Какую пользу приносит Интернет вещей для бизнеса

В бизнесе Internet of Things применяется практически во всех сферах.

Логистика. Отслеживать маршруты и прокладывать путь, мониторить состояние транспорта, рассчитывать выгодные способы и время доставки грузов — все это под силу Интернету вещей. Ведь эта технология началась именно с оптимизации логистики.

Производство. Датчики на фабрике или аграрном хозяйстве отслеживают состояние оборудования, урожая, скота, грунта, а платформа контролирует процессы с минимальным вовлечением человека. Автоматизация процессов — это ускорение, оптимизация затрат и повышение профита.

Хранение товара. Сенсоры и «умные» устройства мониторят состояние складов в автоматическом режиме: условия хранения, уровень заполненности и прочее. Правильное хранение уменьшает количество испорченного товара и отходов, а соответственно — и убытков.

Маркетинг. Если представлять маркетинг как философию товара и его оценку с точки зрения пользовательского опыта покупателя, то Интернет вещей оказывает неоценимую пользу. Это сбор и анализ данных об аудитории, ее поведенческих привычках и предпочтениях, чтобы создать портрет покупателя и определить критерии вероятности осуществления продажи определенного товара в нужный момент времени.

Ритейл. Точки продаж могут оперативно связываться со складами и доставлять необходимый товар, передавать данные о спросе на продукцию и делать запросы. IoT работает и «на местах»: пример из украинских магазинов — кассы самообслуживания без кассиров.

Таким образом Интернет вещей для бизнеса приносит огромную пользу:

  • повышает рентабельность: доходы увеличиваются, а затраты снижаются;
  • оптимизирует бизнес-процессы;
  • улучшает пользовательский опыт покупателя и повышает вовлечение;
  • делает производство безопасным для сотрудников и окружающей среды;
  • повышает клиентоориентированность.
Теги