Креативный Агро. Расцвет AgroTech решений и технологических инноваций

Киевстар
Киевстар Бизнес – надежный партнер для бизнеса и государства, который помогает в выполнении ежедневных задач и оптимизации внутренних процессов. Мы имеем глубокую экспертизу в сфере больших данных, облачных решений, интернета вещей и М2М. Среди инструментов, которые предлагаем: решения для сотрудников, аналитики, коммуникации с клиентами, построения надежной ІТ-инфраструктуры, безопасности, ІоТ-решений для бизнеса и государства. Своими знаниями […]
23 сентября 2021
Тренды и аналитика

Информационные технологии – путь к увеличению прибыли

Креативный Агро. Расцвет AgroTech решений и технологических инноваций, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №2

Елена Малицкая,
основательница, СЕО
ISE Corporate Accelerator 

Креативный Агро. Расцвет AgroTech решений и технологических инноваций, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №3

Евгений Кугук,
основатель трех успешных стартапов FieldBI
AutoBI и Agrotop

•• Украина не отстает от мирового тренда диджитализации агробизнеса. Все больше малых, средних и крупных сельхозпроизводителей движутся в направлении повышения экономической эффективности и конкурентоспособности на национальном и мировом рынках. Современный украинский фермер отлично понимает, что путь к приумножению прибыли – это не только инвестиции в технические средства производства, но и в информационные технологии на предприятии.

Внедрение программного обеспечения для агробизнеса обеспечивает собственникам и руководству автоматизированный, быстрый, полный и всесторонний доступ ко всем ключевых и вторичным показателям эффективности работы агропредприятия.

Квантовый скачок в сфере технологий

Креативный Агро. Расцвет AgroTech решений и технологических инноваций, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №4

Тарас Дзьоба,
заместитель Министра аграрной политики
и продовольствия Украины по вопросам цифровой трансформации

•• На протяжении всего изложения известной всем книги Юваль Ной Харари последовательно отстаивает мнение, что в истории человечества произошли три знаменательные события: когнитивная революция (~70.000 лет тому назад), аграрная революция (~12.000 лет тому назад) и научная революция (~500 лет тому назад). Мы живем во времена следующего фундаментального, тектонического изменения – симбиоза технологий с биологическими особями. После каждой из них происходил эволюционный скачок, который в корне изменял статус человека и его взаимодействие с окружающей средой. Главное, по логике Харари, – «способность передавать информацию о вещах, которых вообще не существует».

Сегодня у нашего общества есть все необходимые инструменты и ресурсы, чтобы осуществить квантовый скачок в сфере агротехнологий, в одной из самых консервативных и в то же время наиболее перспективных отраслей. Ведь вследствие аграрной революции пшеница «одомашнила» sapiens, сделав их жизнь намного сложнее и единообразнее, и до сих пор человек напрямую зависит от урожая.
Однако при помощи digital-технологий, инновационных методов агропроизводства, ІТ-технологий, искусствен­ного интеллекта, наборов Big Data на­конец стало возможным поднять человека на высшую ступень.

Агроинновационные стартапы и инициативы демонстрируют высшее развитие интеллектуальных возможностей человечества, дают возможность прогнозировать, анализировать, улучшать, делать агропроизводство более продуктивной и эффективной отраслью. Настало время покорения пшеницы человеком, а не наоборот!

Мы ответственны за продовольственную безопасность

Креативный Агро. Расцвет AgroTech решений и технологических инноваций, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №5

Елена Нероба,
партнер Trend and Hedge Club,
менеджер по развитию Maxigrain (Greece)

•• Украина принимает участие в глобальной конкуренции на рынке аграрной продукции, а потому должна поддерживать качество своей продукции на достойном уровне, при этом по ценам, не превышающим цены у других игроков.

Одна из возможностей для нас – не проходить длинный путь эволюции, а сразу воспользоваться лучшими мировыми достижениями. Современные технологии – это ключ для сокращения себестоимости и минимизация рисков производства, логистики и сохранения. Кроме того, это возможность для украинских стартапов выйти на рынок. Агроинновации выгодны всем – их использование демонстрирует зрелость украинского рынка, позволяет даже самому мелкому производителю оптимизировать процессы и сэкономить средства, создать дополнительные рабочие места в инфраструктурных проектах. Динозавры вымерли, потому что не смогли приспособиться к новым условиям. Украинских производителей ждет намного лучшая участь, ведь мы ответственны за мировую продовольственную безопасность и не имеем права не оправдать надежды миллионов людей по всему миру.

Катализатор изменений

Креативный Агро. Расцвет AgroTech решений и технологических инноваций, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №6

Константин Вечер,
директор по развитию бизнеса
на корпоративном рынке Киевстар

••Агропромышленный комплекс обес печивает приблизительно 40% валютных поступлений Украины. Каждый пятый украинец занят в производстве или переработке агросырья – и это без учета смежных сфер. Две из трех бутылок подсолнечного масла в магазинах по всему миру происхождением из нашей страны.

Украинская агросфера на подъеме. Этому способствует мировая конъюнктура и рынок земли, который наконец-то заработал.
Уже сегодня мы входим у топ-5 крупных экспортеров сельскохозяйственной продукции в ЕС. Кроме Европы, есть также динамичная Азия, спрос которой на качественные продукты будет увеличиваться вместе з ростом уровня жизни.

Как семечки подсолнечника содержат в себе будущее масло, так и Украина имеет большие возможности, для раскрытия которых нужно быстро адаптировать инновации. Национальные производители способны быть не просто надежным звеном в продовольственной безопасности, но и обеспечивать возрастающий спрос на органические, вкусные и премиальные продукты.

Конкуренция подталкивает Украину к наращиванию эффективности и яркости. Агросектор стремительно диджитализируется, отображая общий тренд. По прогнозам, мировой рынок программного обеспечения для управления сельскохозяйственным производством за последние пять лет увеличится вдвое: от $2,1 млрд в 2021 году до $4,2 млрд в 2026-м.

Рост спроса на «цифру» подтверждают данные Киевстар. 2020 год стал прорывным в использовании Big Data. Большой спрос и на облачные платформы – по типу Azure Stack, которую мы запустили два года тому. Межмашинное взаимодействие – М2М и интернета вещей – давно в топе, поскольку позволяют автоматизировать и оптимизировать сложные процессы, повысить продуктивность работы и рационально распределить ресурсы.

Среди заказчиков наших услуг много аграриев, которым нужно сохранять и обрабатывать большие объемы данных по хозяйствах, расположенных на большой площади. Открытый рынок земли будет формировать также спрос на системы управления земельным банком – необходимый инструмент при условиях, когда правила игры только формируются, границы участков не четкие, а документы о праве собственности часто существуют в полустлевшей форме где-то в сельсовете.

Впереди годы высокого спроса на сельскохозяйственную продукцию и такой же высокой конкуренции. В этих перегонах украинским производителям понадобится не только плодородная земля, но и современные решения, подкрепленные надежными телекоммуникациями.

Мы верим в глобальный успех Украины и рады, что в нем будет также частичка Киевстар.

Креативный Агро. Расцвет AgroTech решений и технологических инноваций, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №7

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

АПК Украины дает 10–14% ВВП страны и обеспечивает до 40% экспортных валютных поступлений. Каждый пятый украинец (20%) занят в производстве или переработке аграрной продукции. А если сюда добавить смежные сферы, в том числе ІТ, то этот показатель может достичь 30%.

Речь идет не только об экспорте сырья: за годы независимости Украина построила один из самых мощных в мире комплексов по переработке подсолнечника, а сегодня стремиться выйти на другие рынки добавленной стоимости. Черноземы занимают 40% земель сельхозназначения (8,7% от мировых площадей), что создает в стране мощное основание для растениеводства. К сожалению, в животноводстве такими результатами мы похвастаться не можем из-за дефицита инвестиций в отрасль. Текущая ситуация с инвестиционным климатом не способствует росту сектора переработки и животноводства, а потому львиную долю в структуре экспорта занимает сырье растительного происхождения и продукты первичной переработки.

В Украине действуют правила свободного рынка, когда вмешательство государства минимальное. Государство не ставит ограничений по объемам экспорта, а только поддерживает старания экспортеров и переработчиков согласовать балансовые показатели путем переговоров и подписания меморандума между представителями основных заинтересованных сторон – производителей, переработчиков и экспортеров.

Растениеводство в Украине

Благодаря объему земельного банка по сравнению с количеством населения, Украина – экспортно-ориентированная страна. Площадь пашни – почти 33 млн га (для сравнения: вся территория Польши составляет 31,2 млн га). Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в Украине превышает 42,7 млн га (для сравнения: территория Парагвая составляет 40,6 млн га; или это две территории Беларуси (41,5 млн га)).

Согласно данным официальной статистики, площадь абсолютного большинства хозяйств составляет до 0,5 тис. га, а компании с земельным банком более 100 тис. га – крупные агрохолдинги – в основном состоят из многих небольших по зембанку юридических лиц. Потенциально, запуск рынка земли может исправить это статистическое несоответствие реальности.

Из 31 млн га, пребывавших в частной собственности, более 23 млн сдаются в аренду. Больших ожиданий касательно быстрого запуска рынка сегодня нет, как и рисков удорожания стоимости конечной продукции из-за изменения этой статьи расходов себестоимости производства. Большинство договоров аренды подписаны долгосрочно, а стартовая стоимость участков существенно ниже, нежели того ожидали собственники. По состоянию на 13 августа, то есть за полтора месяца действия Закона о рынке земли, подписано только 6,57 тыс. соглашений. По площади земель, по которым были зарегистрированы сделки, лидируют Полтавская (1 621,3 га), Харьковская (1 571,7 га) и Кировоградская (1 121,8 га) области. Второй, после стоимости участков, причиной слабой активности является высокая стоимость услуг по оформлению соглашения, которая может составлять половину стоимости одного гектара, и небольшое количество нотариусов, которые сегодня соглашаются совершать сделки.

Что касается культур, которые занимают пашню, то большая их часть находится под зерновыми (пшеница, кукуруза и ячмень) и масличными (подсолнечник, рапс и соя) культурами:

Креативный Агро. Расцвет AgroTech решений и технологических инноваций, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №2

Еще почти 10 млн га занимают другие зерновые – гречка, рожь, просо и т.д.; зернобобовые – горох, нут, фасоль, чечевица и другие; сахарная свекла, ягоды, овощи, фрукты. Ежегодно площади под наиболее рентабельными культурами увеличиваются, а урожайность растет благодаря применению более современных технологий. Отдельный вопрос – изменение климата, из-за чего на протяжении последних нескольких сезонов урожайность основных культур немного изменилась.

Креативный Агро. Расцвет AgroTech решений и технологических инноваций, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №3

Креативный Агро. Расцвет AgroTech решений и технологических инноваций, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №4

Креативный Агро. Расцвет AgroTech решений и технологических инноваций, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №5

Как видим, после «провала» в 90-х годах прошлого века Украина почти возродила производство пшеницы, а по подсолнечнику и кукурузе увеличила урожайность почти вдвое.

Сегодня показатели урожайности основных культур в нашей стране отвечают средним в мире – для пшеницы это 3,5 тонн/га, в ЕС – почти 6 тонн/га. Средняя урожайность кукурузы в мире согласно данным USDA – 5,7 тонн/га, однако, например, в Аргентине, которая является нашим конкурентом, этот показатель достиг прошлогоднего уровня – почти 8 тонн/га. Урожайность подсолнечника в Украине превышает среднемировую, однако ниже показателей той же Аргентины. Такие урожаи – далеко не предел мощностей украинского производства. С инвестициями в мелиорацию и использованием более засухоустойчивых сортов потенциал к увеличению урожайности в Украине достаточно большой.

Внутреннее потребление в Украине за счет стагнации животноводства, почти полного отсутствия производства биотоплива и сокращения населения вместе с увеличением объемов производства позволяет нам занимать первые места в мировых рейтингах экспортеров: безусловные лидеры по подсолнечному маслу и шроту (производ­ная маслопереработки, что является частью комбикормов для животных всех видов), вторые в мире по экспорту ячменя, а также входим в топ-5 экспортеров кукурузы и пшеницы.

Украина уже не является «статистической погрешностью» на карте аграрной торговли, однако по большинству культур находится еще далеко от лидеров рынка. Страна является важным игроком на международном рынке зерна и масличных, гарантируя продовольственную безопасность в мире. По результатам 2019/2020 маркетингового года в совокупности по объему экспорта всех зерновых культур Украина занимает второе место в мире, уступая только США. Две из трех бутылок подсолнечного масла на полках магазинов в мире произведены в Украине. Вмешательство государства в экспорт минимальное, бизнес-климат позволяет функционировать в Украине представителям всех мультинациональных зерновых корпораций, что способствует усилению конкуренции между экспортерами и побуждает участников рынка к развитию.

География экспорта нашей страны достаточно широка, а безусловные лидеры – ЕС и Азия. Это заставляет производителей одновременно быть конкурентоспособными по цене и постоянно улучшать качество продукции.
По данным «АПК-Информ», стоимость украинского подсолнечного масло начала стремительно расти летом 2020-го. Причиной этого стало существенное сокращение фактического урожая подсолнечника в Украине и России (приблизительно на 20%) по сравнению с ожиданиями на фоне мировой инфляции, вызванной коронавирусом и резким увеличением спроса на все сырьевые товары со стороны основных покупателей.
Кроме того, ситуация с возобновлением поголовья свиней после всплеска АЧС в Китае создала дополнительную турбулентность на аграрных рынках.

Внутренний рынок потребления подсолнечного масла в Украине составляет менее 10% от объемов производства, а само подсолнечное масло в мире занимает только 9% в структуре потребления всех масел растительного происхождения. Поэтому до стабилизации цен в масличном комплексе мы имели существенное увеличение спроса на фоне низкого предложения. Между заводом и полкой путь подсолнечного масла занимает от 2 до 4 месяцев, поэтому реакция цен для конечного потребителя всегда идет с задержкой. Сегодняшние ожидания будущего урожая подсолнечника довольно оптимистичные – масличный комплекс более спокойный, чем годом ранее, поэтому цена ниже пиковой на треть, однако все еще на 40% превышает привычные средние за последние пять лет уровни. Среди факторов риска удорожания остаются угроза снижения производства пальмового масла и роста цен на сырую нефть, что увеличит спрос на биодизель, на который и так влияет резкое уменьшение производства рапса.

Несмотря на климатические неурядицы прошлого сезона, прибыль украинских производителей и экспортеров превысила ожидания, ведь благодаря турбулентности на сырьевом рынке из-за макроэкономических факторов стоимости аграрной продукции увеличилась на 40–60%.

Животноводство в Украине

В украинском аграрном секторе животноводство занимает второе место, существенно уступая по объемам растениеводству: доля животноводства сегодня не превышает и 30% отрасли. Выращивание птицы, в основном курятины, и молочное скотоводство остаются драйверами украинского животноводства.

Рядовой украинец потребляет 50-54 кг мяса всех видов ежегодно. Для сравнения: в развитых европейских странах этот показатель превышает отметку в 65 кг. Причина этого – отсутствие достаточной конкуренции в указанном секторе, что позволяет производителям не снижать цену. При наличии инвестиций в отрасль потенциал к увеличению почти на 50% может стать реальностью.
Львиная доля производства в животноводстве приходится на домохозяйства. В частных угодьях содержится почти все поголовье овец и коз (80% от общего количества), 75% коров, 50% свиней и 40% птицы. Однако для масштабного производства с использованием современных технологий такая структура нетипична и неэффективна. Яркий тому пример – трансформация свиноводства Китая, где частные животноводы отходят на второй план.

В последнее время существенно повысило свою эффективность и молочное производство. Благодаря продуктивной селекционной и племенной работе и сбалансированному питанию надои молока из одной коровы продолжают увеличиваться. Потребление молочной продукции в Украине находится на стабильно высоком уровне, независимо от изменения уровня доходов и общей экономической ситуации, однако главная проблема украинского молочного скотоводства – сокращение поголовья крупного рогатого скота: 400 тыс. голов находятся на агропредприятиях и 1,2 млн, по данным Госстата, – у населения.

Сегментом, который наиболее активно развивается, является птицеводство. Не в последнюю очередь это связано с тем, что из-за низкой платежеспособности населения на мясо птиц наибольший спрос.

Украина ежегодно производит более 1,3 млн кг мяса курятины, треть из которых – экспортируется. За последние 10 лет экспорт мяса птиц увеличился в более чем 4 раза, а экспорт яиц – более чем в два раза.

Украина в январе–мае 2021 года экспортировала 177,37 тыс. тонн мяса и съедобных субпродуктов птицы, что не намного превышает показатель за аналогичный период 2020 года (175 тыс. тонн). Об этом свидетельствуют данные Государственной таможенной службы Украины. В стоимостном выражении экспорт в отчетном периоде достиг $255,3 млн против $223,54 млн в январе–мае 2020 года.

Главными покупателями отечественного мяса и съедобных субпродуктов птицы с начала 2021 года стали:

  • Саудовская Аравия – $76,54 млн;
  • Нидерланды – $42,93 млн;
  • ОАЭ – $15,26 млн;
  • Турция – $10,39 млн;
  • Киргизстан – $9,51 млн.

Креативный Агро. Расцвет AgroTech решений и технологических инноваций, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №6

Преградой на пути развития отрасли стало также стремительное удорожание кормовой базы в 2020–2021 годах: украинские животноводы не успели сделать запасы, что привело к подорожанию конечной продукции, причем спрос и покупательская способность населения не увеличивались. По последним данным, мясо подорожало на 20–30%.

Кроме того, снижение ПДВ для части продукции растениеводства до 14% вызвало дисбаланс в структуре налоговых обязательств животноводов, и правительство отреагировало мгновенно, вернув части сырья стандартную ставку НДС.

Локомотивом украинского животноводства являются именно курятина и яйца. Производство говядины, телятины и свинины постоянно сокращается, поскольку отрасль требует полного перестроения из-за устаревших условий содержания скота на фермах, а откорм в домашних хозяйствах становится менее рентабельным. Именно из-за низкой конкурентоспособности большинство видов украинского мяса и продукции животноводства на внешних рынках, что обусловлено разными причинами, инвестиции в эту отрасль существенно меньше, чем в растениеводство, а срок возврата существенно длиннее. Развитие животноводства, увеличение поголовья КРС, в том числе молочных коров, наращивание сельскохозяйственного производства и увеличение прибыльности хозяйств – одна из приоритетных задач отрасли.

В этом году государственную программу поддержания животноводства дополнено еще двумя направлениями – дотация на содержание коз и овец и дотация за прирост коров, увеличено размер бюджетных дотаций и процент возмещения, а также расширено круг получателей поддержки. В общем государственная поддержка будет осуществляться по шести направлениям:

  • за имеющиеся пчелосемьи;
  • частичное возмещение стоимости племенных животных;
  • строительство или реконструкция животноводческих ферм, комплексов и т.д.;
  • переработка сельхозпродукции, в том числе за счет банковских кредитов;
  • содержание коз и овец;
  • прирост коров.

Однако средств, которые закладываются в бюджет на поддержание животноводства, не хватает для развития полноценной отрасли животноводства, которая бы конкурировала по цене с импортной продукцией. Хотя стоит понимать, что возобновление животноводства – это не только улучшение торгового сальдо, но и дополнительный спрос на рынке сырья, что увеличит рентабельность растениеводства.

Кроме стагнации мясного животноводства, на фоне отсутствия каких-либо протекционистских мероприятий со стороны государства украинская молочная и перерабатывающая отрасли оказались на краю обрыва, несмотря на увеличение продуктивности на единицу поголовья. Существует мнение, что максимум за пять лет на рынке Украины останется только 10–20 игроков, которые будут искать возможность продаться транснациональным компаниям.

Необходимо, как и в отрасли мясного животноводства, снижать себестоимость производства и выходить на новые рынки сбыта. В том числе путем соблюдения современных требований экологичности. Сегодня конкурентные предпочтения на традиционных внешних рынках полностью исчерпаны, а факторы, которые их формировали – дешевое сырье, ресурсы и рабочая сила, – уже не работают, что сделало украинскую продукцию дороже иностранной.

Для того чтобы молочная перерабатывающая отрасль обеспечила продукцией внутренний рынок и развивала экспорт, Украине необходимо вырабатывать 10 млн тонн молока, из которых 6 млн тонн должны поступать от промышленного производства. Это почти вдвое превышает текущие показатели.

В Украине в прошлом году официальный импорт молока составил 750 тыс. тонн. Однако в стране существует также неофициальный рынок, то есть рынок контрабанды, который специалисты оценивают на уровне 30%. Импорт продукции свиноводства в Украине намного превышает экспорт. И в целом речь идет о незначительных объемах международной торговли, ведь отечественные производители часто настроены именно на внутренний рынок. Поддерживает рынок внутренняя кооперация производителей с ритейлом. Украина формально находится в зоне эпидемии АЧС.

Для экспорта отечественной продукции необходимы специальные разрешения и соглашения между ветеринарными службами Украины и стран потенциального экспорта, поэтому рынок крупных игроков для нас в этих условиях закрыт. Пик импорта свинины пришелся на 2011–2014 годы, сегодня он уже достаточно длительное время колеблется в пределах 20–30 тыс. тонн в год. Украина имеет давние традиции потребления свинины. Этот вид мяса является вторым по популярности среди украинцев, уступая курятине из-за низкой покупательной способности населения. Фактическое потребление красного мяса на 55% меньше рекомендуемой нормы, поэтому перспективы развития внутреннего производства и потребления свинины в Украине, безусловно, есть.

Экспорт свинины в первом полугодии 2021 года увеличился на 61%. В январе–июне Украина поставила на внешние рынки 2,25 тыс. тонн свинины, что на 0,85 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. Стоит отметить, что поступления валютной выручки от операций выросли почти на $1 млн до $4,5 млн в первую очередь из-за подорожания продукции на мировых рынках.

Аналитики отмечают, что львиную долю экспорта свинины, как и в прошлом году, обеспечили поставки мороженой свиной грудинки. Помимо увеличения объемов внешних поставок и разнообразия их товарной структуры, несколько расширилась и география торговли. Самым весомым рынком сбыта остается ОАЭ, куда направили 40% экспортируемой свинины. Кроме этого, несколько активнее (+35% к объемам первой половины 2020 года) были поставки свинины в Гонконг, почти в три раза выросли поставки в Анголу (до 135 тыс. тонн, или 6% экспортируемых объемов), возобновились поставки в Грузию (9% соответственно).

Преградой на пути развития животноводства, но в то же время и дополнительной нишей для растениеводства, может стать рынок заменителей мяса на растительной основе, учитывая также предложения, имитирующие мясо.

В период 2021–2030 годов, по прогнозам Rabobank, этот рынок будет расти со среднегодовым темпом от 5,4% до 9,4% и к 2030 году достигнет $17–24 млрд, в том числе на фоне повышения спроса со стороны китайских потребителей на заменители мяса на растительной основе, растущей тенденцией к здоровому питанию, новизны и уникальности продуктов, а также необходимости обеспечения устойчивости производства продуктов питания.

Этот тренд вряд ли станет популярным в Украине в ближайшие годы, но пищевые предпочтения населения меняются все быстрее. В Украине появилось в продаже растительное мясо американского стартапа Beyond Meat (самый известный в мире производитель растительного «мяса»), которое по вкусу не отличается от настоящей говядины, но почти на порядок дороже обычного мяса. В июне 2019 Beyond Meat вышел на IPO на бирже NASDAQ с первичной оценкой $3,8 млрд. Меньше чем за год капитализация компании выросла втрое – до $12,8 млрд.

Продукцию стартапа можно купить в 53 тыс. точек в США, а в 2018 году начались продажи и в Европе. Стартап акцентирует внимание на том, что его продукция положительно влияет на здоровье человека и оказывает минимальное влияние на климат. В частности, компания утверждает, что для производства своей продукции использует на 99% меньше воды, на 93% – меньше земли, на 46% – меньше энергии и выбрасывает в атмосферу на 90% меньше СО2 по сравнению с предприятиями, которые выращивают животных на мясо.

Органика

Органический сектор Украины прошел долгий путь от нескольких целенаправленно действующих «пионеров» в 70-х годах ХХ в. до почти 600 сертифицированных органических операторов по состоянию на сегодня. Существует мнение, что вскоре мир разделится на две категории потребителей: массовое производство для большого количества бедного населения за счет ГМО и нишевое премиальное органическое производство – для элитных категорий.

Украина имеет благоприятные условия для ведения органического сельского хозяйства и уже достигла положительных результатов в старте развития собственного органического производства. Наша страна занимает 20 место в мире и 11-е – в Европе по общей площади сельскохозяйственных угодий, сертифицированных как органические. За последние пять лет такие площади увеличились на 54%. Сегодня статус «органических» имеют более 400 тыс. га, или около 1% мировых земель, на которых выращивается органическая продукция. Более 140 тыс. га отведено под зерновые культуры, на которые наблюдается спрос в ЕС.

Органический сектор Украины является конкурентоспособным и постоянно растет, даже без получения государственных субсидий. Органическое производство особенно привлекательно, учитывая премиальность сегмента. Сегодня 80% органической продукции Украины экспортируется. Рынок органической продукции один из самых динамичных в мире. Ежегодно прирост органической продукции составляет 10-20%. Цены на здоровые продукты на полках европейских магазинов выше на 20–25% их аналогов традиционного производства.

На Западе получить здоровую кормовую базу практически невозможно из-за малого количества посевных площадей и истощения земель, поэтому сельхозпроизводители закупают органическое сырье для производства здоровой пищи в странах бывшего СССР, Латинской Америки и в Индии. За последний год, когда волна инфляции повысила стоимость неорганической агропродукции, вызвав ценовое ралли, сократился спрэд между этими группами, но постепенный выход из гиперциклов быстро его восстановит.

Основу экспорта органической продукции составляют зерновые, бобовые, масличные культуры, дикорастущие ягоды, лекарственные травы, грибы, орехи и мед. Этот тренд поддерживается и сотрудничеством Украины с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН и в дальнейшем будет углубляться, охватывая новые приоритеты, среди которых сохранение и устойчивое использование природных ресурсов; совершенствование политики и программ развития сельского хозяйства и сельских территорий; усиление развития цепочки создания стоимости (с поля к столу).

В частности, развитие экологически чистого сельскохозяйственного производства и разумного земледелия является приоритетом Украины.
Отдельным блоком в сельскохозяйственном комплексе Украины стоит постепенная адаптация к требованиям «зеленого соглашения». Нашу страну с точки зрения климатической политики и выбросов СО2 не нужно воспринимать как страну, которая догоняет Евросоюз. Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС де-юре вписывает нас в те же пределы климатической политики, что и страны Европейского Союза. Другой вопрос – как мы можем взаимодействовать, чтобы реализовать такую политику? Прежде всего, это вопрос открытости рынков, трансфера технологий и привлечения финансирования.

Технологии в агро

Мировой рынок программного обеспечения для управления сельскохозяйственным производством увеличится с $2,1 млрд в 2021 году до $4,2 млрд в 2026-м. Средний годовой прирост составит 14,7% в течение 2021–2026 годов *.

* «Farm Management Software Market with Covid-19 Impact Analysis by Application (Precision Farming, Livestock, Aquaculture), Offering (On-cloud, On-premise, Data Analytics Services), Farm Size, Production Planning, and Geography – Global Forecast to 2026», published by MarketsandMarkets™

Такой стремительный рост обусловлен следующими глобальными факторами:

  • увеличением внедрения облачных вычислений данными в реальном времени;
  • ростом населения и дальнейшим увеличением спроса на еду во всем мире;
  • усилением прав интеллектуальной собственности на сельскохозяйственные инновации;
  • государственной поддержкой и поощрением внедрения современных сельскохозяйственных технологий.

Украина не отстает от мирового тренда диджитализации агробизнеса. Все больше малых, средних и крупных сельхозпроизводителей движутся в направлении повышения экономической эффективности и конкурентоспособности на национальном и мировом рынках.

Ключевая философия информационных систем для управления фермами – сбор данных из разных источников, их обработка, анализ и предоставление пользователю точной информации для принятия обоснованного управленческого решения. Сегодня наиболее актуальным для украинского сельского хозяйства являются три основных вида информационных систем: управление земельным банком, агропроизводством, а также парком техники и оборудования.

Системы для управления земельным банком

Для решения задач управления землями сельскохозяйственного назначения аграрии за рубежом обычно ограничиваются использованием геоинформационных систем. Конечно, для фермеров из стран, где сотни лет работает частная собственность на землю, информации о контурах полей и автоматического определения площади будет достаточно. Для украинских же аграриев реализация такого программного обеспечения не решает львиной доли проблем:

  • оцифровка документации на земельные участки;
  • контроль состояния договоров;
  • финансовые взаимоотношения с владельцами паев;
  • определение «шахматки» с соседями и тому подобное.

Длинный мораторий на продажу земель сельхозназначения, появление многочисленных нормативных документов, изменение правила игры, отсутствие полного реестра участков и т.п. делают нашу страну уникальной, где для работы на земле необходимо дополнительно вести учет землеустроительной, финансовой документации и обеспечивать связь с арендодателями. Отсутствие такого опыта в мировой практике привело к отсутствию соответствующих информационных систем международного масштаба, поэтому на этом фоне можно полагаться только на отечественные разработки.

Системы для управления земельным банком становятся особенно актуальным управленческим инструментом в связи с открытием рынка земли, имея, среди прочего, возможность доступа к открытым реестрам, что позволяет эффективно проводить работу по расширению и оптимизации имеющегося земельного банка агропредприятий.

Петр Мельник,
совладелец и исполнительный директор Agricom Group, отметил:

«Благодаря внедрению системы управления землями сельхозназначения FieldBI в компании Agricom Group фактически появилась новая модель работы с земельным банком – более прозрачная, понятная и управляемая. Были найдены земли, которые фактически не приносили необходимого экономического эффекта – около 10% по некоторым кластерам, что для 28 тыс. га общей площади достаточно существенная цифра. Farm management system AgroTop позволила отказаться от шести различных информационных продуктов, полностью консолидировала сбор, обработку, анализ работ и планирование по агрономическому направлению компании, а система AutoBI позволила за первые месяцы сэкономить сотни тысяч гривен благодаря разумной аналитике по ремонтам техники, оптимизации запасов запчастей и использованию ГСМ.

Внедрение электронных систем управления, независимо от отрасли, в которой работает бизнес, сегодня является насущной необходимостью для тех предприятий, которые хотят идти в ногу со временем и быть экономически эффективными и достойно конкурировать на рынке».

Информационные системы управления агропроизводством

Этот класс систем пришел в Украину из-за границы и начал стремительно развиваться и как самостоятельный информационный продукт, и в качестве «умного» приложения к современной технике, что импортируется в нашу страну. Минимальный набор функций предусматривает:

  • планирование агроопераций;
  • мониторинг и анализ выполненных работ;
  • наблюдение за посевами и анализ почв;
  • экономика производства и аналитика.

Одним из основных способов эффективной конкуренции является повышение экономического производства сельскохозяйственных культур, цена на которые на мировых рынках в последние годы становится все ниже. Именно поэтому передовые представители агробизнеса не жалеют инвестиций на новейшие технологии, которые позволяют минимизировать использование СЗР и удобрений, получать более четкие прогнозы на основе обработки накопленных данных, а также следовать новому тренду – становиться экологичнее.

С повышением доступности технологий точной обработки почвы, внесения СЗР, новых сервисов спутниковых снимков, высокоэффективных дронов и т.д. спрос на системы управления агропроизводством стремительно растет. Современные продукты позволяют эффективно планировать производство благодаря цифровым технологическим картам полей и культур, планированию севооборотов, анализу проб почв, скаутинга посевов и широким возможностям аналитики данных.

Системы управления парками техники и оборудования

Какая экономическая эффективность использования определенной единицы техники? Сколько денег было потрачено на ее ремонт? Целесообразно держать на складах именно такое количество запчастей? Целесообразно используется горючее? Как обеспечить прозрачное согласования заявок на ремонт?

Такие вопросы ставит перед собой едва ли не каждый руководитель предприятия, в управлении которого находится парк техники и оборудования. Конечно, можно выделить отдельных специалистов из финансового и инженерного отделов, которые будут регулярно перечислять необходимые показатели эффективности. Однако этот процесс можно автоматизировать, минимизировав таким образом негативное влияние человеческого фактора.

Каталоги техники, оборудования и запчастей, заявки на ремонт и техобслуживание, телематика и геозон, работа водителей, использования горючего и штрафы – неполный перечень возможностей качественной системы для управления автопарком. Эти показатели автоматически анализируются и программа представляет готовые к настройке отчеты о всех показателях работы автопарка.

Три основные этапа диджитализации бизнеса

Внедрение инноваций – ответственное и кропотливое дело, требующее понимания рынка и определения собственных нужд компании. С этой целью целесообразно обратиться к определенной последовательности действий.

Этап 1. Цифровой аудит:

  • определение основных функций компании и степень цифровизации в каждой из них;
  • составление перечня всех программных продуктов, используемых в каждом конкретном случае на сегодня.

Этап 2. Формирование цифровой стратегии:

  • определение текущей ситуации и моделирование идеальной картины вашего бизнеса: определяете диджитал-задачи и программные продукты для их решения по каждой функции компании;
  • разработка цифровой стратегии. На стратегической сессии должны быть руководители направлений и IT-специалист, также в пределах стратсесии целесообразно разработать детальную дорожную карту.

Этап 3. Назначение ответственного:

  • диджитализация достойна того, чтобы ее вывели в отдельное направление и закрепили ответственного – head of digital. Его задача – обеспечить внедрение стратегии и следить за инновациями, обосновывать свое решение и подтверждать его правильность конкретными показателями снижения издержек или увеличения доходов.

Решение

В области разработки программного обеспечения для агробизнеса наше государство делает значительные успехи благодаря высокой экспертизе ИТ-специалистов. Системы украинской разработки не только не уступают по качеству зарубежным аналогам, но и в большей степени адаптированы для украинских реалий. Ниже представлены отечественные стартапы, которые уже успели зарекомендовывать себя на национальном рынке.

FieldBI – комплексная экспертно-аналитическая система управления агробизнесом. Это безопасный, быстрый, доступный любому сельхозпроизводителю инструмент, не требующий затрат на внедрение и имеющий понятный интерфейс.

FieldBI: Land – система для учета, визуализации, анализа и эффективного управления землями сельскохозяйственного назначения малых фермерских хозяйств и крупных агропредприятий.

Система позволяет:

  • оцифровать все данные организации (поля, участки, договоры, контрагентов и т.д.), даже если на предприятии все представлено только в бумажном виде;
  • в режиме реального времени отслеживать ситуацию с земельным банком, сопоставлять учетные площади с фактически обработанными и площади, которые недообрабатываются, что позволяет уже на этапе внедрения увеличивать территорию обработки и уменьшать «шахматную доску»;
  • эффективно управлять обменами земельных участков с соседями путем глубокого анализа по каждому контрагенту и визуализации на карте;
  • автоматически собрать аналитику по общим сведениям о земельном банке, целевом назначении и видах участков, годе завершения, состоянии договоров и расчетов с контрагентами и т.д.;
  • провести мониторинг конкурентов и регистрации прав на владельцев участков в ГРИП и других открытых реестрах.

FieldBI: Agro – система для дистанционного управления производственными процессами в агробизнесе, которая позволяет:

  • планировать и анализировать сево­оборот;
  • планировать и контролировать выполнение технологических карт полей и проведение полевых работ;
  • автоматизировать постановку задач на отбор почв и проведения скаутинга, а также контролировать их выполнение;
  • получать в автоматическом режиме качественную визуализацию анализов почв;
  • мониторить посевы с помощью спутниковых снимков;
  • анализировать в автоматическом режиме эффективность работы в разрезе предприятий, подразделений и полей.

AutoBI – система для эффективного управления парком техники, учета запчастей и агрегатов, мониторинга штрафов, страховых полисов и пр. Программная продукция AutoBI обеспечивает учет и анализ данных для принятия решений по управлению автопарком.

Проблемы, которые поможет решить система:

  • избежать нецелесообразных расходов: оптимизация затрат на парк техники и агрегатов, избежать просроченных штрафов и страховок, минимизация запасов запчастей на складах;
  • получение полного контроля: контроль перемещения транспорта и агрегатов, их состояние, финансовая история, а также наличие и перемещение запчастей;
  • автоматизация отчетов: получение автоматизированных отчетов в режиме реального времени без потерь рабочего времени и отрицательного влияния человеческого фактора.

BIOC – технология нанополимеризации, что позволяет на молекулярном уровне связать крахмал и получить биокомпаунд (или биопластик) с высокими физикомеханичнимы свойствами (на сегодня – лучшая).

Креативный Агро. Расцвет AgroTech решений и технологических инноваций, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №2

Креативный Агро. Расцвет AgroTech решений и технологических инноваций, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №3  Киевстар кейс

             IoT-решения в агросфере

Использование технологий межмашинного взаимодействия (Machine-to-Machine, M2M) и Интернета вещей (Internet of Things, IoT) помогает современным предпринимателям агробизнеса использовать недоступные ранее возможности – автоматизировать и оптимизировать сложные процессы, повышать производительность работы и рационально распределять ресурсы.

С помощью сенсоров, дронов, «умных» датчиков, полевых метеостанций и других устройств Интернета вещей у предпринимателей появилась возможность собирать большие массивы данных и сохранять их на облачных платформах. Далее эти данные анализируются с использованием методов data science. На их основе принимаются взвешенные решения, что намного уменьшает риски для развития бизнеса.
Одну из возможностей использования IoT-решений предлагает в Украине компания «Киевстар». Это предоставление необходимого оборудования, специальных SIM-карт, сети для беспровод­ной передачи данных и тому подобное.

Благодаря правильному использованию IoT-решений агропромышленникам могут реализовать RTK-технологию точного земледелия, что позволяет уменьшить затраты дорогих удобрений, улучшить качество обработки почвы и уборки урожая, увеличить урожайность почти на треть, а также минимизировать затраты на семена и полив.

Большие преимущества Интернет вещей оказывает не только растениеводству. IoT-решения доказали высокую эффективность также в животноводстве, в тепличном бизнесе и т.д.

Например, в 2017 году компании China Telecom, Huawei и Yinchuan AOTOSO разработали усовершенствованное решение для мониторинга состояния коров – UCOWS. Ошейник одевается на животное, и с помощью него отслеживаются основные показатели работы организма: можно определять состояние животного, физиологический цикл и правильно выбирать время для размножения. Такой подход позволяет быстрее наращивать поголовье и повышать доходы бизнеса.

 

Статистика IoT в сельском хозяйстве

Рынок «умного сельского хозяйства» или «разумного земледелия», по прогнозам, к 2023 году будет оцениваться в $ 13,5 млрд или $ 23 млрд к 2022-му (в зависимости от источника), поскольку фермеры во всем мире стремятся использовать RFID, GPS, беспилотники, датчики, и многое другое для сбора данных и автоматизации процесса.

Креативный Агро. Расцвет AgroTech решений и технологических инноваций, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №4

Креативный Агро. Расцвет AgroTech решений и технологических инноваций, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №5

Креативный Агро. Расцвет AgroTech решений и технологических инноваций, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №6

Креативный Агро. Расцвет AgroTech решений и технологических инноваций, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №7

О ISE Corporate Accelerator

•• Этот отчет подготовлен компанией ISE Corporate Accelerator в рамках программы Digital Innovation Hub – аналитический и исследовательский центр поддержки предпринимательских талантов, стимулирование направлений цифровой экономики и построения инновационной культуры в Украине.

ISE Corporate Accelerator – ведущий украинский акселератор стартапов и провайдер корпоративных инноваций, активно работает на рынке с 2019 года. Акселератор сотрудничает с рядом украинских и международных компаний, которые ищут инновационные решения и готовы экспериментировать с новыми технологиями.

ISE Corporate Accelerator фокусируется на построении партнерства между корпорациями и стартапами, подготовке к привлечению инвестиций и реализует четыре программы:

  1. Startup Booster – акселерационная программа для стартапов.
  2. Corporate Innovation – корпоративные инновации для бизнеса: от разработки инновационной стратегии к поиску, отбору и пилотированию избранных технологий и стартап-решений.
  3. ISE Ventures – привлечение финансирования от корпоративных и венчурных фондов.
  4. Digital Innovation Hub – аналитический исследовательский центр и коммуникационная платформа для участников экосистемы, а именно для корпораций, R&D центров, стартапов, университетов и представителей государства.

Наши контакты:

Коворкинг-пространство Spaces, Майдан Независимости, 2, Киев.

info@ise-group.org

www.ise-group.org

facebook.com/isegroupua

Загрузить PDF-версию статьи