Питер Диамандис
Дерзкие
07.07.2015
Издатель: Simon & Shuster (2015)

Дерзкие

Авторы
Питер Диамандис
Стивен Котлер
Дата обзора
07 июля 2015
Читать обзор
Слушайте обзор
0:00 0:00
40

Как расти, создавать богатство и влиять на мир

Настала пора окончательно попрощаться с линейным мышлением. На смену ему приходит экспоненциальное. Это означает, что в мире почти у каждого появилось намного больше возможностей создавать что-то великое, чем когда-либо раньше. Менять мир стало проще, но есть один нюанс: человеку, который хочет это сделать, нужен самый главный компонент – дерзость. Это особый способ мышления, который не признает границ, а видит возможности. Для таких людей весь мир является площадкой для воплощения идей и создания чего-то нового и значимого. Они превращают самые большие проблемы человечества в свои возможности. Их бизнес всегда настроен решать вызовы глобального масштаба .

Экспоненциальность вместо линейности

Всю свою историю человечество существовало в линейном мире. Тысячи лет жизнь человека протекала медленно и на одном месте. Максимальное расстояние, на которое он удалялся от своего жилья, можно было преодолеть за один день. Если что-то случалось на другом конце планеты, мы ничего не знали об этом. Жизнь была однообразной, на протяжении веков или даже тысячелетий могло ничего не меняться.

А сегодня мы живем в глобальном мире, который развивается экспоненциально. Проблема в том, что наш мозг и, таким образом, наше восприятие возможностей никогда не были предназначены для обработки информации в таком масштабе или с такой скоростью. Наш линейный ум буквально не может осознать логику и суть экспоненциальной прогрессии.

Эру экспоненциальности можно описать через пояснение шести взаимосвязанных процессов современного бизнеса. Авторы книги назвали их «шесть D» (от англ. Digitalization, Deception, Disruption, Demonetization, Dema­terialization, Democratization).

  • Диджитализация (Digitalization). Инновации появляются благодаря тому, что люди обмениваются идеями. На заре существования человечества единственным способом обмена и хранения информации были истории у костра. С появлением печати, а впоследствии интернета любая информация может сохраняться и передаваться со скоростью света. Все, что переходит в цифровой формат (фотография, биология, медицина, производство и т. д.), попадает под действие закона увеличения вычислительной мощности Мура. Идея диджитализации очень проста: все, что переходит из физического состояния в цифровое, вступает на путь экспоненциального роста.
  • Обманчивость (Deception). Обычно сразу после оцифровывания экспоненциальный рост настолько мизерный, что он часто ошибочно воспринимается как обычный прогресс при линейном росте. Представьте себе первый цифровой фотоаппарат Kodak с 0.01 мегапикселей. Скорость развития технологии постоянно удваивается, и немного спустя появляется 0.02, потом 0.04, далее 0.08 мегапикселей. Для случайного наблюдателя все эти цифры выглядят как близкие к нулю, однако большие изменения уже на горизонте. Именно на данном этапе экспоненциальный рост выглядит обманчиво.
  • Прорыв (Disruption). После обманчивости наступает момент, когда результаты экспоненциального роста становятся заметными. Тогда на рынке появляются прорывные технологии, нарушаются правила, создаются новые условия и возможности. Не секрет, что первую цифровую камеру создали в компании Kodak, но стадия обманчивости не позволила им увидеть перспективу, тем более что прибыль от продаж пленок и фотоаппаратов была огромной. В Kodak поняли, что нежелание конкурировать со своим собственным «пленочным» бизнесом на самом деле поставило крест на целой компании. Надо помнить, что мы живем в эпоху экспоненциального роста. Такие прорывы являются постоянными. Это актуально как для стартапов, так и для крупных корпораций.
  • Демонетизация (Demonetization). Это означает, что деньги исчезают из уравнения. Вернемся к компании Kodak. Их бизнес начал прогорать тогда, когда люди перестали покупать пленку. Кто нуждается в ней, если есть мегапиксели? Один из денежных потоков Kodak превратился в бесплатный, доступный с любой цифровой камерой.
    Skype демонетизировал междугородные звонки, Napster – музыкальную индустрию. Этот список можно продолжать и продолжать. Но демонетизация также обманчива, ведь почти никто в этих отраслях не был готов к таким радикальным изменениям.
  • Дематериализация (Dematerialization). В то время как демонетизация уменьшает важность денег в оплате товаров и услуг, дематериализация делает то же самое с самими товарами и услугами. Практически все главные технологии 1980­х сегодня дематериализовались и умещаются в обычный смартфон. HD­видеокамера, двусторонняя видеоконференция (через Skype), GPS, библиотеки книг, ваши записи, фонарик, ЭКГ, консоль для видеоигр, магнитофон, карты, калькулятор, электронные часы и т. д. Тридцать лет назад коллекция устройств из этого перечня стоила бы сотни тысяч долларов, сегодня они есть у вас бесплатно – в виде приложений на вашем телефоне. Смартфоны сейчас являются самой быстроразвивающейся технологией в истории человечества.
  • Общедоступность (Democratization). Раньше возможность фотографировать, публиковать свои снимки или тексты имело очень ограниченное число людей. Сейчас воспользоваться смартфоном может каждый. Google и Facebook доступны почти с любого места на земле, а их покрытие – повсеместно. Если в начале ХХ века средний возраст компаний из списка S&P 500 составлял 67 лет, то в ХХI веке он сократился до 15 лет. До 2020 года в S&P 500 войдут три четверти компаний, которых еще нет сегодня. Это означает, что мир ускорился и будет продолжать ускоряться, а новые возможности появятся повсюду.

Пять экспоненциальных сфер

Авторы приводят пять сфер, где лучше всего применять такое свойство, как дерзость, для построения миллиардных компаний: 3D­печать, искусственный интеллект, робототехника, сети и сенсорные датчики, генетика и синтетическая биология. Технологии в этих областях находятся сейчас в переходе от стадии обманчивости к прорыву. Самое главное – увидеть в них возможности.

Через пять лет в каждой из этих сфер произойдет экспоненциальный взрыв. Снижение цены, увеличение производительности и развитие дружественных пользовательских интерфейсов сделают данные технологии доступными для всех. Для предпринимателей с четким видением того, куда они хотят идти, открываются невероятные возможности.

Чтобы понимать потенциал этих возможностей, нужно посмотреть, как двадцать лет назад казалась бредовой идея, что компьютерный алгоритм может помочь компаниям с забавными названиями (Uber, Airbnb, Quirky) дематериализовать бизнес ХХ века. Пятнадцать лет назад, если вам нужен был доступ к суперкомпьютеру, вы должны были купить его, а не арендовать за одну минуту «в облаке», как сейчас. Десять лет назад генная инженерия была доступна только правительствам и крупному бизнесу, а 3D­печать означала дорогие пластиковые прототипы. Семь лет назад большинство предпринимателей имели доступ лишь к одному роботу – Roomba. Искусственный интеллект означал только говорящую ATM­машину, а не полноценный автомобиль для автономной езды по автостраде без водителя. Два года назад идея жить больше ста лет была сумасшедшей, но скоро мы получим такую возможность.

Дерзкий настрой

Технологии дают огромный набор возможностей, но чтобы создать поистине глобальный бизнес, этого недостаточно. Человеку, который желает воспользоваться прорывным шансом, нужна особая черта – дерзость. Как нельзя лучше действие дерзости демонстрирует легенда о супе из камней, о которой пишут авторы книги.

В средневековой деревушке крестьянин увидел трех солдат. Зная, что наверняка должно случиться, он побежал на рынок с криком: «Скорее закрывайте двери и окна! Пришли солдаты, они заберут нашу еду».

Солдаты на самом деле были голодными. Они зашли в деревню и начали стучать в двери, прося пищи. Первый житель сказал им, что еды нет. Второй – то же самое. Третий даже не открыл дверь. Наконец один из голодающих солдат сказал: «У меня есть идея – давайте сварим суп из камней». Он постучал в очередную дверь и спросил: «Простите, у вас есть котел и дрова? Мы хотели бы сварить суп из камней». Крестьянин, понимая, что нет никакого риска, ответил: «Суп из камней? Я должен это видеть. Конечно, я помогу». Он дал солдатам котел и дрова, так же они добыли и воду. Они вскипятили воду и положили в нее три больших камня. Новость разлетелась по всей деревне, и народ стал собираться, чтобы посмотреть на необычный суп.

Устав просто стоять и наблюдать, один крестьянин спросил: «Могу ли я помочь?». «Может быть, – ответил солдат. – У вас есть несколько картофелин, чтобы сделать суп еще вкуснее?». Житель деревни принес картофель и добавил его к кипящим камням. Точно так же солдаты добыли птицу, ячмень, чеснок, морковь… Когда суп сварился, солдаты разделили его между всеми присутствующими – и те оценили фантастический вкус «супа из камней».

Эта история показывает единственный способ, как предпринимателю добиться успеха. Камни – это большие и смелые идеи. Другие ингредиенты, принесенные жителями, – это ресурсы и интеллектуальная поддержка со стороны инвесторов и стратегических партнеров. Каждый, кто добавляет даже что-то небольшое в «суп из камней», на самом деле помогает сделать ваши мечты реальностью.

Самым главным фактором, который заставляет людей объединиться вокруг вашей идеи, является страсть. Люди любят страсть. Им нравится быть сопричастными к важным делам, которые реализуются искренне, с блеском в глазах. Нужно понимать, что со страстью может быть только одна проблема – она может превратиться в слепую веру без критического мышления. Авторы книги предостерегают читателей, приводя примеры многих предпринимателей Кремниевой долины, которые настолько уверовали в свою идею, что были не способны воспринимать альтернативную точку зрения и конструктивную критику, поэтому потерпели неудачу.

Что объединяет дерзких

Питер Диамандис и Стивен Котлер указывают на то, что у всех дерзких бизнесменов есть общая черта – видение. Исследования показывают, что компании терпят неудачу, если почивают на лаврах и укрепляются в мысли, что если что­-то работало вчера, то оно будет работать сегодня и завтра. Великие лидеры, такие как Стив Джобс, Джек Уэлч, Уолт Дисней, умели заглядывать вперед и вести свои организации к желаемой картине будущего.

Также «дерзким» присущ скептицизм и недоверие к экспертам. Питер Диамандис даже ввел у себя в компании правило: увольнять любого, кто начинает считать себя экспертом в чем-либо. Логика здесь такова: если человек действительно знает свою работу, он видит очень много из того, что еще предстоит сделать для улучшения своей деятельности. Если человек знает и любит свою работу – он всегда стремится улучшить ее. Думая наперед, он пытается сделать больше, доказать самому себе и окружающим, что нет ничего невозможного. Если же человек попадает в состояние «эксперта», для него множество вещей становятся невозможными.

Илон Маск (основатель Space X, Pay Pal, Tesla Motors и Solar City) в интервью авторам книги раскрывает основной секрет своего успеха: «Я не пошел бы в ракетный бизнес, бизнес электромобилей или солнечной энергетики, если бы думал, что это просто выгодное дело. Единственное, чего я хотел, – сделать что-то значимое. Я хотел иметь влияние. Хотел создать что­-то существенно лучшее, чем то, что было прежде».

Ларри Пейдж (сооснователь Google) также имеет собственную визию глобального успеха. Однажды, выступая перед студентами, он сказал: «У меня есть очень простой измеритель деятельности человека. Просто дайте ответ на вопрос: работаете ли вы над чем-­то, что может изменить мир? Да или нет? Ответ «нет» характерен для 99,99999% людей. Я думаю, что мы должны воспитывать и обучать молодежь только тому, как изменить мир».

613

Массовый эффект

Третьей составляющей успеха дерзких компаний, наряду с новыми технологиями и специфическим мышлением, являются люди – множество людей по всему миру, которые готовы разделять новые идеи и тратить на них собственные средства. Такие явления, как краудсорсинг и краудфандинг, прочно вошли в современный обиход.

Менее чем за семь лет краудфандинг превратился в значимый драйвер экономики. Сегодня в мире действует более 700 краудфандинговых сайтов, на которых можно найти финансирование под разнообразные проекты. Число таких ресурсов, как ожидается, удвоится в течение ближайших нескольких лет. Во всем мире общий объем средств, привлеченных таким способом, растет по экспоненте: $530 млн в 2009 году, $1,5 млрд в 2011­м, $2,7 млрд в 2012­м, до конца 2015­го эксперты прогнозируют $15 млрд. Рынок краудфандинга в ближайшие пять лет может взлететь до немыслимых $300 млрд.

Еще одним эффектом краудфандинга является рост уверенности предпринимателя в своем продукте. Ведь если, например, в первые дни сбора средств какой-нибудь фильм получил большую поддержку, это является очевидным признаком того, что люди на самом деле хотят его увидеть. То же самое справедливо для любого продукта или услуги.

От толпы к сообществу

Масса людей сейчас «живут» онлайн. Однако из этой толпы бизнесу нужно выделять (и создавать) лояльные сообщества . В них входят все, с кем у вас есть деловые отношения. Есть разные типы сообществ, но авторы книги сосредоточились на двух: DIY (от англ. Doityourself – сделай сам) и экспоненциальных. DIY­сообщества – это группы людей, объединенных вокруг некой важной идеи, способной принести огромную пользу. Они готовы жертвовать своим временем, силами, умственными и временными ресурсами ради проектов, в которые действительно верят. Эти люди работают бесплатно и остаются энтузиастами. Они делают это потому, что чувствуют – такая работа имеет смысл.

Экспоненциальное сообщество представляет собой группу людей, которые испытывают невероятную страсть к конкретной экспоненциальной технологии (искусственный интеллект, 3D-­печать, синтетическая биология и т. д.), и объединяются, чтобы поделиться своим опытом и методами ее применения.

Важно понимать, что многие люди и компании пытаются строить сообщества по причинам, которые ничем не отличаются от строительства дома на плохом фундаменте. У последнего, независимо от того, насколько красиво выглядят ручки двери, конструкция не выдержит и в конечном итоге рухнет. То же самое верно и для сообществ. Поэтому прежде чем решить, стоит ли тратить время на создание сообществ, нужно ознакомиться с тремя главными причинами, почему этого делать не надо.

Во-первых, нельзя формировать сообщество из жадности. Онлайн-сообщества создаются для достижения большой цели, а не для получения денег. Это не значит, что вы не можете превратить результат в деньги, но такая цель не должна стоять изначально. Сообщества формируются вокруг значимой идеи, на принципах подлинности и прозрачности, и вы должны доказать, что решаете реальную задачу, прежде чем начать просить деньги.

Вторая неподходящая причина – это известность. Репутационная экономика говорит нам, что одна из главных причин, почему люди присоединяются к интернет-­сообществам, – это стремление к признанию. Целью вашего сообщества должно быть не завоевание личного признания, а предоставление признания для других людей – членов сообщества.

И, наконец, третья плохая причина – это сиюминутное желание. Чтобы получить яркое, быстрорастущее сообщество, нужно много поработать, это не произойдет в одночасье. Но если вы не готовы к этому, не стоит и начинать.

Пять основных мыслей

  1. 3D-печать, искусственный интеллект, робототехника, сети и сенсорные датчики, генетика и синтетическая биология – основные сферы, где в ближайшие годы ожидается значительный прорыв
  2. Главными факторами превращения новой технологии в экспоненциальную являются снижение цены, увеличение производительности и разработка простого пользовательского интерфейса
  3. У всех дерзких глобальных бизнесменов есть общая черта – видение
  4. Движущей силой всех дерзких предпринимателей была идея изменить мир, а не получить выгоду или деньги

Краудсорсинг и краудфандинг в ближайшем будущем станут основными механизмами проверки идеи и построения глобального бизнеса.

Стоит задуматься

  1. Работаю ли я над чем-то, что может изменить мир?
  2. Какую самую большую проблему человечества я хочу решить?
  3. Какие из моих продуктов и услуг могут быть демонетизированы и дематериализированы?

Cледует сделать

  1. Поискать сферы, в которых пока не произошло технологического прорыва, и обратить на них внимание
  2. Создавать лояльное сообщество вокруг своего бизнеса
  3. Мыслить в долгосрочной перспективе, ставя под сомнение причины былых успехов
40