Очевидно, что стратегическое мышление, как и любая компетенция, базируется на способностях человека, а значит, может присутствовать в той или иной мере уже изначально у любого руководителя. От компании требуется не только оценить наличие компетенции, но и создать условия для ее развития и применения. Это поможет выделить молодых менеджеров, которых выгодно развивать для формирования кадрового резерва.
В моей практике был проект, когда западная компания, купившая предприятия в Украине, должна была определить наличие требуемых штаб-квартирой компетенций, в частности, стратегического мышления. Кроме оценочного интервью, я предложила менеджерам выполнить несколько заданий. Одно из них состояло в том, чтобы они ответили на следующие вопросы:
Кем я себя вижу в компании через 3-5 лет?
Моя миссия, предназначение, роль в компании? Для чего я нужен?
Мои ценности, что для меня важно, чем я никогда не поступлюсь.
Мои принципы во взаимодействии с людьми: подчиненными, коллегами, руководителями, внешними партнерами и клиентами.
Кто мои клиенты в компании? Кого я обслуживаю, чьи потребности я обязан удовлетворять?
Кто мои клиенты за пределами компании?
Конкретные 2-3 цели на ближайший год, в том числе персональные цели профессионального, управленческого и личностного развития.
Это упражнение можно использовать в ассесмент-центре как при отборе новых руководителей, так и для тех, кто претендует на продвижение внутри компании.
Если организация сознательно формирует стратегическое мышление у менеджеров, можно использовать кроме внешних и корпоративных программ МВА участие в профессиональных конференциях и профессиональных клубах. А также участие в стратегических сессиях, внутренние ротации и стажировки в партнерских бизнесах, участие в стратегических проектах и руководстве межфункциональными проектами, делегирование полномочий, групповые дискуссии на актуальные темы, круглые столы с топ-менеджментом и разбором практических проблемных кейсов.
Таким образом, стратегически мыслящие менеджеры:
Ориентируются не столько на внутренние ресурсы, сколько на факторы внешней среды; не столько на сроки и угрозы, сколько на возможности и ключевых стейкхолдеров.
Формулируют видение любого проекта, опираясь не только на количественную, но и качественную сторону — добавленную ценность.
Принимают ежедневные решения на основе ценностей бизнеса — важных вещей для выживания и развития компании, используя многофакторный анализ.
Проводят изменения на основе миссии — понимания, для кого работаешь, какие именно потребности удовлетворяешь, какую ключевую компетенцию оттачиваешь, для развития какого продукта/услуги.
Выходят за рамки планов и процедур и принимают решения, исходя из целей будущего и эффективности, а не только коротких результатов.
Понимают, что сроки — не главное в стратегическом планировании, тем более в условиях ускоряющейся цикличности кризисов, главное — идеи, на которых компания может зарабатывать сейчас и в перспективе.
И наконец, от Генри Минцберга, высший пилотаж стратегического мышления заключается в «открытии новых стратегий, которые способны переписать правила конкурентной игры и предвидеть возможное будущее, кардинально отличное от настоящего».
Надо отметить, что на украинском рынке руководители со стратегическим мышлением не редкость, но это не гарантирует им успеха. Управляющие собственники с предпринимательской привычкой мышления часто ориентируются на короткий и быстрый результат с минимальными затратами. Они сами не дают возможности руководителям со стратегическим мышлением реализоваться. Статистика показывает, что даже хорошему продавцу в новой компании за первый месяц трудно показать высокий результат, а чтобы выйти на стабильный результат — нужен не один месяц. А если это директор по маркетингу, то новая маркетинговая концепция не может быть «поставлена на полку» в первый же месяц. Если ожидания собственника не оправдываются в первые месяцы, то часто он загружает директора по маркетингу операционной рутиной, чтобы быстрее «отбить затраты». Найти менеджера со стратегическим мышлением недостаточно, важно создать условия для реализации стратегических идей, развивать в команде топ-менеджмента в целом стратегическое мышление.

01.12.2014
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА