Как городам стать «умными»: руководитель направления B2G в Киевстар Павел Прохоренко о доступных технологиях

Как городам стать «умными»: руководитель направления B2G в Киевстар Павел Прохоренко о доступных технологиях, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №1
Киевстар
Киевстар Бизнес – надежный партнер для бизнеса и государства, который помогает в выполнении ежедневных задач и оптимизации внутренних процессов. Мы имеем глубокую экспертизу в сфере больших данных, облачных решений, интернета вещей и М2М. Среди инструментов, которые предлагаем: решения для сотрудников, аналитики, коммуникации с клиентами, построения надежной ІТ-инфраструктуры, безопасности, ІоТ-решений для бизнеса и государства. Своими знаниями […]
05 октября 2021
Интервью

Около 70% украинцев в городах. Это небольшие населенные пункты, областные и районные центры, каждый из которых имеет свой собственный характер, историю и туристические магниты. Всего более 1300 городов, из которых три — миллионники: Киев, Харьков и Одесса. Но независимо от своего расположения и размера, у них есть общие проблемы.

Как организовать движение транспорта? Как быстро устранять аварии в коммунальных сетях? Как привлекать туристов? Где строить школы и детские сады? Готовые технологические решения для управления городами уже сейчас предлагает внедрить Киевстар. А какие именно инновации помогают управлять городами эффективно — рассказал Павел Прохоренко, начальник департамента по работе с государственными предприятиями Киевстар.

Содержание

  1. Как Киевстар может помочь городам развиваться?
  2. Какие технологии нужны украинским городам, чтобы стать «smart»?
  3. А если детальнее — как городские власти могут использовать Big Data? В каких сферах она полезна?
  4. Можно ли с помощью технологий экономить и решать коммунальные проблемы города?
  5. Одна из проблем в больших городах — это постоянные пробки. Как технологии могут помочь с дорожным трафиком?
  6. Во многих городах мира умные камеры наблюдения помогают искать преступников. Доступны такие инновации в Украине?
  7. Какие еще процессы город может диджитализировать?
  8. Есть ли особенности у внедрения технологий «умного города» в Украине?

— Как Киевстар может помочь городам развиваться?

Киевстар работает на рынке Украины с 1994 года и уже давно перестал быть просто оператором мобильной связи. Сейчас это большая технологическая компания, которая предоставляет не только телеком-услуги своим клиентам, а и предлагает бизнесу и государственным предприятиям готовые технологические решения. Это облачные сервисы, IoT-технологии, таргетированные рассылки, система электронного обмена документами и т.д. — выбор инструментов достаточно велик и помогает нашим заказчикам решать широкий спектр задач.

Именно в направлении B2G (Business-to-Government) мы сотрудничаем с городами, которые внедряют у себя элементы Smart City. Это уже не новый мировой тренд, но в Украине он, к сожалению, развивается достаточно медленно. Пока в Сингапуре благодаря IoT-технологиям с одного компьютера могут предугадать пробки, пустить дополнительный общественный транспорт или в режиме реального времени отслеживать состояние коммунальных сетей, в Украине за проезд в маршрутках все еще передают наличные, а об авариях узнают от недовольных жителей.

Однако мы видим здесь окно возможностей для украинских городов: уже готовые инновационные решения просто ждут, чтобы их применили. Это безусловно улучшает жизнь жителей, позволяет разумно использовать бюджетные средства, способствует развитию города. И Киевстар имеет все необходимое, чтобы помочь местной власти внедрить новые технологии без лишних усилий.

— Какие технологии нужны украинским городам, чтобы стать «smart»?

Smart City — это комплексное явление, в основе которого должна быть работа с большим количеством информации. Именно анализ больших массивов данных или Big Data может помочь местным органам власти управлять городом: рационально использовать бюджет, строить инфраструктуру, увеличивать доходы от туризма, определять стратегию и планы по развитию на следующий год.

Эпоха, когда решения принимались на основе отчетов в excel-таблицах, уже давно прошла. Данных сейчас так много, что нужны новые технологии для их правильной оценки. Здесь на помощь и приходит Киевстар с его многолетним опытом и экспертизой. Компания помогает собрать информацию из разных источников: данные самого оператора, города, других служб и партнеров Киевстар. Эта информация обрабатывается в режиме реального времени благодаря облачным сервисам и визуализируется на одном дашборде в виде понятных графиков. Таким образом местная власть получает ценный инструмент для принятия управленческих решений в различных сферах. И это также становится базисом для дальнейшего наращивания умных технологий.

— А если детальнее — как городские власти могут использовать Big Data? В каких сферах она полезна?

Зависит от того, какой запрос у заказчика. Например, власть хочет знать кто живет в городе. Мы можем построить портрет населения: проанализировать возраст, пол, наличие детей, интересы жителей города и его отдельных районов. Для чего это нужно? Так власть может понимать, где им нужно строить новые школы и детские сады, где не хватает нового бизнес-центра, а где — спортивной площадки. Собранную информацию можно учитывать в диалоге с инвесторами и совместно планировать новые инфраструктурные проекты именно в этих местах.

Также Киевстар помогает анализировать сезонную и трудовую миграции жителей. Вы можете увидеть, из каких поселков люди больше всего едут на работу в город — чтобы запланировать бюджетные расходы и в будущем модернизировать наиболее загруженные дороги или запустить дополнительный общественный транспорт.

Как городам стать «умными»: руководитель направления B2G в Киевстар Павел Прохоренко о доступных технологиях, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №2

Big Data также используют для развития сферы туризма. Можно проанализировать, из каких городов Украины к вам чаще всего приезжают туристы и какие маршруты их интересуют. А еще сделать выводы, из каких направлений поток гостей пока минимальный — это позволит правильно запустить пиар-кампании, найти новые потенциально привлекательные для туристов места, обновлять и развивать местную инфраструктуру, чтобы регион для путешественников был удобным.

В частности, можно сделать их поездки более комфортными. Скажем, запустить из аэропортов рейсы в новых направлениях — как это было в Харькове. Специалисты Киевстар проанализировали, сколько харьковчан едет в Борисполь из-за недостатка нужных авианаправлений в родном городе. Как результат, харьковский аэропорт получил качественную аналитику и смог подписать новые договоры с авиакомпаниями для открытия у себя популярных рейсов. Харьковчанам стало удобнее путешествовать, а аэропорт и город увеличили свои доходы.

Важно: Предлагаемые сервисы и услуги на основе Big Data созданы мобильным оператором. В работе с данными компания придерживается законов Украины «Об информации» и «О защите персональных данных» и не передает и не продает персональные данные абонентов, в том числе записи разговоров, тексты SMS / MMS и историю браузера третьим лицам. Все аналитические модели с использованием Big Data строятся на основе неперсонифицированных и зашифрованных данных.

— Можно ли с помощью технологий экономить и решать коммунальные проблемы города?

Да. Именно IoT-технологии (Internet of Things — ред.) помогают муниципалитетам во всем мире экономить средства и предотвращать аварии. Как именно? Возьмем в качестве примера водоканал. Мы как телеком-оператор ставим свои SIM-карты в специальные датчики в приборах учета ресурсов. Благодаря этому в центр сбора данных автоматически поступает точная информация о потреблении ресурсов каждой квартирой или домом. Такие же датчики могут мониторить ситуацию на инфраструктурных объектах, чтобы была возможность быстро реагировать на проблемы, например, прорывы в трубах. Это позволит коммунальным службам оперативно ликвидировать аварийные ситуации и предотвращать настоящие катастрофы.

Киевстар в этом процессе обеспечивает М2М SIM-картами устройства, дает платформу для управления ими (Центр управления IoT) и предоставляет инфраструктуру для передачи сигнала от устройств в единый центр сбора данных. Далее полученную с датчиков информацию можно собирать в масштабные архивы данных и при помощи облачных инструментов анализировать и визуализировать их. Для этого подходит решение Azure Stack с Киевстар.

Как стратегический партнер Microsoft, Киевстар сегодня может объединять возможности мировой облачной платформы Azure от Microsoft с потенциалом собственного дата-центра. Благодаря чему город и его коммунальные предприятия могут хранить и обрабатывать данные на территории Украины, но пользоваться при этом всеми преимуществами одного из наибольших облаков в мире.

— Одна из проблем в больших городах — это постоянные пробки. Как технологии могут помочь с дорожным трафиком?

Пробки — это головная боль многих крупных городов в мире. Впрочем, решение проблемы скрывается не только в количестве развязок и дорог, а и в заботе о комфортном общественном транспорте.

Машин будет все больше, а вот город и улицы останутся прежних размеров. Потому нужно побуждать людей пользоваться общественным транспортом и оставлять свои автомобили для путешествий за город. А как это сделать? Запускайте комфортные автобусы по самым популярным направлениям. Сегодня Киевстар с помощью геоаналитики может построить динамическую карту перемещения населения в заданный промежуток времени. Задача для города — использовать эту аналитику и запустить в наиболее перегруженных направлениях больше общественного транспорта. А для еще большего удобства — внедрить электронный билет.

Как городам стать «умными»: руководитель направления B2G в Киевстар Павел Прохоренко о доступных технологиях, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №3

Город может максимально быстро внедрить технологию безналичной оплаты проезда в транспорте.Такой проект Киевстар вместе с партнерами помог реализовать в Мариуполе. Наши SIM-карты разместили в валидаторах в транспорте, управление ими идет через Центр управления IoT. В совокупности всех использованных технологий это позволяет принимать от пассажиров оплату за проезд онлайн. И это удобно не только для них, но и для города, потому что так он может отслеживать пассажиропоток и понимать, хватает ли транспорта на маршруте.

— Во многих городах мира умные камеры наблюдения помогают искать преступников. Доступны такие инновации в Украине?

У нас можно внедрить любую технологию. Проекты с камерами относятся к направлению «безопасный город», и Киевстар работает с такими решениями. Например, местная власть устанавливает на улицах камеры наблюдения. Какая здесь роль телеком-оператора? Мы можем хранить данные с этих камер в своем дата-центре, а благодаря партнерскому решению с Microsoft обрабатывать и анализировать видео под актуальные задачи.

Как городам стать «умными»: руководитель направления B2G в Киевстар Павел Прохоренко о доступных технологиях, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №4

Благодаря технологии машинного обучения можно распознавать лица и найти человека, который сейчас в розыске. Так же анализируя нетипичную активность или агрессивное поведение человека можно предотвратить террористическую атаку. Или же найти похищенную машину. С такими мировыми практиками город становится более безопасным для его жителей.

— Какие еще процессы город может диджитализировать?

Благодаря Киевстар город может быстро информировать население через SMS об актуальных вопросах. Объявления на заборе уже давно не работают. Такая же низкая эффективность и у публикаций анонсов на страницах Городского совета в социальных сетях. Гораздо удобнее, если ваши граждане своевременно получат SMS-сообщение на свой телефон.

Через SMS местные власти могут известить о перекрытии дорог во время спортивных мероприятий на центральных улицах или о ярмарках и фестивалях, которые проходят в определенных районах города. В 2021 году с помощью таких сообщений города информировали граждан о новых центры вакцинации. Удобно, что можно купить пакет таких рассылок на год и гарантированно иметь качественный канал коммуникации с населением, который будет использоваться при необходимости в нужном объеме.

Коммуникациям с населением помогают и другие сервисы Киевстар. Например, если нужно быстро развернуть колл-центр в случае возникновения кризисной ситуации или создать горячую линию для жителей города, мы подключаем Виртуальную мобильную АТС, которая позволяет в течение 5 минут объединить в одну сеть все имеющиеся мобильные и фиксированные номера и дальше автоматически распределять звонки между операторами — по определенным сценариям, которые настраиваются даже дистанционно на вебплатформе. Можно также подключить номер 0-800 — он станет единственным для входящих звонков и бесплатным для звонящих. И вот в течение всего нескольких минут у вас уже есть готовый колл-центр.

— Есть ли особенности у внедрения технологий «умного города» в Украине?

Особенность в том, что в наших городах часто процессы цифровизации находятся на очень ранних этапах: где-то есть несколько камер, где-то электронный билет, а где-то — точечно поставили несколько умных счетчиков в домах. Комплексные решения сейчас мало где внедряются, и именно поэтому Киевстар хочет помочь использовать наиболее современные технологии.

Мы понимаем, что к каждому городу нужен индивидуальный подход. Нельзя одно решение предложить всем, как иногда бывает в бизнесе. Вместе с местными органами власти наши специалисты оценивают ситуацию, решают, какие технологии нужно внедрить для максимального эффекта в первую очередь. Например, кто-то хочет начать с информирования населения с помощью SMS, а другие хотят часть документов перевести в электронный формат, чтобы быстрее принимать решения.

Общей проблемой для всех еще остаются юридические вопросы. А именно — правильное оформление тендерных закупок. Города хотят меняться, но, как банально это бы не звучало, они часто не знают, как закупить тот или иной продукт. Например, государственные или городские структуры не могут заказать себе программное обеспечение от Microsoft, так в тендерной заявке на Prozorro указывают неправильные идентификаторы или название предмета закупок. Киевстар тут выступает не только как поставщик решений, но и как надежный партнер, который готов делиться своим опытом, экспертизой, своевременной поддержкой и сопровождением. В итоге город купит именно тот продукт, который ему нужен.

Киевстар понимает, как сегодня городам важно внедрять инновации, экономить ресурсы и рационально использовать бюджет. Именно поэтому мы стремимся помогать им внедрять технологии и развиваться, чтобы жители украинских городов имели как можно более комфортную жизнь.

Теги