Пять неожиданных проектов «умного» Львова с использованием мобильных технологий
Электронными закупками, открытым бюджетом и предоставлением административных услуг онлайн украинцев уже не удивить: такие smart-проекты уже давно реализованы в различных городах страны. Но в украинских городах есть и менее известные технологичные и современные проекты. Они позволяют следить за тысячами объектов при помощи одного монитора и пульта управления, повышают безопасность и комфорт жителей, дают десятки миллионов экономии и массу дополнительных возможностей, еще недавно недоступных. AIN.UA узнал о самых полезных проектах «умного» Львова, связанных с мобильными технологиями.
По материалам http://ain.ua/special/smart-lviv/
Умный Львов
Эффективность, экономность, дружественность для населения и использование современных технологий для того, чтобы все это обеспечить. Так коротко можно сказать о принципах «умного города», главная цель которого – рост благополучия жителей за счет более эффективного удовлетворение потребностей городского сообщества.
В мире есть несколько городов, признанных лидерами в области внедрения «умных» технологий — таких, как Амстердам, Барселона или Тель-Авив. Все они внедряют разные проекты в разной последовательности, но ключевым в любом случае является сбор и обработка данных, касающихся всех сфер городской жизни. Именно это позволяет принимать качественные управленческие решения, делая город более эффективным и заодно оптимизируя расходы городского бюджета. Например, постоянное отслеживание автомобильного и пешеходного трафика позволяет улучшить работу светофоров и уличного освещения.
В Украине многие города постепенно внедряют «умные» проекты, но одним из самых успешных примеров является Львов.
«Не знаю, заметили ли вы, как изменилась жизнь во Львове за последнее время, — говорит Евгений Кражан, директор «Киевстар» по развитию бизнеса на корпоративном рынке. — Возможно, туристы не очень обратили внимание, а вот горожане – наверняка. Транспорт, лифты, ЖКХ, уличное освещение – все это львовские власти смогли улучшить с помощью IT и телеком-технологий. Почему это есть во Львове, но редко можно встретить в других городах Украины? Во-первых, городом управляет достаточно молодая и продвинутая команда, которую волнует то, как жители воспринимают свой город. И Садовой очень способствует внедрению инноваций. Нам комфортно работать вместе с ними. Во-вторых, одно из направлений развития Львова – туризм. Многие гости приезжают из Европы, и они привыкли ко многим инновациям. Зная это, городские власти прикладывают усилия, чтобы сделать Львов приятным для проживания, в том числе, и для европейцев. Конечно, есть еще много моментов, которые стоит улучшить – то же авиасообщение, но вектор движения они выбрали абсолютно верный. В-третьих, у Львова не так много денег, как в других городах. Поэтому, власти ищут выгодные решения, внедряя телеком и IT-инновации. И, наконец, в городе отличное IT-community, благодаря которому появляется много интересных проектов. Надеюсь, нам удастся совместно поработать еще по нескольким инициативам – в области водоснабжения, транспорта или тех же билетов».
Городской транспорт
Во Львове сейчас активно готовятся предоставить доступ к открытым данным, полное открытие API запланировано на июль. Пока же доступны лишь данные по маршрутам и графикам движения транспорта – и весной 2016 года город уже получил свой первый сервис на их основе.
Приложение LvivTransportTracker для Android и iOS создали волонтеры Дмитрий Фролов и Денис Мелешин. Сервис доступен на трех языках (украинском, русском и английском) и позволяет узнавать в режимах онлайн и офлайн информацию о номерах, маршрутах и остановках общественного транспорта – троллейбусов, автобусов и маршруток.
LvivTransportTracker предусматривает выделение «избранных» маршрутов для быстрого доступа, подбор удобной транспортной развязки и другие функции для пользователей. Кроме этого, за общественным транспортом во Львове можно следить в режиме реального времени: просматривать на карте их движение и узнавать точное время прибытия на остановку. Эта возможность реализована при помощи SIM-карт «Киевстар», которые установлены в транспорте.
Трафик и светофоры
Благодаря оборудованию автобусов, маршруток и троллейбусов GPS-системами, город осуществляет еще одну важную функцию. «Информация о передвижении общественного транспорта вместе с другой оперативной информацией сводится в Центр управления дорожным движением. При помощи него происходит управление всеми светофорами города», — рассказал AIN.UA Тимофей Александронец, начальник управления информационных технологий Львовского горсовета.
Впрочем, сенсор управляется не только вручную, а также при помощи «умного» компонента. На светофорах есть датчики, позволяющие отменить включение красного света там, где это возможно. «Если ночью магистральная улица загружена, а боковая – абсолютно пустая, то датчики замечают, что на боковой улице машин нет, и сигнализируют системе, что включать красный свет не нужно», — поясняет Тимофей Александронец. Таким же образом организовывается и «зеленая волна» для трамваев: на перекрестках им дают приоритет и включают зеленый свет.
Мобильные соты и люди
Для проектирования новых магистралей, развязок и светофоров город использует информацию по загруженности дорог. У коммунального предприятия «Львовавтодор» есть специальная программа, которая вычисляет загрузку дорог на основе данных о количестве проживающих в определенных районах людей, ширины шоссе и других. Кроме этого, программа позволяет понять, как изменится нагрузка на дорогу в случае строительства новых объектов или внедрения какого-нибудь транспортного решения.
С недавних у Горсовета появился еще один источник данных для анализа: «Киевстар» предоставляет львовскому Центру IT информацию по пассажиропотокам – анонимизированное движение жителей по дорогам города. «Данные по загрузке сот мобильного оператора для нас фактически означают количество людей, которые двигаются по определенной улице: водителей, пассажиров, пешеходов. В соответствии с ними мы можем проектировать дизайн изменений и городских решений – понять, где нужно поставить светофор, где расширить улицу, где перестроить», — рассказывает Тимофей Александронец.
Уличное освещение
Включить свет во всем городе не так просто – раньше на этот процесс уходило около 30 минут, а фонарями управляли при помощи фотоэлементов или механических часов. Теперь во Львове стоит более современная система: 300 шкафов уличного освещения с удаленным управлением, к которым подключено почти 30 000 фонарей.
К каждому шкафу подключено около сотни фонарей, которыми он управляет. Шкафы оборудованы терминалами с SIM-картами «Киевстар» (с М2М-тарифами, месячная абонплата около 8 грн). Шкафы подключены к центральному пульту при помощи технологии GPRS. Это дает возможность включать освещение во всем городе всего за минуту, отключать отдельные участки, а также получать информацию, если некоторые объекты выйдут из строя.
Освещение включается и выключается согласно графику включения, согласованному для нашего региона Украины. В режиме реального времени можно получать информацию о том, есть ли напряжение, не произошло ли аварии. Информация поступает к диспетчеру по свету, который в случае необходимости отправляет аварийную бригаду
По его словам, сейчас город рассматривает возможность перехода на самый современный вариант «умного» освещения, при котором управлять можно каждым светильником отдельно, а сигнал передается по Wi-Fi.
«Мы возьмем один шкаф на 50-70 светильников, поменяем лампы на LED и поставим системы управления, которые будут уменьшать мощность светильника или включать его в определенное время или передавать определенные сигналы в зависимости от освещения. В этом году я надеюсь запустить хотя бы один такой пилотный проект, и тогда у нас будут данные по потреблению такой системы и экономии», — говорит Александр Лазуткин.
Лифты и GPRS
Около 1000 львовских лифтов, которые обслуживает «Львовгорсвет», оборудованы особой системой диспетчеризации. В онлайн-режиме она показывает, нет ли каких-либо механических неполадок в работе лифта или в его электропитании. Кроме того, она обеспечивает связь пассажиров с диспетчером. Такое оборудование в десятки раз ускоряет выезд аварийной бригады, потому что диспетчеры в реальном времени следят за лифтами на специальных мониторах.
До внедрения новой системы связаться с диспетчером можно было далеко не во всех лифтах, а в тех, которые предусматривали такую возможность, использовалась проводная связь – не такая надежная и совсем не подходящая для того, чтобы охватить ею много лифтов. Датчиков состояния лифтового оборудования и вовсе не было
Связь диспетчеров с лифтами обеспечивают также мобильные технологии: 1000 SIM-карт «Киевстар» формата М2М, которые работают в режиме GPRS и по дозвону на номер диспетчера. Всего в систему входят 9 аппаратно-программных комплексов диспетчера с ПО на 250 терминалов, сервер с многоканальным терминалом GPRS-связи на 2000 лифтов, инженерный пункт программирования и диагностики, а также 2000 терминала исполнительного пункта с блоком GPRS-связи.
Энергосбережение и счетчики
Львов успешно работает над повышением энергоэффективности и энергосбережением – город даже получил от Совета Европы награду за «Практикум внедрения ежедневного мониторинга потребления ресурсов в бюджетных учреждениях». Ежедневно город проводит мониторинг потребления электроэнергии по школам, детским садам, поликлиникам и другим объектам коммунальной собственности, всего анализируют более 500 объектов.
Ответственные за проведение мониторинга завхозы и, на некоторых объектах, энергоменеджеры ежедневно вручную снимают показатели счетчиков электроэнергии, теплоэнергии, холодной воды и газа, и вносят данные в электронной форме в карточку своего объекта.
Данные собирают при помощи созданной львовскими разработчиками uMuni, облачной системы оценки расхода энергоресурсов. Доступ к ней организован прямо из браузера, без установки ПО на компьютер. Система также помогает анализировать собранные данные: сравнивать периоды, просматривать «календарь событий», в который вносятся какие-либо аномалии – например, если суточное потребление будет превышено. Параметры вычисления аномалии гибкие, при потребности их можно менять.
Благодаря системе энергоменеджмента и ежедневному энергомониторингу город в 2015 году сэкономил 32,3 млн гривен. По мнению Романа Васковца, сам факт внедрения контроля дает около 10-15% экономии энергии. «Наш следующий шаг – исключить человеческий фактор и перейти к средствам телеметрии. Если наши объекты будут оборудованы счетчиками с импульсным выходом и возможностью присоединяться к сети, то этот программный комплекс сможет собирать и передавать показатели автоматически, без участия людей», — добавляет он.
То, что не удается государственным организациям, во Львове используют частные предприятия. Компания Львовоблэнерго устанавливает счетчики электроэнергии для юридических лиц, а также для многоэтажных домов – общие для всех квартир. Благодаря тем же мобильным технологиям количество потребленной электроэнергии можно ослеживать в режиме онлайн, а также экономить средства на контроллерах, которые обычно обходят дома и вручную фиксируют показания счетчиков. Всего во Львове уже установлено около 500 таких счетчиков.
АВТОР: ОЛЕСЯ БЛАЩУК
Материал подготовлен в сотрудничестве с ain.ua