Сергей Марин: «Мы формируем рынок для использования Big Data и готовим для него специалистов»

Руководитель службы разработки продуктов «Big Data Билайн» («ВымпелКом») об опыте внедрения работы с данными в России
Популярно

1

У Big Data огромное поле для применения, практически во всех сферах бизнеса. Но определить конкретные задачи, в которых может помочь аналитика, получается пока далеко не у всех компаний. Это особенность многих инноваций – решения уже есть, а рынок пока не готов их принять и использовать. Поэтому мы в «Билайн» решаем сразу две эти задачи: обучаем Big Data аналитиков и менеджеров и формируем рынок использования аналитики данных.

Подразделение больших данных в «Билайн», в котором я руковожу разработкой продуктов, существует уже несколько лет. Мы начинали с идеи внедрения аналитики больших данных в компании. Сначала искали, как ее можно применить в бизнесе, и выделили основные направления. Вначале у нас был кластер всего из шести компьютеров. Но потом мы начали расти, и сегодня у нас много «машин», своя команда Data Scientist, а заказчиком является вся компания «Билайн». Ежедневно от разных подразделений приходит большое количество запросов: управление оттоком, разработка персональных предложений, геоаналитика и даже HR.

В качестве примера задач, в решении которых мы участвуем, расскажу о том, как применялась Big Data для преодоления проблемы очередей в салонах связи. Мы заметили, что некоторые наши офисы сильно перегружены. Стараясь равномерно перераспределить нагрузку, мы использовали геоаналитику для того, чтобы понять, откуда приезжают в конкретный офис клиенты. Оказалось, что возле их домов уже есть салоны связи, и нужно просто проинформировать клиентов о местонахождении ближайших офисов.

Другая наша важная задача – быть максимально полезными клиентам. Для ее решения мы разработали концепцию персонального менеджера, который в правильные моменты предлагает абоненту нужные услуги. Начиналась реализация этой концепции совсем с простого – с таргетированных предложений. Например, человек купил себе iPhone или другой смартфон с поддержкой сетей четвертого поколения, вставил нашу SIM-карту – и ему тут же приходит SMS с предложением подключить 4G от «Билайн». Или клиент приезжает в аэропорт, а ему приходит сообщение с тарифами для роуминга.

Также мы можем решать задачи, связанные с фродом. Как известно, злоумышленники обычно используют шлюзы – когда при помощи специального оборудования через одну SIM-карту проводится большое количество звонков. Из-за обслуживания такого шлюза оператор терпит немалые убытки, особенно если совершались звонки на другие сети. Поэтому «фродеров» нужно уметь быстро ловить. Есть определенные триггеры, которые позволяют определять подозрительную активность в сети – нужно, чтобы они быстро определялись в тех петабайтах данных, которые генерируют все SIM-карты оператора. При помощи Big Data мы вычисляем подобные операции за пару минут.

Некоторое время назад мы заметили, что многие люди интересуются работой с данными и хотят этим заниматься, но не знают, с чего начать карьеру в этой области. Для них в октябре 2015 годы мы и открыли Школу данных, где в первую очередь учим практическим навыкам, раскрывая на занятиях все аспекты машинного обучения: рекомендательные системы, social networks analytics. На сегодняшний день мы уже подготовили около 80 специалистов, недавно стартовал очередной, четвертый по счету, набор. Хочу отметить, что, несмотря на то, что в «Билайн» есть подразделение больших данных, мы готовим специалистов не только для себя. Мы хотим сформировать экосистему, которая сможет существовать и расти самостоятельно. Это наш вклад в развитие рынка всей страны. Параллельно с техническим курсом мы открыли набор менеджеров на курс «Data-MBA». Сегодня лишь некоторые руководители могут выделить задачи, которые можно эффективно решать при помощи инструментов Big Data, хотя осознают потенциал и хотят научиться делать это эффективно. Курс «Data-MBA» разработан для людей без специальной математической подготовки. Мы рассказываем о существующих инструментах управления, на конкретных примерах показываем, какие приемы используют в разных сферах бизнеса, отвечая на самые важные вопросы: каких специалистов нанимать, какую структуру отдела работы с данными формировать в зависимости от направления деятельности компании. Так мы формируем на рынке запросы на специалистов по Big Data.

Мы также помогали Киевстар в создании Kyivstar Big Data School. Я посещаю занятия этой школы и вижу, что проект явно удался. Студенты очень замотивированы и вовлечены в процесс обучения. А о преподавателях слышу только позитивные отзывы. Я читаю в школе курс «Бизнес-анализ в применении Big Data». Этот модуль необходим data scientist, которому недостаточно просто решать поставленные перед ним задачи с помощью работы с данными. Бизнес-анализ позволит находить внутри компаний процессы, которые можно кардинально улучшить при помощи Big Data, и предлагать пути внедрения этой прогрессивной технологии.

Сергей Марин, руководитель службы разработки продуктов «Big Data Билайн» («ВымпелКом»), основатель и руководитель «Школы данных Билайн»

17.04.2016
Что нового
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА