Шестой год кризиса показал, что менеджеры часто не способны принимать решения и действовать. Они лишь реагируют на внешние сигналы рынка и стараются удерживать ситуацию, по возможности избегая любых рисков. К чему такое поведение может привести компании и самих менеджеров?
Более двух тысяч лет назад в некрополе китайского императора Цинь Шихуанди были захоронены глиняные фигуры более чем восьми тысяч воинов. Фигуры изготовлены индивидуально и очень реалистично. Терракотовое войско в боевом построении покоилось столетиями, пока не было случайно обнаружено в 1974-м году. Некоторые компании напоминают мне строй глиняных воинов в ожидании приказа властелина — акционера. Только достоянием человеческой культуры эти «истуканы» из плоти и крови станут вряд ли.
Потрясения второй половины 2008-го застали одного моего знакомого в кресле главы правления банка. Понимание того, что нужно действовать, и непонимание — что же можно предпринять и при этом не ошибиться, завело этого руководителя в глубокий стресс. Выход нашелся. Человек занялся «микроменеджментом»: контролировал, какие материалы закупаются для ремонта офиса и почем закупаются продукты на корпоратив.
Шок от срыва экономики в кризис прошел, но усталость и страх остались. Просто ушли вглубь, стали внутренним психологическим содержанием. Наш менеджер лечится от гипертонии и работает на удержание ситуации: избегает любых бизнес-инициатив и всячески демонстрирует свою лояльность к акционерам. А еще он ищет и, случается, увольняет внутренних врагов в своем окружении. Принимая на работу, заявляет кандидатам: «Вы будете заниматься продажами, но я не представляю, как вы это можете делать при таком рынке». Такая вот мотивация.
Другой пример: компания из индустрии потребительских товаров. Очень мобильная, дерзкая и динамичная команда. Научились работать в условиях ограниченных ресурсов. Во главе с амбициозными собственниками до кризиса достигли блестящих результатов — построили эффективный бизнес, успешно «сходили» на биржу — и остановились. Зарплаты остались неизменными и уже ниже среднерыночных, люди устали терпеть и бороться, директор работает в рамках предложенного и не решается проявить инициативу, хотя акционеры — не против. Компания сначала остановилась, потом — «тушила пожары», затем пыталась удерживать ситуацию, чтобы не стало хуже и не «загорелось» еще где-то. Сейчас — медленно стагнирует…
Таких невеселых примеров достаточно. Усугубляет ситуацию то, что некоторые топы слишком много зарабатывают: им есть что терять и страшно искать другую работу. Вот у одного менеджера — миллионера за два года в должности не получилось сделать ничего. Сначала — не получилось «прописаться» в компании, завоевать авторитет. Как следствие, разумные инициативы этого руководителя тихо саботируются, проекты — «зависают» далеко на подступах к каким-либо результатам. Человек умный, опытный, но ничего не способен сделать. И вместо того чтобы обострять ситуацию — уволиться или добиться своего, «додавить» решения, делает вид, что ничего не происходит.
Все эти люди — словно терракотовые воины: очень достоверные «глиняные копии» менеджеров. Они стойко держатся на своих позициях, за их спинами сотни и тысячи подчиненных. Но они никуда не идут, они ждут, что кто-то или что-то чудесным образом «оживит» их и придаст их деятельности смысл.
Почему же эти люди устраивают акционеров? А потому, что акционеры также уклоняются от принятия решений: есть менеджеры, есть подобие войска — я правлю. Да и нет надежды, что кто-то другой будет лучше, эффективнее.
Должны ли акционеры увольнять таких менеджеров? Не обязательно. Владелец бизнеса может продать его и «окешиться». И тогда управленческой командой займется уже другой собственник. А вот менеджерам необходимо действовать либо увольняться. И искать такие проекты, которые будут иметь смысл, цели, которые интересно достигать не только за деньги и статус. Трудно жить без самоуважения и воли. Быть лидером — невозможно. Иначе это — не менеджер, а глиняный болванчик. Не надо ждать лучших времен: попробуйте их создать. Для начала — для самого себя.

01.12.2014
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА