Сволочная термодинамика предпринимателя

Сволочная термодинамика предпринимателя

Популярно
  • — Девиз галопирующих ленивцев: «Лежи в направлении мечты!»
    — Нам требуется подвиг!
    — Мы будем лежать в направлении подвига!
    — Да-да, поверните меня в ту сторону.
    Елена Судакова

Хочется именно так, как в эпиграфе, который как раз вечером перед написанием этой колонки придумала и опубликовала у себя в FB одна знакомая. Но нет.
Когда меня в очередной раз попросили написать о предпринимательстве – про облачный там офис или коммуникации в команде, я вдруг понял, что хочу рассказать не об этом. Потому что это все – инструментарий. Да и писал я уже про него. А чаще последнее время я думаю о том, стал бы я снова начинать свой бизнес, знай все, что будет? И что нужно иметь в виду на старте?
Почему термодинамика? Мы знаем много умных фраз: про тьму, которая темнее всего перед рассветом, про дорогу, которую осилит идущей, про начало пути в тысячу ли… Но когда я анализировал свой опыт, стало ясно, что свое дело живет по самым обычным законам термодинамики!
Мой любимый образ. Помните, почему, например, остывает вода? Потому что улетающие молекулы забирают с собой энергию на отрыв от основной массы. В итоге масса становится холоднее. А что там дальше с улетевшей – это как повезет. Хватит энергии – доберется до облаков. Не хватит – выпадет росой на крышке кастрюли или на грязном стекле автомобиля. Тут уж без гарантий. Зато гарантированно то, что без энергии отрыва не сделать.
Или вот кондиционер бытовой. Почему он холодит? Потому что в нем неожиданно расширяется хладагент. Потому что было им там тесно, зато не в обиде. Даже тепло – под гнетом мощного компрессора. Зато стабильность… И тут вдруг, бабах! И расширение пространства вокруг! Куда бежать, что делать? Все разбежались в разные стороны – стало холодно. А уж удастся ли там дальше согреться – неизвестно. Разве что одна гарантия – снова под пресс компрессора, если еще не отвык.
А про маркетинг… Вот вы на необитаемом острове. Но, скажем, не как везунчик Робинзон Крузо, а на таком нашем, гиперборейском, где мокро и холодно. И насобирали чудом сухих дров. И вдруг, чу, вертолет вдалеке или самолет – кто разберет. И есть выбор: спалить все в одном большом костре – и тогда есть шанс, что заметят и спасут. Или жечь себе потихоньку – вроде и светит, и греет как-то, и могут даже когда-то заметить. Зато точно хватит на неделю. Знакомо, да? Это к вопросу о том, что без продвижения и рекламы не пробиться, а оно денег требует.
Ну а теперь ближе к делу. Банально, но факт: если хочешь, чтобы было тепло, – свой бизнес не для тебя. Потому что поначалу как раз весь запас тепла он сожрет и добавки попросит. Деньги на старт, деньги на первое время кормить себя и семью (если есть). Деньги на первые зарплаты сотрудникам, офис/технику и т.п. Хочешь оторваться от массы наемных работников вокруг – изволь забрать максимум сбережений и отрывайся. Но сбережения расстают быстрее – это 100%-ная гарантия. Так что нужен НЗ, нужен источник «перекантоваться». Ищи сразу партнера, с кем проще будет идти в отрыв.
Еще раз – деньги будут сжигаться быстрее, чем планировалось. И их нужно иметь в запасе. И чтобы семья при этом знала, что происходит и не дергала вопросами «а где там новое авто?». Потому что первый год-два-три авто не будет, будет геморрой. И седина. А то и облысение раннее. И если ты и твои близкие к этому не готовы – случится акт такого каннибализма (включая самоедство), что мало не покажется.
Второе – любая услуга или продукт нуждается в раскрутке. Что-то можно сделать проще, что-то сложнее, но все равно денег съест. Идеально, если есть первый крупный клиент, тогда это частично решит вопрос и денег, и раскрутки. Но обычно как раз чтобы его получить, придется не только за $50 покупать пару тысяч показов в FB, но и ездить выступать, заказывать полиграфию, много чего… И это тоже нужно предусмотреть заранее.
Кстати, при этом, окружающим, даже друзьям, часто будет не нравиться, что ты такой весь дерзкий (а еще хуже – дерзкая) и хочешь от них улететь со свистом. Выискался тоже мне, чай не Америка. В лучшем случае будет много вопросов с подковыркой: ну как ты там? как бизнес? жив еще? И жажда услышать, что все плохо, а он прав, что остается со всеми и никуда лететь не намерен…
Кстати, когда мы интервьюировали предпринимателей, чтобы сделать из их историй обучающие игры для Business Games Club, оказалось, что так у всех. Просто образы разные, когда рассказывают. Суть одна.
Так вот, хочешь бизнес — группируйся, каменей чувствами, энергию подкопил – и в отрыв. И будет холодно и пусто. И кажущееся тепло иногда принесет разве что трение торможения – его не надо. Зато в конце иногда, не у всех, будет новое что-то. Если все хорошо – то и правильный остров, тропический. Правда, если вздумаешь на нем осесть – учти, что снова станешь массой, хоть и теплой. Но пока пожелаю все-таки сил и удачи лететь повыше, не выпадать росой на грязном стекле. Оно и так никуда не денется…

12.12.2016
Что нового
комментарии
  • Павел Платонов

    Да, так оно и происходит… И где-то в отрыве закончится топливо…
    Но! Попробовать стоит! Иначе… будешь жалеть до конца жизни, что так и не решился.
    А топливо? Так оно и так у всех (абсолютно) заканчивается! просто у каждого в разное время.

Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА