Главная / Новости / Бизнес решения / Путь к восстановлению в 2022: руководители бизнеса в Украине о вызовах и перспективах

Путь к восстановлению в 2022: руководители бизнеса в Украине о вызовах и перспективах

Путь к восстановлению в 2022: руководители бизнеса в Украине о вызовах и перспективах, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №1
Киевстар
Киевстар Бизнес – надежный партнер для бизнеса и государства, который помогает в выполнении ежедневных задач и оптимизации внутренних процессов. Мы имеем глубокую экспертизу в сфере больших данных, облачных решений, интернета вещей и М2М. Среди инструментов, которые предлагаем: решения для сотрудников, аналитики, коммуникации с клиентами, построения надежной ІТ-инфраструктуры, безопасности, ІоТ-решений для бизнеса и государства. Своими знаниями […]
02 декабря 2021
Бизнес решения

В конце 2021 года бизнес во всем мир уже адаптировался к работе в ковидной реальности: компании изменили свои бизнес-модели, скорректировали инвестиции в новые направления и обновили стратегии развития. И хотя пандемия COVID-19 еще не прошла, а новые штаммы вируса не позволяют вернуться к нормальной жизни, руководители крупнейших компаний мира и Украины все же настроены оптимистично.

Каким 2022-й год видят руководители бизнеса в Украине и мире, исследовала KPMG. Самое интересное — в материале Kyivstar Business Hub.

 

Возвращение к норме

Вакцинация против коронавируса в 2021 году сделала возможной быструю адаптацию мира к новой реальности. Это оказало большое влияние и на настроения бизнеса. Компания KPMG опросила 1325 руководителей бизнеса из 11 крупных рынков мира и выяснила, что 60% среди опрошенных CEO уверены в росте мировой экономики в течение следующих трех лет. Правда, менее оптимистичен украинский бизнес: верят в такой подъем только 47% руководителей в Украине.

«Руководители бизнеса очень уверены в перспективах роста их компаний и мировой экономики в целом. Они ожидают динамичного роста и стремятся расширять свой бизнес и компании любым доступным способом. В частности, они нанимают персонал, исследуют возможности создания альянсов и реализуют миссию и стратегические цели своих организаций», — утверждает Билл Томас, международный председатель правления и исполнительный директор KPMG.

Путь к восстановлению в 2022: руководители бизнеса в Украине о вызовах и перспективах, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №2

В конце 2021 года компании частично возвращают своих работников на рабочие места, однако руководство компаний преимущественно формирует для них гибкий график и инвестирует в соответствующие технологии. Например, для организации гибридного формата работы бизнес в Украине пользуется пакетом решений от Киевстара «Офис там, где вы», который покрывает основные запросы дистанционной работы: совместная работа над документами и доступ к ним, коммуникация между работниками и клиентами, встречи онлайн и прочее.

Также согласно отчету KPMG, 76% опрошенных CEO в Украине уверены в перспективе роста своих компаний в ближайшие три года, но только 38% из них рассчитывают, что в течение этого времени значительно вырастет экономика самой страны. Одной из причин медленного возобновления бизнес называет темпы вакцинации в Украине.

«К сожалению, экономический спад в Украине в 2020 году был сверхбыстрым, а потому, по моему мнению, восстановление будет вдвое медленнее падения. Мы видим, что уровень вакцинации в странах Евросоюза и США помогает их экономикам быть сильными и быстрее выходить из кризиса. Вакцинация позволяет не вводить локдауны, не ограничивать предпринимательскую деятельность и не видеть таких ужасных цифр новых случаев заболеваемости и смертности. Поэтому страны с более высоким уровнем вакцинации будут быстрее восстанавливаться и показывать хороший рост», — поделился во время панельной дискуссии от KPMG Владимир Костюк, исполнительный директор компании «Фармак».

Экономика в Украине вырастет быстрее, если малый и средний бизнес внедрит современные технологии, уверен директор по развитию новых направлений бизнеса компании «Киевстар» Илья Польшаков.

«В Украине 55% ВВП — это малый и средний бизнес. Важно понимать, что у крупных компаний действительно есть высокий уровень зрелости: они инвестируют в технологии и знания, а поэтому имеют большой запас прочности. У малого бизнеса все наоборот, а потому он более уязвим к экономическим кризисам. Я уверен, что крупные компании через партнерства должны помогать таким предпринимателям внедрять новые технологии, чтобы дать им возможность повышать конкурентоспособность, получать необходимую гибкость и становиться независимее от внешних инвестиций. Именно тогда малый и средний бизнес сможет драйвить страну и развивать экономику», — отметил Илья Польшаков.

Ключ к своему развитию 69% руководителей бизнеса в мире видит в стратегических союзах с третьими лицами, соглашениях M&A, совместных предприятиях и аутсорсинге. В Украине же этот процент значительно ниже — 29%. Украинские компании (71%) в своем большинстве рассчитывают на органический рост, а именно подбор персонала, капитальные инвестиции, новые продукты и инновации. Под этот запрос адаптируется и украинский B2B-рынок, разрабатывая для компаний современные технические решения. К примеру, Киевстар предлагает своим бизнес-партнерам продукты для маркетинга на основе Big Data, сервис для коммуникации с клиентами Виртуальную мобильную АТС, облачные решения Microsoft Azure и т.д.

Вызовы для бизнеса в 2021

Отличие украинских компаний от коллег в мире ощутимо также в возможных опасностях, которые они выделяют приоритетными для себя. В Украине в 2021 году бизнес больше всего беспокоился об операционных рисках, то есть потенциальных убытках от недостатков или ошибок во внутренних процессах компаний. Это связано преимущественно с тем, что руководителям нужно было адаптировать работу бизнеса к достаточно нестабильной карантинной реальности. Аналогично мировым тенденциям, решением стали модернизация бизнес-процессов и инвестиции в технологии.

«Самым первым вызовом для Киевстар было успешно перейти в гибридный режим, потому что операционная бизнес-деятельность не могла остановиться. К счастью, компания начала внедрять инновационные технологии достаточно давно, а поэтому быстро построила комфортный переход на удаленную работу для своих работников. Сейчас около 70% сотрудников работают удаленно, а их эффективность на высоком уровне», — прокомментировал Илья Польшаков, директор по развитию новых направлений бизнеса, Киевстар.

В то же время руководители бизнеса в мире назвали три разных ключевых рисков для своего бизнеса, что объясняется спецификой различных отраслей:

  • Цепочка поставок. Изменения в поставке товаров стали вызовом для более чем четверти руководителей розничной торговли и потребительского сегмента, а также для руководителей производственной отрасли (25%) и автомобилестроения (26%).
  • Изменение климата. На этом вопросе сосредоточено высшее руководство энергетических компаний (37%) и компаний инфраструктурной отрасли (19%).
  • Киберугрозы. Вызов актуален для компаний технологического сектора (31%), телекоммуникационного сектора (32%) и банков (17%).

«IT-компании, работающие для туристической отрасли и авиации, фактически потеряли 95% своей прибыли. Для некоторых компаний это было равноценно банкротству. В то же время компании, которые разрабатывали решения для удаленной работы и видеостриминга, быстро росли, потому что спрос на эти технологии увеличился в десятки раз. Intellias был где-то посередине. Мы разрабатываем множество решений для автомобильной отрасли. Конечно, когда заводы останавливали свою работу, а автомобили практически не продавались, это задело поставщиков по всему миру, в том числе и нас», — рассказывает Виталий Седлер, CEO и соучредитель компании «Intellias».

Среди других актуальных для украинского бизнеса вызовов — регуляторный риск и нехватка квалифицированных кадров. Актуальным остается и вопрос кибербезопасности: только в Украине еженедельно фиксируют около 60 тысяч кибератак, поэтому компании постоянно вынуждены совершенствовать свои методы защиты.

«Свыше триллиона долларов киберпреступники воруют из систем. Поэтому мы [Универсал Банк — ред.], когда строим свои системы, идем от принципа «нас сломали», чтобы во время настоящей кибератаки мы минимально пострадали. Нас пока еще ни разу не взломали, потому что у нас нет общей инфраструктуры и каждая система живет отдельно. Понятно, что это также сложные пароли, двухфакторная идентификация, мы сами посылаем фишинговые письма внутри компании, чтобы проверять, как работает обучение наших сотрудников, какова обратная связь. В частности, мы проверяем ссылку, когда нам поступает новая лицензия, чтобы нам мошенники не послали вирус», — рассказывает Ирина Староминская, председатель правления Универсал Банка.

Противостоять кибератакам бизнес может благодаря технологиям, например, посредством многоуровневой защиты от направленного вредоносного трафика — сервиса AntiDDoS от Киевстар или с помощью целого комплекса сервисов для киберзащиты, который охватывает большинство важных каналов и бизнес-процессов компаний.

Путь к восстановлению в 2022: руководители бизнеса в Украине о вызовах и перспективах, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №2

Инвестиции в технологии и устойчивое развитие

Планы по инвестициям компаний в 2022 году напрямую связаны с актуальными вызовами. В Украине, как и в мире, растет популярность подхода ESG (Environmental. Social. Governance) в стратегическом бизнес-планировании. В частности, особое внимание уделяется вопросам изменения климата и декарбонизации экономики. Инвесторы, регуляторы и заказчики давят на бизнес и ожидают от него соответствующих шагов и прозрачных отчетов. Больше всего давят на бизнес именно инвесторы, как утверждают 67% руководителей компаний в Украине и 52% — в мире. Потому более 10% своего дохода четверть украинских компаний планирует инвестировать в программы устойчивого развития.

«METRO всегда была социально ответственной компанией и инвестировала в экологические и социальные инициативы. На следующие 2-3 года мы удвоили бюджет на Sustainability направление, чтобы не только воплотить начатые инициативы быстрее, но также развивать новые направления, касающиеся долгосрочного ответственного отношения к продукту, планете и, в первую очередь, к клиентам и сотрудникам», — отмечает Елена Вдовиченко, генеральный директор METRO Cash & Carry.

«Как социально ответственная компания Киевстар ориентируется на устойчивое развитие и учитывает ESG-параметры в своей деятельности и стратегическом планировании. Например, наши инвестиции в программу оптимизации энергопотребления только в 2020 году составили около 16 миллионов гривен. Уже несколько лет Киевстар использует outdoor-кабинеты вместо контейнеров старого типа для размещения оборудования. Это позволяет уменьшить затраты электроэнергии на обогрев зимой и охлаждение летом больших помещений. Кроме этого, в 2021 году на всей сети были запущены Power Saving Features. Это специальные алгоритмы, которые контролируют загруженность оборудования и временно отключают «простаивающий» ресурс сети, особенно ночью», — комментирует Илья Польшаков, директор по развитию новых направлений бизнеса, Киевстар.

Также компании готовы инвестировать в развитие гибкой формы организации труда, в частности, в создание совместных офисных помещений и организацию удаленного режима работы. Это в перспективе облегчает и проблему нехватки квалифицированных кадров, ведь компании получают возможность нанимать талантливых работников без привязки к месту жительства человека. Значительные средства будут инвестировать компании и в прорывные технологии и инновации: 67% руководителей бизнеса в мире и 36% в Украине уверены, что так они смогут стабильно и качественно развиваться.

«Реализация и внедрение новых компетенций очень важна для Киевстара. К примеру, я вижу большие перспективы в развитии Big Data и в работе с новыми технологиями, потому что объемы данных в Украине и мире растут гигантскими темпами. Этой информацией нужно уметь управлять, правильно ее анализировать, потому что принятие управленческих решений должно быть на основе данных, а не предположений. Поэтому это именно то направление, в которое мы будем максимально инвестировать, чтобы быть полезными не только телекому, но и своим партнерам и клиентам», — поделился Илья Польшаков.

В частности, более половины руководителей бизнеса в Украине уверены, что решающим фактором в темпах цифровой трансформации компании является сотрудничество с партнерами, поставщиками и даже конкурентами. Такого же мнения 79% руководителей компаний в мире.

Теги