На сайте ведутся технические работы, в связи с чем возможно некорректное отображение статей. Просим извинить за временные неудобства.

Смартфон вместо всего

Персональные мобильные устройства уже сейчас влияют на рынок электронной коммерции. По данным исследовательской компании Criteo, доля продаж через смартфоны и планшеты в мире растет каждый квартал. К марту 2015 года она составила 34%. В Японии и Южной Корее доля мобильных продаж впервые превысила 50%.

Смартфоны и планшеты в мире поставки традиционных компьютеров появились еще в 2011 году. А уже в 2013-м, рассказывает директор украинского и белорусского офисов «1С-Битрикс» Дмитрий Суслов, общее количество мобильных девайсов превысило число обычных компьютеров. В Украине, по его оценкам, смартфоны есть у 32% пользователей мобильной связи.

Несмотря на широкое распространение смартфонов и планшетов, они по-прежнему остаются такими же экранами входа в интернет, как компьютеры. Иногда смартфон или планшет используются вместо кошелька (для оплаты услуг с помощью специальных приложений).

Но в будущем эти гаджеты смогут совершить переворот в электронной коммерции. А помогут им в этом технологии распознавание речи, лиц и объектов (Perceptual Computing). «Бесспорно, будущее за мобильной коммерцией, и есть ряд перспективных технологий распознавания объектов, которые могут оказать кардинальное влияние на привычки покупателей», – уверена Виктория Тигипко.

К примеру, можно будет не просто распознать предмет, направив на него камеру мобильного устройства, но и получить другие данные: где он сделан, кем, из какого материала и где его можно купить. Эти данные будут храниться в облаке – на удаленных серверах в дата-центрах крупных технологических компаний. Можно будет просто навести камеру смартфона на понравившийся предмет и сделать покупку. «Если кто-то такое сделает, это будет переворот», – говорит Юрий Фрайман, один из первых инвесторов украинского стартапа Viewdle. Его команда разработала технологию распознавания лиц, которую впоследствии приобрел Google за $30 млн.

Впрочем, по словам Фраймана, у всех существующих технологий распознавания есть недостатки, они часто не справляются даже с простыми задачами, скажем, не распознают предметы при разном освещении. «Программа воспринимает один и тот же предмет под разным освещением как разные предметы», – рассказывает он. Когда появится технология, решающая эту и другие подобные проблемы, пока неясно.

На сегодня использование технологии распознавания предметов нельзя подкрепить никакой аналитикой, добавляет маркетинг-директор всеукраинского торгового центра в интернете Prom.ua Алексей Филановский, в нее можно только верить. «Если человек действительно сможет покупать то, что ему понравилось где-то на ком-то, и это будет популярным, произойдет полная смена потребительской парадигмы», – говорит он.

В мире вещей

Помимо Perceptual Computing есть и другие прогрессивные концепции, которые пока сложно в полной мере применить на практике. Одна из них – интернет вещей (Internet of Things, IoT). Философия IoT – это мир, в котором все подключено к глобальной сети: от бытовой техники до деревьев и домов. Данные об этих предметах хранятся в облаке. Без участия человека подключенные предметы могут посылать друг другу информацию. Например, кофеварка и тостер приготовят завтрак, когда к ним поступит сигнал от будильника, что хозяин проснулся.

По оценкам Филановского, к 2020 году большая часть домохозяйств в США и Европе перейдет на умные холодильники, стиральные машины и т.д. Такая техника сможет анализировать запас продуктов, а человек будет лишь заказывать и одобрять покупку.

Среди самых примечательных IoT-новинок в е-commerce – умные устройства от Amazon. Недавно компания объявила, что их умный спикер-помощник Echo теперь может принимать заказы ваших любимых товаров. Все, что нужно сделать, это активировать прибор и дать команду, что вам нужно купить. Услуга доступна только для пользователей Premium-аккаунта и географически ограничена Штатами. В самой Amazon говорят, что эта услуга не предназначена для полной замены традиционного онлайн-шопинга, а просто еще одна альтернатива.

Другая новинка от Amazon – Dash Button. К примеру, заказываете себе кнопку для моющего средства для посуды. Располагаете ее в кухонном шкафу. Видите, что средство вот-вот закончится: жмете dash button – и Amazon уже пакует ваш заказ.

Но пока это только эксперименты. «Я не верю в Internet of things как драйвер роста продаж в интернете в ближайшие годы. Это будет зоной экспериментов для гиков и технологических компаний», – говорит основатель и директор группы компаний OSD Group, президент УАДМ Валентин Калашник. При этом различные способы анализа данных, не обязательно «большие», будут стимулом повышения эффективности бизнеса.

«Математика станет сердцевиной бизнеса, а 3G – самым сильным фактором роста e-commerce. Интернет-магазин без версии сайта, адаптированной к мобильным устройствам, будет моветоном», – считает он.

29.10.2015
Что нового
Популярно