Хочешь выглядеть круто на горнолыжных курортах – сшей снаряжение сам. Именно этим руководствовались основатели отечественного бренда 2DAY, когда три года назад выпустили первую партию лыжных кофт для себя и друзей. Теперь компания изготовила уже третью коллекцию экипировки для горнолыжников и сноубордистов, а объем продаж увеличивается ежегодно.
Совладелец компании 2DAY Вячеслав Кирута впервые оказался на лыжном склоне, когда ему было уже двадцать. Это произошло случайно: друзья-студенты затащили в Протасов Яр покататься. Ему понравилось, а потом он всерьез увлекся new school skiing (зрелищный стиль катания на горных лыжах по перилам, боксам, стенам и пр.). Видно таких лыжников издалека. Вот так однажды Вячеслав увидел «своего» на склоне. Им оказался его будущий партнер по бизнесу Кирилл Десятник.
30 тыс. грн – инвестиции в первую партию одежды
New school skiing – модное направление. Поэтому и экипировка должна быть соответствующей. А в моде у горнолыжников мешковатые куртки и кофты. Причем кофта должна быть на размер больше и обязательно выглядывать из-под верхней одежды. «Это очень удобно и стильно, – объясняет Вячеслав. – Впрочем, найти такую одежду, особенно для высоких людей, было непросто. Конечно, есть импортное снаряжение, но и цены на него кусаются».
Тогда два друга и решили сшить нужную одежду. Однако воплотить в жизнь идею не удалось, ведь мастерские такие мелкие заказы не брали. К делу подключился третий бизнес-партнер Андрей Михайлов, у которого были знакомые на одной из швейных фабрик.
Три года – три коллекции
Трое будущих бизнес-партнеров рискнули и заказали пошив небольшой партии кофт – 50 штук. Результат превзошел ожидания. «Кофты разошлись в считанные дни. Мы предложили их знакомым, и оказалось, что это настолько востребованный товар, что мгновенно сформировали следующий заказ», – вспоминает Вячеслав.
В производство первой партии друзья вложили около 30 тыс. грн, а продавали кофты фактически по себестоимости – по 500 грн. Они обязательно бы вышли в ноль и заработали бы на продажах второй партии, если бы не проблемы со швейной мастерской.
За три года ассортимент 2DAY расширился: от спортивных кофт до горнолыжных курток, брюк, фланелей, свитшотов и худи. А с лета 2015 года предприниматели начали изготавливать спортивные майки и футболки для скейтеров
«Представляете, нам срочно нужно дошивать вторую партию, а мастерские отказываются от нашего заказа. Мол, слишком сложная для пошива одежда. Дело в том, что дизайн кофты мы разрабатывали сами, поэтому она была максимально удобной для лыжников и сноубордистов. Она имела множество карманов и кармашков: для скипасса, для плеера и телефона, большой карман-кенгуру плюс специальное отверстие на манжете для пальца», – рассказывает Вячеслав.
Пока искали нужную мастерскую, предприниматели потеряли на выпуске неудачных кофт около 15 тыс. грн. Поэтому сезон 2013-2014 годов завершили с нулевым балансом.
Несмотря на то что выпуск каждой новой коллекции ознаменовывался ростом курса доллара, в прошлом году объем продаж в долларовом эквиваленте увеличился примерно на 12%. Что касается количественных показателей, то вторая коллекция была в три раза больше, чем первая, а третья в три раза больше, чем вторая по количеству единиц.
Лыжный маркетинг
До недавнего времени основным рекламным каналом, который использовала компания для продвижения своего продукта, было сарафанное радио. Вячеслав признает, что маркетинг всегда был их слабым местом. Однако с расширением бизнеса он понял, что этого не должно быть. Поэтому с недавних пор в компании появился профессиональный маркетолог, который делает ставку на digital.
2DAY (today) – это сегодняшний день. И в этом философия компании: лучшего времени для действий, чем сегодня, нечего и ожидать. В частности, для начала бизнеса.