Советы юриста стартапам

Как создать глобальную компанию
Существует большой риск, что компания «не взлетит», но не рискнув, глобальной компании не создать
Леонард Грайвер
партнер юридической фирмы Greenberg Whitcombe Takeuchi Gibson & Grayver LLP

Леонард Грайвер ведет юридическое сопровождение стартапов и венчурных фондов свыше 15 лет. За это время он сотрудничал с более 500 стартапами, многие из которых основаны в Украине и СНГ. О том, на что стоит обращать внимание украинским предпринимателям при создании глобальной компании, Леонард рассказывает в статье.

С 2008 по 2012 год в Силиконовой долине продолжалась эйфория по поводу стартапов из СНГ. Все просто обожали выходцев из Восточной Европы и соглашались с тем, что иметь команду разработчиков в Украине чрезвычайно выгодно. Но, к сожалению, за последний год все изменилось. Эйфория исчезла, а заключать инвестиционные соглашения стало гораздо сложнее. Поскольку я работаю с украинскими компаниями, моя задача – помочь им стать глобальными и преодолеть имеющиеся преграды.

Украинская проблематика

Внутренние проблемы. Трудно быть креативным, когда твоя страна переживает глубокий геополитический и экономический кризис. Главная ценность любой компании – люди – в такой ситуации подвержены серьезным рискам. А это означает, что и компания, и ее инвесторы могут потерять свои средства.

Внешние проблемы. Имидж и отношение к Украине иностранцев, и американцев в частности, в деловом поле очень отличаются от наших представлений. Большинство из них не бывали за границей, и даже высокообразованным людям, когда их спрашиваешь об Украине, сложно ответить что-то конкретное. Они испытывают шок, узнав, что Украина – одна из крупнейших стран Европы. Проблема заключается еще и в том, что американцы не считают ее экономически развитым государством.

После событий последнего года Украину начали воспринимать как Грузию образца 2008-го. Все американцы – на стороне Украины и очень ей сочувствуют. Но одно дело сочувствовать, другое – вкладывать средства. Именно это инвесторы пока боятся делать.

Совет предпринимателям, разработчикам: развивайте собственные компании, а не работайте в аутсорсинге. Конечно, существует большой риск, что компания «не взлетит», но не рискнув, глобальной компании не создать.

Особенность менталитета. И в Америке, и в Европе хорошо знают, что Украина – это страна, где много высокопрофессиональных технических специалистов. Но, к сожалению, немало талантливых украинских разработчиков отдают предпочтение хорошо оплачиваемой работе в аутсорсинге и не хотят рисковать всем, работая на стартап. В Америке же наоборот – это считается не очень хорошим тоном, и ведущие программисты работают только в компаниях. Аутсорсинг – это высокий стабильный заработок, но чтобы достичь чего-то большего, построить свою глобальную компанию, нужно рискнуть.

Поради-юриста-стартапам_1

Как создать глобальную компанию. Советы юриста

Не стройте копикати (аналоги уже работающих сервисов. – Ред.). С копией уже имеющегося сервиса не удастся выйти на глобальный рынок, а украинский слишком мал, чтобы построить действительно успешную крупную компанию.

Не медлите с регистрацией. Если у вас сформирована идея и небольшая команда, нужно сразу регистрировать компанию. Почему? Американские инвесторы ожидают, что к ним придут с полным комплектом документов, особенно если учредители не из США. Инвесторам не нужны проблемы с интеллектуальной собственностью и они хотят быть уверенными, что все разработки проекта принадлежат компании, а не отдельным учредителям. Поэтому к моменту, когда к ним попадает проект, они предпочитают видеть зарегистрированную компанию, которой принадлежит вся интеллектуальная собственность, в Украине должны находиться только разработчики, а все остальное – в более стандартной для них юрисдикции.

Требование последнего года – учредители должны находиться за пределами Украины. Инвесторы не хотят дополнительных рисков. На более поздних стадиях инвестирования за учредителями должны следовать и ключевые члены команды. При этом у них обязательно должна быть рабочая виза. И если вы считаете, что у вашего проекта есть перспектива стать глобальной компанией, лучше заранее связаться с эмиграционным юристом и решить этот вопрос. Его услуги могут обойтись в $4-6 тыс. за оформление одного человека.

Регистрируйтесь в иностранной юрисдикции. Если вы хотите выйти на какой-то зарубежный рынок и общаться с иностранными инвесторами, то с компанией, зарегистрированной в Украине, это невозможно.

Если основной рынок вашего стартапа – Соединенные Штаты, лучше всего открывать компанию в штате Делавэр. Если же вы ориентируетесь на Европу или Азию, стоит задуматься о регистрации в офшорной юрисдикции – на Каймановых или Британских Виргинских островах. Еще один вариант – Люксембург. Там регистрируются многие предприниматели, которые начинают с европейского рынка. Люксембург – удобная юрисдикция, но довольно дорогая. Если на Кайманах можно зарегистрировать компанию за $5 тыс., то в Люксембурге это обойдется в $15-20 тыс.

Структурируйте компанию. Самый простой вариант, знакомый американским инвесторам, – это учредить холдинговую компанию в Соединенных Штатах или в офшоре. Вся интеллектуальная собственность, которая ассоциируется с проектом, принадлежит этой холдинговой компании, а в Украине работает стопроцентная «дочка».

Поради-юриста-стартапам_2

Выглядит это так. У вас есть украинская компания, которая на сто процентов принадлежит американской. Разработчики в Украине работают на украинскую компанию. Между украинской и американской компанией заключен договор о разработке. Инвестиции, которые вкладываются в американскую компанию, выплачиваются украинской «дочке». Она, в свою очередь, платит разработчикам. А написанный ими код, то есть интеллектуальная собственность, будет принадлежать американской компании. Учредители должны входить в американскую компанию как физлица.

Рыночный тест-драйв. Многие украинские предприниматели говорят: «Мы хорошо знаем украинский рынок, у нас здесь связи, давайте испытаем наш продукт здесь. А потом мы будем использовать это как тест-кейс для других юрисдикций». К сожалению, это плохая идея. Большинство западных инвесторов считают, что результаты продукта на рынке СНГ могут быть нерелевантными для остального мира. Южная Америка, Азия, крупные рынки Западной Европы (Германия, Франция, Англия) – лучшие варианты, чтобы проверить ваш продукт. Инвесторы готовы принять технологические риски, но не геополитические и т.д. – это для них слишком много.

24.06.2015
Что нового
Популярно
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА