Ми працюємо над тим, щоб зробити сайт україномовним. Слідкуйте за оновленнями!

Советы юриста стартапам

Как создать глобальную компанию
Существует большой риск, что компания «не взлетит», но не рискнув, глобальной компании не создать
Леонард Грайвер
партнер юридической фирмы Greenberg Whitcombe Takeuchi Gibson & Grayver LLP

Леонард Грайвер ведет юридическое сопровождение стартапов и венчурных фондов свыше 15 лет. За это время он сотрудничал с более 500 стартапами, многие из которых основаны в Украине и СНГ. О том, на что стоит обращать внимание украинским предпринимателям при создании глобальной компании, Леонард рассказывает в статье.

С 2008 по 2012 год в Силиконовой долине продолжалась эйфория по поводу стартапов из СНГ. Все просто обожали выходцев из Восточной Европы и соглашались с тем, что иметь команду разработчиков в Украине чрезвычайно выгодно. Но, к сожалению, за последний год все изменилось. Эйфория исчезла, а заключать инвестиционные соглашения стало гораздо сложнее. Поскольку я работаю с украинскими компаниями, моя задача – помочь им стать глобальными и преодолеть имеющиеся преграды.

Украинская проблематика

Внутренние проблемы. Трудно быть креативным, когда твоя страна переживает глубокий геополитический и экономический кризис. Главная ценность любой компании – люди – в такой ситуации подвержены серьезным рискам. А это означает, что и компания, и ее инвесторы могут потерять свои средства.

Внешние проблемы. Имидж и отношение к Украине иностранцев, и американцев в частности, в деловом поле очень отличаются от наших представлений. Большинство из них не бывали за границей, и даже высокообразованным людям, когда их спрашиваешь об Украине, сложно ответить что-то конкретное. Они испытывают шок, узнав, что Украина – одна из крупнейших стран Европы. Проблема заключается еще и в том, что американцы не считают ее экономически развитым государством.

После событий последнего года Украину начали воспринимать как Грузию образца 2008-го. Все американцы – на стороне Украины и очень ей сочувствуют. Но одно дело сочувствовать, другое – вкладывать средства. Именно это инвесторы пока боятся делать.

Совет предпринимателям, разработчикам: развивайте собственные компании, а не работайте в аутсорсинге. Конечно, существует большой риск, что компания «не взлетит», но не рискнув, глобальной компании не создать.

Особенность менталитета. И в Америке, и в Европе хорошо знают, что Украина – это страна, где много высокопрофессиональных технических специалистов. Но, к сожалению, немало талантливых украинских разработчиков отдают предпочтение хорошо оплачиваемой работе в аутсорсинге и не хотят рисковать всем, работая на стартап. В Америке же наоборот – это считается не очень хорошим тоном, и ведущие программисты работают только в компаниях. Аутсорсинг – это высокий стабильный заработок, но чтобы достичь чего-то большего, построить свою глобальную компанию, нужно рискнуть.

Поради-юриста-стартапам_1

Как создать глобальную компанию. Советы юриста

Не стройте копикати (аналоги уже работающих сервисов. – Ред.). С копией уже имеющегося сервиса не удастся выйти на глобальный рынок, а украинский слишком мал, чтобы построить действительно успешную крупную компанию.

Не медлите с регистрацией. Если у вас сформирована идея и небольшая команда, нужно сразу регистрировать компанию. Почему? Американские инвесторы ожидают, что к ним придут с полным комплектом документов, особенно если учредители не из США. Инвесторам не нужны проблемы с интеллектуальной собственностью и они хотят быть уверенными, что все разработки проекта принадлежат компании, а не отдельным учредителям. Поэтому к моменту, когда к ним попадает проект, они предпочитают видеть зарегистрированную компанию, которой принадлежит вся интеллектуальная собственность, в Украине должны находиться только разработчики, а все остальное – в более стандартной для них юрисдикции.

Требование последнего года – учредители должны находиться за пределами Украины. Инвесторы не хотят дополнительных рисков. На более поздних стадиях инвестирования за учредителями должны следовать и ключевые члены команды. При этом у них обязательно должна быть рабочая виза. И если вы считаете, что у вашего проекта есть перспектива стать глобальной компанией, лучше заранее связаться с эмиграционным юристом и решить этот вопрос. Его услуги могут обойтись в $4-6 тыс. за оформление одного человека.

Регистрируйтесь в иностранной юрисдикции. Если вы хотите выйти на какой-то зарубежный рынок и общаться с иностранными инвесторами, то с компанией, зарегистрированной в Украине, это невозможно.

Если основной рынок вашего стартапа – Соединенные Штаты, лучше всего открывать компанию в штате Делавэр. Если же вы ориентируетесь на Европу или Азию, стоит задуматься о регистрации в офшорной юрисдикции – на Каймановых или Британских Виргинских островах. Еще один вариант – Люксембург. Там регистрируются многие предприниматели, которые начинают с европейского рынка. Люксембург – удобная юрисдикция, но довольно дорогая. Если на Кайманах можно зарегистрировать компанию за $5 тыс., то в Люксембурге это обойдется в $15-20 тыс.

Структурируйте компанию. Самый простой вариант, знакомый американским инвесторам, – это учредить холдинговую компанию в Соединенных Штатах или в офшоре. Вся интеллектуальная собственность, которая ассоциируется с проектом, принадлежит этой холдинговой компании, а в Украине работает стопроцентная «дочка».

Поради-юриста-стартапам_2

Выглядит это так. У вас есть украинская компания, которая на сто процентов принадлежит американской. Разработчики в Украине работают на украинскую компанию. Между украинской и американской компанией заключен договор о разработке. Инвестиции, которые вкладываются в американскую компанию, выплачиваются украинской «дочке». Она, в свою очередь, платит разработчикам. А написанный ими код, то есть интеллектуальная собственность, будет принадлежать американской компании. Учредители должны входить в американскую компанию как физлица.

Рыночный тест-драйв. Многие украинские предприниматели говорят: «Мы хорошо знаем украинский рынок, у нас здесь связи, давайте испытаем наш продукт здесь. А потом мы будем использовать это как тест-кейс для других юрисдикций». К сожалению, это плохая идея. Большинство западных инвесторов считают, что результаты продукта на рынке СНГ могут быть нерелевантными для остального мира. Южная Америка, Азия, крупные рынки Западной Европы (Германия, Франция, Англия) – лучшие варианты, чтобы проверить ваш продукт. Инвесторы готовы принять технологические риски, но не геополитические и т.д. – это для них слишком много.

24.06.2015
Что нового
Популярно
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА
Big Data School
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