Шесть советов финансисту во время кризиса

В кризис каждый хочет, чтобы явился эксперт и с уверенным видом сказал: «Делай раз, делай два!» Чтобы кто-то помог задать правильные вопросы и, что самое главное, — дать на них ответы. Но такого эксперта нет. Единственное, что могут сейчас специалисты — это делиться друг с другом индивидуальным опытом. Я для себя определил шесть действий, которые помогут финансисту успешно провести бизнес через кризис.
1. В борьбе с кризисом есть два пути — централизация и децентрализация управления. Первый, как правило, позволяет минимизировать ошибки, второй — повысить скорость принятия решений. Пожалуй, единственная функция, которая во время кризиса однозначно должна быть централизована — это финансы. Именно они становятся инструментом, который наводит резкость на бизнес-цели, и диспетчером, который, анализируя степень выполнения показателей, ищет пути компенсации. Процессы прогнозирования, бюджетирования и принятия решений придется изменить — они должны быть достаточно гибкими и оперативными.
2. Ключевой приоритет должен быть выражен в финансовом показателе и каскадирован в рамках компании на все предприятия и подразделения. Например, если фокус бизнеса — денежный поток, значит, в KPI сотрудников должен появиться целевой показатель по операционному денежному потоку. Все функции прямо или косвенно должны содействовать его достижению. Кто-то — меньше тратить, а кто-то пояснять стейкхолдерам в публичном поле причины тех или иных действий компании. Вы должны быть уверены, что вся ваша команда понимает и разделяет эти цели.
3. Финансовые приоритеты в кризис — стандартны. Это сокращение операционных затрат, оптимизация оборотного капитала, пересмотр приоритетов в инвестиционной программе. Безусловно, все заинтересованы в снижении дебиторской задолженности и сбалансировании операционного цикла. Все рассматривают вопросы по сокращению персонала и переносят капиталоемкие инвестпроекты с длительным сроком окупаемости. Это ряд типичных последствий кризиса для компаний, и вопрос лишь в том, насколько взвешенно и ответственно такие изменения внедряются.
4. Коммуникации с сотрудниками и партнерами выходят на первый план. Чем менее понятны ваши действия, тем выше вероятность потерять доверие, а именно оно становится ключевой ценностью и залогом стабильности в отношениях во время кризиса. Если стороны понимают долгосрочные перспективы сотрудничества, разделяют антикризисные действия, которые внедряются, и видят друг в друге не источник сиюминутной выгоды, а опору на несколько лет вперед, то результат совместного прохождения кризиса может быть обоюдовыгодным.
5. Без подушки безопасности в экстренной ситуации шансов «обойтись без травм», как правило, немного. Для бизнеса — это подушка ликвидности. Все выплаты компаний делятся на «защищенные» и «незащищенные». Первые — это обязательные платежи: зарплаты, налоги, тарифы и т.д. Вторые — это все прочие коммерческие выплаты, которые теоретически могут «двигаться во времени». В кризис компания обязана обеспечить себе подушку ликвидности — средства доступные на счетах и в кредитных линиях в объеме, покрывающем ваши защищенные платежи на месяц вперед. Держать такую подушку безопасности лучше в валюте. Национальная денежная единица подвержена девальвации, валютный курс — слабо прогнозируем.
6. Последнее, но не менее важное — это продолжение реализации стратегических проектов. Можно пересматривать сроки, но не замораживать. Особенно это касается проектов, связанных с изменением культуры производства. Для ДТЭК таким проектом является «Система непрерывного совершенствования». Это создание подхода постоянного улучшения производственных процессов. Такой проект не связан со значительными инвестициями и важен для успешного развития компании в будущем. Нужно понимать, что приостановка подобного проекта отбросит вас на несколько лет назад, в то время как завершение такого системного изменения позволит выйти из кризиса с дополнительными конкурентными преимуществами и в более сжатые сроки наверстать предкризисные позиции.

01.12.2014
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА