Ми працюємо над тим, щоб зробити сайт україномовним. Слідкуйте за оновленнями!

Состояние и проблемы транспортной отрасли в Украине

Транспортная отрасль без преувеличения — одна из самых старейших в мире. Во все времена была необходимость доставить продукцию от места производства к месту переработки и дальше — к конечному потребителю. Сейчас транспортная отрасль является одной из самых важнейших — без нее не может обойтись ни одно звено в экономических процессах. Однако и транспорт сейчас переживает не лучшие времена.

Виды и особенности транспорта

По видам транспорта, используемого для грузоперевозок, выделяются автомобильные, железнодорожные, водные и авиаперевозки. Также есть трубопроводный вид доставки (например, для нефти или природного газа). По географическому принципу грузоперевозки делятся на внутренние и международные. Ну и, конечно, перевозки подразделяются на грузовые и пассажирские. 

Остановимся пока на перевозках грузов. Выбор транспорта в данном случае будет зависеть как от характеристики самого груза, так и от рентабельности и возможности совершить поставку своевременно и без потерь. 

Вместе с тем самым удобным видом транспортировки считается автомобильный, он относительно недорогой, маневренный и позволяет доставить товар «от двери к двери». Кроме того, разнообразие автомобилей различной грузоподъемности позволяет использовать данный вид транспорта для перевозки большинства грузов и на дальние расстояния.  

Если же товар скоропортящийся, дорогой или требует срочной доставки, на помощь приходит авиационный транспорт. Такие грузоперевозки самые дорогие, но иногда единственно возможные. Особенно если доставку необходимо осуществить в труднодоступную область.

Для перевозки с континента на континент используется морской транспорт. Наиболее грузоподъемным на суше является железнодорожный транспорт, несомненным плюсом которого стала низкая цена и универсальность — он подходит для любых видов грузов, в том числе и негабаритных.

Стоит отметить, что скорость и своевременность поставок входят в определение конкурентоспособности продукта. Фактор времени стал преобладать над фактором низких цен. Особенно это актуально в эпоху перенесения основного производства из развитых стран в регионы с более дешевой рабочей силой.

Чтобы сократить расходы и улучшить уровень обслуживания, компании предпочитают использовать смешанные перевозки, а именно доставлять груз несколькими видами транспорта. Например, при использовании самого распространенного варианта — железнодорожно-водного — отправитель освобождается от перевалки грузов, а заодно и выигрывает в экономии на сквозном тарифе, более низком, чем суммарный тариф на многих видах транспорта.  

По данным ИНП РАН, всего на земном шаре около 80 международных транспортных коридоров (МТК), по которым осуществляется основная часть перевозочной деятельности в мире. Ведущую роль в формировании глобальных сетей играет европейский рынок, имеющий огромный потенциал. По оценкам экспертов рынка, за последние 25 лет внутренние грузовые перевозки в Западной Европе увеличились в 2 раза.

В рамках ЕС формирование новых транзитных транспортных магистралей осуществляется на основе Трансевропейской транспортной сети (ТЕС). В основе концепции ее развития лежит принцип интеграции различных видов транспорта в мультимодальную транспортную сеть, которая при расширении на Восток соединяется с транспортными сетями третьих стран. 

Приоритетным направлением развития МТК стало обеспечение транзитных перевозок грузов, иными словами, экспорт транспортных услуг. Транзитные государства должны создавать необходимые условия для перемещения товаров, гарантировать целевую перевозку. Если говорить о ценности транзитных перевозок для экономики, то можно отметить, что, к примеру, 25% ВВП Латвии составляют доходы от транзита. С этой точки зрения у Украины благодаря географическому положению отличный потенциал. Однако тормозит становление Украины как полноценной транзитной страны масса подводных камней, о которых речь пойдет ниже. 

Особенности транспортной отрасли в Украине

Транспортная отрасль в Украине, как и большинство других секторов экономики, переживает не лучшие времена, потому как инфраструктура, которая досталась Украине от СССР, устарела и требует обновления. Так, например, в «Укрзализныце» не раз жаловались на критический износ ж/д парка: по данным ведомства за 2013 год, износ основных фондов, в первую очередь тягового подвижного состава, приближается к 90%. 

По данным Госстата, транспортные предприятия Украины в 2013 году сократили перевозки грузов на 1,9% по сравнению с 2012 годом — до 757,6 млн тонн. Вместе с тем грузооборот перевозчиков упал на 3,9% — до 379 млрд ткм. Грузооборот железнодорожного транспорта снизился на 3,4% — до 441,8 млн тонн.

По данным Госстата, наименьшее количество грузов было перевезено Южной (ЮЖД) и Донецкой (ДЖД) железными дорогами. Так, на Южной желдороге отправление грузов сократилось на 5,6%, на Донецкой — на 2,5%. Вместе с тем отправление грузов возросло на Юго-Западной (3,1%), Приднепровской (на 2,4%), Львовской (на 1,8%), Одесской (на 1%) железных дорогах. Здесь следует отметить, что железнодорожные перевозки составляют львиную долю грузоперевозок в Украине. Для . сравнения: в 2013 году объем грузовых перевозок ж/д транспортом составил 441,8 млн тонн, в то время как объемы перевозок ближайшего «конкурента» желдороги — автомобильного транспорта — составили 183,5 млн тонн.

 

Снижение в отрасли объясняется несколькими факторами. С одной стороны, сказывается продолжающийся кризис мировой экономики, на которую повлиял целый ряд политических и экономических факторов, хотя уже в 2014 году эксперт ы рынка прогнозируют благоприятный климат, который будет характеризоваться ростом в основном за счет роста экономик развивающихся стран и ряда государств с высоким уровнем доходов.

«В результате прогнозируемого роста на 4% спроса на сталь в мире и в КНР в частности, прогнозируется рост экспорта продукции ГМК из Украины на 1-2%, постепенно будут расти грузоперевозки. В то же время профицит зерновых культур позволяет ожидать рост дополнительного экспорта зерна на 5 млн тонн. Уход российских и казахстанских грузов из украинских портов в 2012 году привел к снижению перевалки транзита. Это следствие развития российских портовых мощностей и стремления правительства РФ перенаправить большинство российских грузов через свои порты. Уход казахстанского зерна и нефти объясняется сменой рынков сбыта для зерна — с Ближнего Востока на Дальневосточный регион и развитием мощностей по перевалке нефти в российских портах южного бассейна», — отмечает старший аналитик Центра транспортных стратегий Андрей Исаев.

Что же касается экономики Украины, то здесь речь идет не только о восстановлении, а даже о прекращении падения. Экономика страны определяет покупательную способность населения, которая, в свою очередь, влияет на спрос на пассажирские перевозки. Как утверждает старший аналитик ИГ «Арт Капитал» Алексей Андрейченко, в падающей экономике снижаются доходы населения, также формируются негативные ожидания относительно финансовой защищенности домохозяйств в будущем, что заставляет население сокращать свой уровень потребления и сохранять деньги на черный день. «На простом языке поездку с детьми на море придется отложить, потому что неизвестно, чем их завтра кормить. Пусть лучше побудут у бабушки за городом. Кроме этого, снижается деловая активность, экономия на предприятиях уменьшает количество командировок и других деловых поездок», — говорит эксперт. Это отразилось и на показателях пассажирских перевозок. Так, по данным того же Госстата, транспортные предприятия Украины в 2013 году сократили перевозку пассажиров на 2,8% по сравнению с 2012 годом — до 6,6 млрд чел.

 

Однако проблемы транспортной отрасли появились не вчера. И экономический кризис не виноват в том, что подвижной состав во всех видах транспорта обновлялся еще во времена СССР. Собственно, моральный и физический износ транспортных мощностей является одной из основных проблем отрасли в Украине, помимо этого существует еще ряд специфических проблем.

Например, с помощью железнодорожного транспорта Украины можно было бы наладить скоростное сообщение между всеми государствами Европы. Этому способствует трансъевропейская железнодорожная магистраль Е-30, берущая начало в Берлине, которая пересекает Украину по маршруту Мостиска — Львов — Киев и идет дальше в Москву. Она же на территории Польши пересекается со скоростными магистралями Е-59 и Е-65. Но тут есть нюанс — ширина колей отечественной железной дороги не соответствует европейским стандартам. В этом может убедиться каждый, кто рискнет поехать в Европу на поезде и простоит по меньшей мере несколько часов на границе, ожидая, пока железнодорожники «поменяют колеса».

Морской транспорт переживает переходной этап. Исходя из последних данных Администрации морских портов, из 13 украинских портов (5 крымских уже не учитываются в статистике АМПУ) наиболее потенциальными и развивающимися являются пять: порты «Большой Одессы» (Одесский, «Южный», Ильичевский), Николаевский и Мариупольский порты. Также существует критичная ситуация с речным транспортом. В основном проблемы речной логистики связаны с обмелением судоходных участков, таких как канал Перова, из-за которого возникают проблемы с перевозкой грузов из устья Днепра до Дуная территории Украины. Также можно отметить и недостаточность гарантированных проектных глубин на участке Днепродзержинск — Запорожье. Это усложняет вопрос доставки грузов через данный участок и заставляет грузовладельцев либо разбивать груз малыми партиями, либо использовать суда с меньшей осадкой. 

Пока еще благополучный автомобильный транспорт страдает из-за плохих дорог. Так, по данным Министерства инфраструктуры, «Укравтодор», ГАИ, «Укрзализныця» и «Укртрансинспекция» обнаружили более 3 млн кв. м ямочности на украинских дорогах общего пользования во время весеннего комиссионного осмотра. Кроме того, по данным комиссий, выявлено около 56 тыс. км, требующих обновления дорожной разметки, 20 тыс. км, где необходима ликвидация стихийных свалок, и более 15 тыс. км, где нужно осуществить вырубку поросли. Ранее в «Укравтодоре» заявляли, что потери украинской экономики от неудовлетворительного качества автомобильных дорог в стране за период с 2001 по 2013 гг. возросли в 2,7 раза — до 55 млрд грн в год.

Также качественному развитию автомобильных пассажирских перевозок препятствует до конца не проработанные тарифы  и, как это ни странно прозвучит, сложности в приобретении запчастей, особенно на автомобили иностранного производства. Что касается тарифов, то перевозчики зачастую незаконно повышают стоимость перевозки граждан в общественном транспорте, мотивирую это повышением цен на топливо. 

Если углубиться в сектор авиации, то здесь настоящие американское горки. Банкротство «АэроСвита» в 2013 году привела к переделу рынка — первое место в Украине заняла авиакомпания МАУ, а крупные иностранные компании увеличили количество украинских рейсов. Напомним, что «АэроСвит» обанкротился в конце 2012 года. Главный офис и основной хаб компании находились в международном аэропорту «Борисполь» в Киевской области Украины. В 2012-м в прессе регулярно сообщалось о задержках и переносах рейсов «АэроСвита», в конце года авиакомпания подала в суд заявление о банкротстве. С 5 марта 2013 года «АэроСвит» прекратил операционную деятельность, а код-шеринговые и интерлайн-соглашения с другими авиакомпаниями были расторгнуты. 

Трубопроводный транспорт Украины состоит из системы газо- и нефтепроводов. В частности, Украина располагает одной из самых мощных в Европе газотранспортных систем (второй после ОАО «Газпром»), протяженность трубопроводов которых насчитывает около 35 тыс. км. Проектная мощность позволяет ежегодно прокачивать свыше 250 млрд куб. м газа в прямом и реверсном направлениях, при этом для транзита система фактически используется единственным пользователем — российским ОАО «Газпром». В связи с тем что данная компания занята в строительстве нескольких сторонних газотранспортных проектов (действующий «Северный поток» и планируемый «Южный»), транзит топлива через территорию Украины несколько снижается. В 2013 году всего через территорию Украины транзитом прошло 86,1 млрд куб. м ресурса.

Украинская газотранспортная система является интересным объектом для ряда геополитических игроков. И со стороны Европы, и со стороны России неоднократно высказывались предложения о создании консорциума по модернизации и использованию мощностей как в двустороннем, так и трехстороннем формате. В данное время переговоры о сораспоряжении ГТС не ведутся. В целом же международные эксперты оценивают стоимость этого актива в $27-29 млрд.

Кроме газотранспортной системы, Украина располагает широкой сетью нефтепроводов, часть из которых в настоящее время не используется. Также через территорию Украины проходит южная ветка крупнейшей в мире системы нефтепроводов «Дружба», с которой в данный момент соединяется построенный в 2004 году нефтепровод Одесса — Броды. С конца 2013 года активизированы переговоры между Украиной и Польшей в части продления нефтепровода до города Плоцк, что позволит транспортировать танкерную каспийскую нефть из Одесского морского торгового порта к польским НПЗ.

Но, несмотря на обилие проблем, есть и положительные сдвиги. В 2014 году уже заговорили о передаче портов в частные руки и о реформировании портовой отрасли в целом. Как сообщил заместитель министра инфраструктуры Андрей Бондаренко, передача в концессию имущества украинских морских портов позволит привлечь в государственный бюджет минимум 1 млрд грн. Первым передать в частные руки планируют крупнейший морской торговый порт «Южный» (Одесская обл.). 

Вместе с тем власти заговорили и о плате за проезд по дорогам Украины грузовиками. Так, Мининфраструктуры предлагает правительству и парламенту ввести обязательную плату для автомобилей с максимальной допустимой массой до 12 тонн и более за проезд автомобильными дорогами страны.

Также начался капитальный ремонт автомобильных дорог. «Укравтодор» направит 6,7 млрд грн, полученных от размещения облигаций, на строительство и ремонт дорог в 2014 году. Кроме того, «Укравтодор» начал взаимодействовать со службами по фиксации выбоин и в конечном итоге запустил онлайн-ресурс для сбора у граждан жалоб о ямах на украинских дорогах.

В авиасфере основной перевозчик МАУ сейчас активно открывает новые направления, к тому же многие иностранные компании выходят на украинский рынок, что неизменно ведет к повышению конкуренции и, соответственно, снижению цен на билеты.

В целом весь 2014 год обещает быть весьма плодотворным для транспортной отрасли. Так, Министерство инфраструктуры вновь подняло вопрос об организации на базе государственной компании «Укрзализныця» акционерного общества, что поможет УЗ повысить инвестиционную привлекательность на рынке и открыть пути для сотрудничества с международными финансовыми организациями.

Вместе с тем знаменательным стало и заявление о масштабном обновлении парка подвижного состава «Укрзализныци», который поможет если не сократить износ, то остановить его. Напомним, что в Мининфраструктуры заговорили о закупке подвижного состава для УЗ у украинских производителей. По планам, вагонный парк «Укрзализныци» пополнится 11,85 тыс. новыми вагонами и двумя поездами производства Крюковского вагоностроительного завода.

Вдобавок уже летом Украина рассчитывает подписать договор об открытом небе с Европейским Союзом. Как заявляют в Кабинете Министров, договор будет подписан не позднее 5 июня текущего года. Кроме того, власти говорят о возможности подписания таких же договоров с Израилем и США.

04.02.2014
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА