Счастье как вирусная инфекция

Сейчас многие говорят о кризисе доверия — в обществе вообще и маркетинге в частности. Потребитель все меньше доверяет брендам, везде ищет и часто находит. Брюзжать по поводу компаний, марок стало правилом хорошего тона, а, наоборот, говорить хорошо — почти оксюморон. Недоверие — это тренд, который накрывает даже самого ответственного производителя. Доверие сохранилось только к близким людям…
Циник-потребитель не веритфальшивым «акциям», бренды теряют уважение и веру потребителей. Взятка к покупке стала важнее продукта. Сообщения бренда воспринимаются как «втюхивание», а для самого бренда «лояльные потребители» — это всего лишь «игроки», вовлекаемые рефлекторными инстинктами мелкой «шары».
Но речь не о поиске виноватых — о том, где доверие еще осталось, и как мы влияем друг на друга. Для начала напомню Вам о концепции «Шести ступеней разобщения» Стенли Милграма, которое у нас более широко известно как «Шести рукопожатий, через которые мы соединены со всем миром». Сейчас эта тема опять в моде, даже в одном из рождественских фильмов ее положили в основу сюжета. При этом она настолько вписывается в мир Facebook и других социальных сетей, что не верится, что исследование и соответствующая книга увидели свет совсем давно, еще в 60-х годах прошлого века — когда идея интернета еще не снилась даже фантастам!
Для тех, кто не знаком с этим экспериментом, кратко изложу: социолог, Стенли Милграм поручил 160 незнакомым между собой жителям Омахи (штат Небраска) переслать письмо некому незнакомому им предпринимателю в Бостон (т.е. в другой штат). Единственное условие — пересылка должна осуществляться только от знакомого к знакомому и каждая такая передача д.б. зафиксирована на конверте. Предполагалось, что потребуется несколько сотен отдельных транзакций, но на практике основная часть писем дошла в пять-шесть «пересылок». Поэтому и говорят о шести рукопожатиях, через которые каждый соединен с остальными людьми в мире.
Но мало кому известен другой факт из этого исследования — к конечному получателю из Бостона более половины всех писем попали через руки всего троих людей. Этот человек действительно соединен со всем миром через «шесть рукопожатий».
Вот только большинство этих соединений «проходит» через нескольких «коннекторов», которые являются для этого человека своеобразными каналами связи со всем внешним миром.
По сути, возможности каждого из нас по влиянию на человечество зависят только от нашей коммуникативной «потенции». В каждой социальной группе находится 1-2% «объединителей», у которых количество контактов в три-пять раз выше среднего. И именно эти люди и являются «коннекторами».
В замечательной книге «Переломный момент» описан простой эксперимент. Из телефонного справочника Нью-Йорка взяли наугад 250 фамилий, и различным людям, из различных социальных групп давали простое задание — отметьте галочкой фамилии, которые носит кто-то из ваших знакомых, если с такой фамилией у вас двое знакомых — поставьте две галочки и т.д. В среднем, в зависимости от социальной группы, получалось 20-40 контактов. Но в каждой соц. группе находилось 1-2% «объединителей», у которых количество контактов было в три-пять раз выше среднего. Т.е. у кого-то 9, а у кого-то 118. И, я уверен, именно эти люди будут все больше и больше интересовать маркетологов.
«Ты являешься средним арифметическим из людей, с которым чаще всего общаешься».
Джеймс Фаулер и Николас Кристакис, гарвардские профессора, написавшие книгу «Connected», утверждают, что все мы постоянно передаем друг другу различные информационно-социальные вирусы.
Один из выводов, которые сделали исследователи, — наше мнение и поведение влияет на наше окружение до «третьего колена». Т. е. мы влияем на своих друзей, «друзей своего друга» и на «друзей друга нашего друга». После третьего уровня влияние рассеивается, но важно другое — на нас влияют совершенно незнакомые нам люди (и мы аналогично влияем на незнакомых нам людей!).
Одним из самых «заразных» оказался вирус счастья. Помимо наличия трех уровней влияния, было замечено, что счастливые и несчастные люди группируются в свои группы, при чем несчастные люди находятся на периферии сети.
Появление человека, чувствующего себя счастливым в Вашей жизни повышает Ваши шансы стать счастливым на 15%, на втором уровне влияния (т. е. счастливый человек появится «в орбите» кого-то из Ваших друзей) такая вероятность уже составляет 10%, а на третьем — 6%. При этом появление среди Ваших друзей несчастного человека сокращает вероятность Вашего счастья на 7%. Поэтому чисто математически больше шансов быть счастливым у людей с большим количеством связей (т. е. объединителей, о которых шла речь выше).
Если вы соединены с правильными людьми, то у вас больше возможностей получить хорошую работу, здоровье и счастье. Если вы связаны с неправильными людьми, вы можете стать преступником, питаться неправильной пищей, и т. д.
Мы подвержены влиянию, но мы можем влиять — математика на стороне тех, кто стремится сделать мир лучше/счастливее.
Наша позиция в сети имеет значение.

15.03.2013
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА