Ми працюємо над тим, щоб зробити сайт україномовним. Слідкуйте за оновленнями!

Свободная касса!

Сейчас в Украине более 10 тыс. вендинговых автоматов, но эксперты оценивают перспективы роста рынка до 30 раз.
Рынок торговых автоматов (вендинга) в Украине – один из самых незанятых. Так, в Японии установлен 1 автомат примерно на 23 человека, в США это соотношение равно 1/35, в Европе – 1/110. В Украине, по оценкам компании Pro-Consulting, этот показатель составляет 1/3000. И до объемов рынка в $60 млрд ежегодно, как в Японии, Украине пока далеко.
Вендинг – это организация торговли через сеть автоматов самообслуживания. Это явление не ново: в СССР пользовались популярностью автоматы для воды и некоторые другие виды подобной торговли. Для Украины он тоже не нов.
Первые сети кофейных автоматов появились в Киеве примерно 10 лет назад и с тех пор данный рынок очень бурно развивается.

В Украине вендинговый бизнес пока узко сегментирован и неразвит, заполненность ниши – всего 15-20%.

В общей массе коммерческого вендингового покрытия 60% составляют кофейные автоматы (кофематы), 30% – платежные терминалы и лишь 10% приходятся на автоматы по продаже снеков или банок/бутылок с напитками (или того и другого).

IMG_0046Автоматы же по выдаче карт предоплаты, табачных изделий, поп-корна, прессы, презервативов (кондоматы), фреш-соков (сокоматы, фруктоматы), холодных напитков на разлив (дринкоматы) или воды (с подключением к водопроводным системам или без него) и других товаров занимают менее 1% рынка. Активно развивается сектор водных автоматов, однако он представлен пока только в городах-милионниках. В целом же вендинговая деятельность зацепила в основном мегаполисы, но остается еще много незадействованных ниш в регионах (по оценкам экспертов, он заполнен всего на 5%) как по количеству, так и по разнообразию автоматов.
Оценить объем украинского рынка вендинговых услуг достаточно проблематично из-за разнообразия его форм. Если учитывать в вендинговых услугах автоматы по приему платежей (финансовые услуги) в адрес мобильных операторов, игроков интернет-рынка и кабельного ТВ, то речь идет о $20 млн. В Украине основными вендинговыми платежными системами являются «ОСМП Украина», обеспечивающая работу платежного сервиса Qiwi, 24nonStop, вендорские проекты ПриватБанка и банка «Национальный кредит» (platezhka.com.ua). Также можно отметить набирающие обороты системы RegulPay, CityPay, All Money.
По оценкам операторов, сейчас в Украине более 10 тыс. вендинговых автоматов. Даже в Киеве их в десятки раз меньше, чем в столицах европейских государств. По оценкам экспертов, потенциал украинского рынка составляет до 300 тыс. торговых автоматов. В сегменте кофейных автоматов работает компания «Мавитек», на которую приходится примерно 50% рынка. Назвать других операторов трудно, ведь большинство автоматов приходится на долю малых предпринимателей, которые работают по франшизе крупных европейских компаний. В целом же эксперты отмечают, что сейчас эта торговая ниша – одна из самых низкопороговых для входа.

Владелец такого бизнеса в Украине может получать стабильный доход на протяжении всего времени, при этом ежемесячные отклонения в доходе составят 5-10% за весь год.

Однако главным недостатком торговых автоматов в Украине является хоть и стабильная, но не очень большая прибыль. К примеру, прибыль кофейных автоматов может составлять всего 20-25% выручки (до налогообложения). При этом рентабельность такого аппарата в удачном месте в Киеве – 25-40%.
Однако инфраструктура крупного оператора вендингового бизнеса является источником издержек. В Pro-Consulting отмечают, что для операторов кофейных автоматов рациональными площадками являются те, где автомат продает более 50 напитков в день.
Для небольшой компании, где показатели каждого торгового автомата учитываются точно, оперативно принимаются решения и все операции по обслуживанию и установке выполняет один человек, этот показатель находится на уровне 30 напитков.

Перспективы развития

Ряд распространенных на Западе вендинговых автоматов и вовсе пока не развивается в Украине. Среди них такие варианты выдаваемых товаров, как билеты и флайеры доступа к большому выбору культурных мероприятий в данном городе (с функцией онлайн-взаимосвязи с проводящими мероприятия компаниями), салфетки и гигиеническая продукция, почтовая продукция и подарочные пакеты, автомобильные вспомогательные мелочи и вещества (на автозаправках), игрушки, книги. Недавно в США появились единичные сезонно программируемые и украшаемые автоматы: по выдаче разнообразных «валентинок», рождественско-новогодних сувениров и украшений, а в Нью-Йорке во второй половине ноября устанавливается единственный в своем роде вендор по продаже клюквенного сиропа, тыквенных пирогов и фруктовых наборов для украшения классической фаршированной индейки в Thanksgiving Day. Возможно, сезонная продажа пасхальных или рождественских товаров также смогла бы получить распространение в крупных городах Украины.

IMG_0047Еще одним любопытным для отечественного рынка является вендинг массажных кресел, который очень популярен в торговых центрах Киева и других городах-милионниках.
Платежные терминалы, безусловно, являются самым динамично развивающимся направление вендингового бизнеса. С другой стороны, их работа несет немалые риски. Были прецеденты, когда переход на новое программное обеспечение стоил зависших платежей тысячам клиентов, которые привыкли получать свои деньги на счет мобильного телефона уже через минуту. Поэтому безупречно работающая техническая база является обязательным требованием для этого направления (в отличие, например, от кофейных автоматов). Кроме того, операторы, в пользу которых клиенты через платежные терминалы перечисляют средства, могут изменить свою комиссионную политику и уменьшить выплаты (с целью повышения собственной рентабельности) в пользу платежных терминальных систем. Подобный прецедент также был, когда мобильные операторы снизили свои комиссионные, что привело к незначительному удорожанию для клиентов процесса перечисления средств на свои счета.
Если же говорить о продаже продуктов питания, эксперты отмечают, что в сегменте кофейных и снэковых автоматов нет конкурентов, но здесь широкий круг потребителей. Вокзалы, аэропорты, переходы в метро, торговые центры и рынки обеспечат постоянный поток клиентов. Порог входа – около $5 тыс., в которые входит стоимость автомата и аренда торгового места. Также это потребует организации М2М-связи между автоматом и управляющим, например, посредством SMS, если какой-то товар закончился.
В Pro-Consulting отмечают, что в 2016-2017 гг. рынок вендинга будет развиваться только в крупных городах, региональные же ниши вряд ли будут быстро заняты. Однако подчеркивают, что в данном сегменте есть большое пространство как для роста в существующих нишах, так и для создания стартапов.

22.12.2016
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА