Тепличные бизнесмены

Тепличные бизнесмены
Израильские семена дали щедрые урожаи на украинской земле, и в 2010 году в Запорожье появилась компания «Адама» (в переводе с иврита означает «земля»), которая сначала занималась импортом семян из Израиля, но уже через полгода стала привозить оттуда и теплицы.

Свежие помидоры, огурцы, перец, зелень круглый год – украинцам давно пришлись по вкусу отечественные тепличные овощи. А фермеры, в свою очередь, привыкли зарабатывать деньги на витаминизации соотечественников. Дмитрий Лифшиц, совладелец компании «Адама», которая поставляет теплицы под ключ из Израиля, рассказал, что до кризиса теплицы стоимостью $0,2 млн были вполне подъемным проектом для украинских аграриев. Но ситуация изменилась. Если с 2010 по 2013 год компания реализовала девять крупных проектов, то за последние три года – лишь один.

Сначала было семя

В середине девяностых самой популярной страной для эмиграции был Израиль. Одновременно туда перекочевали и предпочтения в питании. Советские евреи хотели видеть на своем столе гречку, халву, мороженое и печенье. Импортом этих продуктов из Украины в Израиль и занялся двадцатисемилетний Дмитрий Лифшиц. Впоследствии его бизнес трансформировался в экспорт израильских овощей в страны СНГ. А с 2010 года предприниматель начал вместе с партнерами импортировать украинские овощи в Россию. Однажды отечественные поставщики попросили его привезти семена из Израиля, ведь на украинском рынке множество подделок, которые могут поставить под удар весь урожай.

4

На первый взгляд просьба показалось элементарной. Дмитрий обратился к одной крупной компании по производству семян. Он был ошеломлен категорическим отказом продать семена даже по самой высокой цене. Ответ его просто поразил: «Мы вас не знаем, и своими неумелыми действиями вы можете нанести вред нашей репутации». Оказалось, что семенные компании Израиля работают только с проверенными клиентами и продают семена только тем, кто сможет вырастить из них хороший урожай. «Поэтому мне пришлось обращаться за рекомендациями к овощным компаниям, с которыми я работал раньше. На покупку первой партии ушло четыре месяца», – рассказывает предприниматель.

Израильские семена дали щедрые урожаи на украинской земле, и в 2010 году в Запорожье появилась компания «Адама» (в переводе с иврита означает «земля»), которая сначала занималась импортом семян из Израиля, но уже через полгода стала привозить оттуда и теплицы.

Теплицы для севера

«У вас в Израиле тепло! А будут ли эти теплицы работать у нас?» Это был самый распространенный вопрос, который задавали аграрии после экскурсии на израильский завод по производству тепличного оборудования. И Дмитрий Лифшиц терпеливо объяснял, что завод поставляет свою продукцию в 60 стран, в частности в холодную Канаду. Однако украинские фермеры оказались не слишком доверчивыми: смотрели, восхищались, но оборудование не заказывали. Тогда Дмитрий вместе со своим партнером Михаилом Фартштатом решил на свой страх и риск построить демонстрационный образец в одном из районных центров Запорожской области.

3

«Это была теплица площадью 200 кв. м, которая нам обошлась в $50 тыс. Но эти вложения оправдали себя. Теперь аграрии могли буквально пощупать то, что поможет им зарабатывать деньги», – объясняет Лифшиц.

Сегодня компания «Адама» является официальным представителем одного из крупнейших в мире израильских заводов по производству теплиц PROFILINE. Что-то вроде связующего звена между украинским фермером и израильским тепличным оборудованием. И за это посредничество завод платит от 1% до 7% от объема продаж, в зависимости от размера реализуемого проекта.

По словам предпринимателя, стоимость так называемого «холодного домика» (это каркас, пленка или стеклянные секции. – Ред.) составляет не более 30%. Остальные 70% стоимости – это системы освещения, полива и тепла. Один квадратный метр такой высокотехнологичной теплицы стоит около $100.

2 ру

Овощные инвестиции

С 2010 по 2013 год компания реализовала девять проектов. Крупнейший среди них –  теплица стоимостью $0,5 млн площадью 1 гектар. А за прошедшие три года «Адама» удалось реализовать лишь один проект. «Дело в том, что четыре проекта из тех девяти были реализованы на кредитные деньги. Сегодня, к сожалению, строительство теплиц приостановилось. И даже те фермеры, у которых есть деньги, боятся вкладывать их в дорогостоящие объекты», – объясняет Дмитрий.

Сейчас компания делает ставку на продажу семян, надеясь, что в ближайшем будущем ситуация в Украине стабилизируется и тепличный бизнес вернется хотя бы на позиции трехлетней давности.

Семенные перспективы

В отличие от тепличного бизнеса продажа семян дает стабильный доход. Хотя, по словам предпринимателя, объемы меньше, чем до кризиса. Сейчас в ассортименте компании 50 сортов семян овощей и ягод. Самые популярные среди них розовые, черные и желтые помидоры, а также семена арбузов и дынь. На втором месте огурцы, капуста, баклажаны и кабачки.

Продается это богатство поштучно. Одно семя стоит минимум одну гривню, минимальная фасовка – 500 штук. Хотя в последнее время «Адама» стала заказывать у компаний-поставщиков и меньшую расфасовку. «Мы продаем семена по следующей схеме: к нам обращаются с заказом, мы передаем его в израильскую компанию, которая присылает нам уже запакованные семена. Кстати, во время фасовки используют то же оборудование, что и при взвешивании бриллиантов. Поэтому никаких фальсификаций быть не может. Конечно, для нас лучше работать с крупными заказами, но если какой-то дачник захочет купить 30-50 семян, мы выполним и этот заказ», – объясняет предприниматель.

Как и в 2010 году, когда компания только начала импортировать израильские семена, на Запорожскую и Херсонскую области сегодня приходится две трети в общей структуре продаж. За ними идут Днепропетровская и Одесская области. В Крым, до его аннексии, ежегодно поставляли не более 10% семян. Поэтому потеря этого рынка не стала катастрофой для запорожских бизнесменов. А вот закрытие российского рынка ударило по доходам экспортеров овощей и ягод.

1 ру

«Многие украинские аграрии покупали у нас семена для выращивания качественной продукции и ее последующей продажи на рынке России. С первого января РФ ввела продуктовое эмбарго. Этот шаг был прогнозируемым еще в прошлом году, поэтому ориентированные на экспорт овощеводы снизили объемы закупки семян. Так, в 2015 году мы реализовали почти в три раза меньше семян и остались на объемах продаж 2014-го», – рассказывает Дмитрий Лифшиц.

По словам бизнесмена, в этом году об увеличении объема продаж говорить не приходится. Однако сохранить позиции на уровне прошлого года вполне возможно.

  • $100 стоит 1 кв. м высокотехнологичной теплицы
  • 1-7% объема продаж получает «Адама» от завода-поставщика
  • Теплица 1 га стоимостью $0,5 млн – самый крупный проект «Адама» в Украине
  • 1 семя = 1 гривня
  • 500 шт. – минимальная фасовка
  • 50 сортов семян овощей и ягод в ассортименте компании сегодня
28.03.2016
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА