Что говорят эксперты: 9 важных фактов о цифровизации бизнеса

Что говорят эксперты: 9 важных фактов о цифровизации бизнеса

15 октября 2020
Обзоры рынка
icon
39

Массовый переход на удаленную работу побудил многих обратить внимание на важность диджитализации бизнеса. Эксперты пророчили выживание и успех только тем компаниям, которые смогли быстро сориентироваться и начать внедрение новых технологий и путей взаимодействия. В конце концов прогнозы подтвердились опытным путем. Бизнес тех, кто до карантина или в самом его начале успел хотя бы частично перенести свои рабочие процессы в онлайн, не понес таких больших убытков и проблем, с какими столкнулись компании, совершенно не готовые к цифровизации.  

Однако, это лишь начало настоящей цифровой трансформации. Представители малого и среднего бизнеса за время карантина успели приобрести лишь необходимый для выживания технологический минимум: кто-то подключил сервис для электронного документооборота, кто-то приобрел пакет офисных программ Office 365 от Microsoft и приложение для видеосвязи. Это, безусловно, важный шаг вперед, но до полного перехода в диджитал еще далеко. 

Что же еще нужно сделать бизнесу для полноценной цифровой трансформации? Что включает в себя этот процесс, что в итоге он может принести бизнесу? 

Об этом редакторы Liga.net расспросили двух экспертов в сфере цифровых и облачных решений, представителей самых прогрессивных компаний в Украине и стратегических партнеров — Киевстар и Microsoft. Леонид Полупан, директор Microsoft по работе с корпоративными клиентами в регионе CEE Multi-Countre, и Илья Польшаков, директор по развитию новых направлений бизнеса компании Киевстар, ответили на 9 важных вопросов о цифровизации бизнеса.

— Разве цифровая трансформация бизнеса случилась не в момент, когда в офисах появились компьютеры? 

Леонид Полупан, Microsoft: 

— Компьютеры, планшеты, программное обеспечение и прочее, это  необходимые инструменты, но не самодостаточные. Обеспечить ими сотрудников — это только начало. Вам нужно также организовать для них возможность работать во взаимосвязанной экосистеме, строить свою деятельность на наработках других коллег, быстро и легко находить информацию, создавать новые процессы и совершенствовать имеющиеся независимо от того, делается это в офисе или удаленно. Для успешной цифровой трансформации организациям важно провести цифровое соединение всех аспектов бизнеса — от клиентов к сотрудникам, операциям и продуктам.

— Карантин заставил подключить с десяток разнообразных приложений и сервисов для удаленной работы сотрудников, перевести бумажный документооборот — в электронный. Некоторые компании и вовсе отказались от офисов. Означает ли это, что компания  провела цифровую трансформацию бизнеса?

Леонид Полупан, Microsoft: 

—  Действительно, во время карантина случилось невероятное ускорение многих изменений на рабочих местах. Речь не только об электронном документообороте и удаленном доступе к производительным системам. Фактически, речь идет об «удаленном всем», включая обеспечение постоянной мобильности, удаленной работы в распределенных командах и прочее.

Недавно CEO Microsoft Сатья Наделла метко отметил, что на карантине «мы увидели два года цифровой трансформации за два месяца».

Но это только начало большого пути цифровой трансформации. Следующее, на что стоит обратить внимание — это потенциальные критические проблемы, связанные с доступом к информации, принятием решений, производительностью и безопасностью.

— Нужна ли цифровая трансформация малому бизнесу? Ведь это дорого. 

Илья Польшаков, Киевстар: 

— Скорость инноваций достигает такого уровня, что у любого бизнеса не стоит выбор использовать или не использовать новые технологии. Вопрос проще: innovate or die, то есть внедряйте инновации или ваш бизнес обречен.

Кроме того, развитие облачных технологий, доступность телекоммуникаций делает технологические продукты и сервисы все более доступными. Небольшому стартапу с несколькими сотрудниками и скромным бюджетом вполне будет по карману аренда облачных ресурсов для аналитики в облаке, к примеру. Действительно, в прошлом, реализация таких задач требовала сотен тысяч долларов инвестиций и многолетней реализации. Но сейчас все стало куда доступнее. 

— Какие из технологий для цифровой трансформации доступны в Украине?

Илья Польшаков, Киевстар: 

— Цифровая трансформация — это, прежде всего, изменение бизнес-модели компании, адаптация к постоянно изменяющимся технологическим трендам. То есть это культура, а не технология. В этом контексте основной актив любой программы трансформации — это люди: как предприниматели, которые придумывают бизнес-модели, так и технологические эксперты, которые помогают их реализовывать конкретными инструментами.

Благодаря развитию телекоммуникаций даже небольшим украинским компаниям доступны множество инструментов, позволяющих бизнесу становиться быстрее и более smart: инструменты для удаленной работы офиса на основе технологий Microsoft, облачные решения Azure Stack и Microsoft Azure, IoT для передачи данных между устройствами, аналитические сервисы и решения на основе алгоритмов Big Data, как маркетинговые инструменты.

