

Жизнь человека – это бесконечный поток решений «когда»: когда менять карьеру, сообщать о плохих новостях, жениться или разводиться, идти на пробежку и так далее. Многие из этих решений мы принимаем интуитивно и считаем, что правильный выбор времени – это искусство. По мнению автора, это наука, базирующаяся на фактах. Однако ей уделяется незаслуженно мало внимания по сравнению, к примеру, с наукой о том, как что-либо делать. Есть множество книг о том, «как делать». Эта же книга – первая рассказывает о том, «когда делать».
Несколько лет назад два социолога из Корнелльского университета, Майкл Мейси и Скотт Голдер, провели масштабное исследование. Они изучали более 500 млн твитов 2,4 млн пользователей Twitter из 84 стран, которые были написаны за более чем два года. Задачей исследования было определить, как человеческие эмоции – и плохие, и хорошие – изменяются со временем. Для этого использовалась программа LIWC, позволяющая анализировать текст.
Обнаружилось, что существуют четкие шаблоны, справедливые для людей из разных стран. Позитивные эмоции наблюдались у пользователей в основном в утренние часы, в середине дня настроение стремительно ухудшалось и снова улучшалось в начале вечера. Причем неважно, был ли это американец или азиат, атеист или мусульманин. Ученые сделали вывод, что такой шаблон одинаков для различных культур и географических зон. Более того, он практически не зависел и от дня недели. Разве что в субботу и воскресенье утренний пик начинался в среднем на два часа позже, но динамика сохранялась.
Еще три столетия назад было установлено, что почти все живые существа (от одноклеточных до людей) имеют биологические часы. У человека за них отвечает супрахиазмальное ядро – участок гипоталамуса размером с рисовое зерно.
Это ядро контролирует изменения температуры тела в течение дня, регулирует гормоны, помогает нам засыпать ночью и просыпаться по утрам. Наши встроенные биологические часы подстраиваются и под социальные требования (расписание работы офиса или график автобусов), и под сигналы окружающей среды (рассветы и закаты). Но главное – в результате их работы люди подчиняются определенному ритму. Конечно, они могут отличаться у разных людей (как не может быть одинаковым давление или пульс у всех), однако общие шаблоны сохраняются. В последние годы проводится все больше исследований и открываются все новые закономерности, которые определяют наше настроение, эффективность, то есть непосредственным образом влияют на нашу жизнь.
Шаблон, обнаруженный Мейси и Голдером, встречается в истории исследований не впервые. Похожую картину наблюдали и нобелевский лауреат Дэниел Канеман со своим коллегой Аланом Крюгером. В 2006 году они использовали метод реконструкции дня (МРД) на выборке из 9 тыс. американских женщин разных рас, возрастов, уровня дохода и образования. В результате оказалось, что позитивные эмоции возрастали утром, достигая пика к полудню, потом резко падали, а затем начинали снова подниматься, и второй пик приходился на ранний вечер.
Интересно то, что для негативных эмоций справедлива обратная закономерность. А график «эмоционального баланса» можно построить, отняв от показателей уровня счастья в течение дня значения уровня фрустрации в те же временные точки – и получим примерно такую же картину: возрастание, пик, падение и снова возрастание.
Обнаруженные учеными закономерности колебания нашего настроения – это не просто любопытный факт. Они напрямую влияют на бизнес и даже финансовые рынки. Ведь и управленцы, и инвесторы, и трейдеры на фондовых рынках подчиняются этим паттернам. Значит, например, может возникнуть ситуация, когда цена акций упадет, если кто-то сделает звонок в период эмоционального спада. Более того, ученые, проводившие исследования в этой сфере, дают однозначную рекомендацию топ-менеджерам: коммуникацию с инвесторами, принятие важных управленческих решений и проведение переговоров лучше всего назначать на утро.
Именно так называет автор время после полудня. Оно представляет собой угрозу не только для нашей продуктивности, но и здоровья. К примеру, исследователи в Медицинском центре Дюкского университета проанализировали 90 тыс. операций и выявили, что ошибки анестезиологов существенно возрастают во время операций, назначенных на 15 или 16 часов. Вероятность проблем в 9 утра составляет 1%, а в 16 часов – 4,2%. Вероятность нанесения пациенту значительного ущерба в результате ошибки в 8 утра равняется 0,3%, а в 15 часов – 1%, то есть в три раза больше!
Похожая закономерность справедлива и для диагностических обследований. Скажем, одно исследование обнаружило, что эндоскописты реже обнаруживают полипы прямой кишки по мере приближения к середине дня. В 11 часов доктор в среднем находит вдвое больше полипов, чем в 14. Если бы люди видели эти цифры до того, как назначать процедуры, то вряд ли дневное время пользовалось бы спросом у пациентов.
Другие исследования показывают, что в послеполуденное время доктора чаще назначают ненужные антибиотики. Одним словом, хотя мы считаем, что важно, кто будет нашим доктором, и что у нас за проблема – на самом деле огромную роль играет то, когда мы попадем на прием.
«Бермудский треугольник» негативно влияет практически на всех. Например, в Дании обнаружили, что школьники, которые пишут тесты утром, получают существенно лучшие оценки, чем те, кто сдает экзамены после полудня.
Эти закономерности звучат немного страшно: получается, что мы запрограммированы совершать ошибки в определенное время дня. Однако существует способ справиться с этой сложностью. В продолжение датского эксперимента ученикам давали 20-30-минутную передышку перед дневным тестом, чтобы они могли поиграть, поесть и поговорить. В этом случае их оценки не падали.
Идея перерыва работает не только на детях, но и на взрослых. Это показало исследование, анализировавшее принятие решений израильскими судьями. После каждого перерыва они начинали выносить более мягкие приговоры, а в течение следующих часов их суждения постепенно ужесточались – до следующего перерыва.
Какими должны быть перерывы, чтобы приносить пользу? Во-первых, частые короткие перерывы эффективнее, чем редкие и длинные. Компания DeskTime, которая создает программное обеспечение для отслеживания уровня продуктивности, уверяет: у самых эффективных ее пользователей есть одна общая черта – они правильно делают перерывы. А именно: в среднем они работают в течение 52 минут, а затем устраивают передышку на 17 минут.
Во-вторых, перерывы стоит проводить в движении. По мнению автора, сидение – это вредная привычка, аналогичная курению. Движение, даже в течение нескольких минут, работает гораздо мощнее, чем «сидячий» перерыв. Одно исследование обнаружило, что пятиминутная ходьба каждый час повышает уровень энергии, позволяет сфокусировать внимание, улучшить настроение и избежать послеобеденной усталости. Причем несколько таких пятиминутных эпизодов гораздо эффективнее, чем получасовая прогулка.
В-третьих, для большинства людей перерыв более эффективен, если проведен не в одиночестве. Исследование, проведенное в Южной Корее, показало: такие «социальные» перерывы – разговоры с коллегами о том, что не связано с работой – снижают стресс и повышают настроение лучше, чем «когнитивные» (скажем, ответы на письма по электронной почте) или «питательные» (прием пищи) перерывы.
В-четвертых, для качественной передышки нужно полностью, а не частично, отключиться от всего. Доказано, что 99% людей не способны на многозадачность. Однако во время перерывов мы нередко пытаемся совмещать разные дела. Например, отдыхать и читать текстовые сообщения одновременно. В упомянутом выше южнокорейском исследовании перерывы для релаксации оказались гораздо эффективнее для снижения стресса, чем «многозадачные». Таким образом, для истинного отдыха нужно «отключиться» от работы не только физически, но и психологически.
Отдельное внимание автор уделяет выбору времени начала того или иного дела. Он уверен, что это решение часто оказывает влияние и на весь процесс, и на конечный результат. И хотя мы не всегда можем сами выбрать время, в тех случаях, когда это возможно, необходимо подойти к определению момента начала осознанно. Для этого Пинк предлагает воспользоваться тремя принципами:
В рамках одного исследования время начала уроков изменилось на 8:35. После этого в школах, принимавших участие в эксперименте, повысилась посещаемость и снизилось число опозданий. А в еще одной школе, которая изменила время начала занятий с 7:35 на 8:55, ученики стали на 70% реже попадать в автомобильные аварии по утрам. Таким образом, иногда смещение времени начала на один час может принести внушительные результаты.
Очевидно, что некоторые временные точки для нас более значимы, чем другие, и мы хотим приурочить начало чего-то важного к ним. Помимо социальных ориентиров вроде 1 января, существуют и индивидуальные, например, дни рождения. Но к какой бы категории не относились эти точки, они выполняют важную функцию – помогают нам начать снова, с чистого листа, отделив себя от прежних ошибок. Мы словно говорим себе: «Прежний я не стал бы бегать по утрам, а новый я – буду это делать».
Когда мы придаем некоему дню особое значение, наделяем его важным для нас смыслом, то приобретаем возможность начать заново то, что когда-то не смогли довести до конца. Например, если вы считаете 20 марта первым днем весны – то с большей долей вероятности сможете обеспечить себе новый старт.
Как справиться с этой сложностью? Решение оказалось довольно простым: сделать так, чтобы бывшие студенты начинали не сами, а вместе с опытными врачами. В последнее десятилетие в обучающих больницах они стартуют в составе команды, которая включает в себя опытных медсестер и врачей. Это позволяет избавиться от «июльского эффекта».
Когда процесс запущен и прошло некоторое время, многие люди сталкиваются с упадком энтузиазма. Для них автор предлагает следующие рекомендации:
Люди устроены таким образом, что редко делают что-либо в одиночку. Эволюционно наше выживание зависело от умения координироваться с другими. Поэтому важен не только индивидуальный, но и групповой выбор правильного времени, умение синхронизировать свои действия, уверен Пинк. Он считает, что такая синхронизация должна осуществляться на трех уровнях: с боссом, с племенем и с сердцем.
Первый уровень означает: когда речь заходит о групповой деятельности, необходим лидер – тот, кто будет задавать скорость, устанавливать стандарты и фокусировать коллективный разум. Типичный пример – хор, которым управляет дирижер.
После синхронизации с боссом группе необходимо синхронизироваться с «племенем», то есть между собой. Это требует глубокого ощущения принадлежности к команде. В 1995 году два социальных психолога, Рой Баумейстер и Марк Лири, эмпирически доказали, что необходимость относить себя к чему-то большему является базовой человеческой мотивацией. Ощущение принадлежности влияет на наши мысли и эмоции. Когда его нет, мы болеем, а когда оно присутствует – чувствуем себя здоровыми и удовлетворенными жизнью. Как добиться ощущения принадлежности в команде? Вариантов масса: от одинаковой одежды до общих символов и прикосновений, от быстрых ответов на письма сотрудников до корпоративных ритуалов.
И, наконец, третий уровень синхронизации группы, – совместное выполнение задач, при котором каждый чувствует себя хорошо. Здесь автор снова вспоминает о пении хором. Он приводит данные исследований, которые говорят о потрясающем эффекте этого группового занятия. Оно не просто позволяет улучшить свое эмоциональное состояние, но и укрепить здоровье. Многочисленные исследования подтверждают, что групповое пение увеличивает выработку иммуноглобулина, помогает бороться с инфекциями и даже уменьшает потребность в обезболивающих лекарствах. Причем подобный эффект характерен именно для группового, а не индивидуального пения.
Люди, которые поют в хоре, чувствуют себя лучше, а это, в свою очередь, укрепляет их координацию. Получается позитивный замкнутый круг: хорошее самоощущение облегчает синхронизацию с группой, а она повышает настроение еще больше.
Все вышесказанное справедливо не только для пения, но и для любых других групповых занятий, которые помогают людям почувствовать себя хорошо. Организации могут взять это на заметку, если хотят создавать по-настоящему крепкие команды.
Подводя итог, автор пишет: ключ к наполненной смыслом жизни вовсе не в том, чтобы «жить настоящим моментом». На самом деле он в том, чтобы интегрировать свои представления о времени в единое целое, которое поможет нам понять – кто мы и почему мы здесь.