— Как понять, что в компании назрела необходимость в цифровой трансформации?

Леонид Полупан, Microsoft:  

— Хотя ни один бизнес не защищен от кризисов на 100%, в новой реальности мы увидели, что наиболее устойчивыми оказались цифровые компании и те, что имели на вооружении какую-то часть цифровых решений, — они смогли гораздо быстрее отреагировать и адаптироваться к потребностям своих клиентов.

Организации, которые уже начали путь цифровой трансформации, ощущают преимущества. Так, например, благодаря облачным технологиям они имеют доступ ко многим инструментам и решениям сразу, когда им это необходимо, а также в объемах, адаптированных к их потребностям. Благодаря масштабируемости и скорости внедрения, они получают экономию средств. А благодаря эффективным и гибким инструментам сотрудники всей организации остаются продуктивными.

Я думаю, ответ на вопрос очевиден: хотите быть более устойчивым к любым изменениям, вашему бизнесу нужна цифровая трансформация.

— Что получают от цифровой трансформации клиенты компании? 

Илья Польшаков, Киевстар: 

— Лучший сервис. Развитие технологий каждую секунду меняет клиентские ожидания, причем совершенно незаметно для всех. Еще совсем недавно сложный клиентский путь был нормой, а сегодня многие уже и не помнят, как долго когда-то ждали доставку товара или еды, и что это было дорого. Сейчас же клиент ожидает высокое качество продукта или услуги в минимальные сроки. И выбирает он среди сотни компаний, которые конкурируют своими предложениями в его смартфоне. А чтобы ваша компания тоже оставалась конкурентной — ей нужно постоянно улучшать свою бизнес-модель и качество товаров и услуг. Для этого нужна, в том числе цифровая трансформация.

— Как спланировать цифровую трансформацию, чтобы не накупить модных, но ненужных программ и не нанять крутых, дорогих, но лишних людей?

Илья Польшаков, Киевстар: 

— Проекты по цифровой трансформации — сложные, но жизненно необходимые практически в любом типе бизнеса. Они требуют вовлечения и максимального погружения топ-менеджеров, а также формирования грамотной команды.

Мы считаем, что наиболее эффективно реализовывать такие проекты итеративным или пилотным способом. Так отдельные инициативы доказывают свою эффективность в изолированных условиях, после чего тиражируются в другие подразделения либо регионы.

Например, при внедрении облачных решений для наших бизнес-клиентов мы часто делим такие проекты на три фазы. На первом этапе мы проводим анализ потенциальной ценности, которую может принести внедрение (Business Value Assessment). На втором — Proof of concept, где на отдельном изолированном участке внедрения подтверждаем либо корректируем наши предположения. И только после первых двух успешно проведенных пилотов мы предлагаем клиенту провести более широкое внедрение решения.

— Как обучить сотрудников использовать все это? Или нанимать новых людей, которые умеют работать с такими сервисами?

Леонид Полупан, Microsoft: 

— Можно сказать наверняка, что привлечение новых сотрудников, которые знают ту или иную систему или сервис, не гарантирует 100% успеха в быстро меняющемся мире, ведь завтра все может быть по-другому и нужны будут знания других сервисов или инструментов.

По нашим наблюдениям, организации лучше проходят через трансформационные процессы, когда сотрудники работают с общими ценностями и идеями как единая команда. Так что дело опять не в инструментах, а в культуре. Когда в компаниях царит культура, поддерживающая постоянную связь внутри команды, и организационное мышление основано на гибкости и открытости к новым идеям, навыкам, процессам и технологиям — именно это становится базой для устойчивости организации. Тогда не будет проблемой даже обучить сотрудников с нуля.

Что же касается инструментов для обучения, то их выбор достаточно разнообразен. У нас есть платформа Microsoft Learn, которая предлагает широкий перечень учебных курсов, чтобы помочь сотрудникам оставаться продуктивными и формировать новые навыки в меняющемся мире. 

— Каким должен быть конечный результат? Как понять, что цифровая трансформация удалась?

Илья Польшаков, Киевстар: 

— Мир, в котором мы живем сегодня, принципиально отличается от того, в котором мы жили вчера, и почти наверняка он будет выглядеть по-другому через год. Поэтому цифровая трансформация не имеет какой-то финальной точки, до которой можно дойти и остановиться. Это как путешествие, каждый шаг которого открывает новые уровни организационной устойчивости, помогая компаниям выйти из этого кризиса и стать еще более сильными и готовыми к следующим вызовам. Именно ваше ощущение, что компания гибкая, адаптивная и устойчивая одновременно и будет признаком того, что вы все сделали правильно. Но для этого трансформация должна стать частью культуры, а не одноразовым актом.

icon
39