Торговал, не воровал

Как предупредить злоупотребления персонала в магазине
Основной показатель честности работы персонала магазина – итоговая инвентаризация.
Дмитрий Коссе
руководитель консалтинговой компании «Коссе бизнес консалтинг»

Работа в торговле еще со времен СССР считается местом, где хитрый и нечистый на руку работник получает дополнительные бонусы. Здесь есть чем поживиться и продавцу, и кассиру, и охраннику. Административное звено магазина – администратор, бухгалтер, старший кассир, директор – тоже любят улучшить свое материальное положение за счет магазина. Как с этим бороться?

Количество преступлений в торговле в последние годы значительно возросло, что связано с общим снижением уровня жизни украинцев. «В прошлом году краж стало так много, что количество обращений владельцев магазинов относительно организации безопасности возросло почти в 10 раз», – отмечает Дмитрий Коссе, эксперт-практик розничного рынка, руководитель консалтинговой компании «Коссе бизнес консалтинг».

Спектр нарушений среди торговых работников широк: от халатности во время хранения товара до кражи имущества. «Основной показатель честности работы персонала магазина – итоговая инвентаризация. Нормальной является недостача меньше 1% годового оборота в торговле товарами продуктовой группы и менее 0,5% – в промышленной группе. Если недостача большая — виноват персонал», – уверен Коссе. К примеру, чтобы переклеить штрих-код или переложить дорогой товар в коробку из-под дешевого, покупателю нужны время и сноровка, а не заметить этого может только неопытный или заранее «мотивированный» продавец или кассир.

Больше всего своим служебным положением, по данным эксперта, злоупотребляют офисные работники: закупщики, финансовое подразделение, которое осуществляет оплату поставщикам. Схемы мошенничества административного персонала магазина намного сложнее, чем просто кража: от заказа неходовой продукции, получения товара свыше оформленного заказа до влияния на платежи поставщиков и систему ценообразования, а также списание товара на нужды магазина.

  • О мошенничестве персонала может свидетельствовать:
  • снижение продаж товаров и услуг;
  • завышение цен на товары и услуги по сравнению с конкурентами;
  • рост дебиторской задолженности и трудности с ее погашением;
  • текучесть управленческих кадров.

ТОРГУВАВ-НЕ-КРАВ_1

Проблемные места

Дмитрий Коссе рассказал, на что нужно обращать внимание владельцу торгового предприятия на каждом этапе движения товарных и материальных ценностей.

1. Договор поставки

Типичное мошенничество – закупка продукции по завышенной цене у компании-посредника или у фирмы-однодневки, которая и создана с целью «сотрудничества» с определенным закупщиком. Обычно причина такого поведения сотрудников –  возможность получить «откат» от заинтересованной стороны.

Профилактика: прежде чем подписать договор на большую сумму или срок, необходимо узнать уровень цен у конкурентов на подобные товары. До заключения сделки следует проверить реальность поставщика (удостовериться, что директор фирмы не находится в розыске, компания является производителем, а не посредником).

2. Заказ товара

Одна из схем мошенничества – заказ по сговору с поставщиком не нужного магазину товара, который не пользуется спросом, что приводит к замораживанию средств и убытков компании.

Профилактика: жесткая система контроля. Например, при заказе товара свыше определенной суммы требовать согласовывать заказ с руководством.

Автоматизация процессов заказа. Если, к примеру, оборачиваемость заказанного товара превышает 50 дней, об этом следует сообщить в службу безопасности и руководителю.

3. Прием товара в магазине

Самое распространенное злоупотребление работника магазина, с которым заранее договорились, – это подписать накладную и позволить поставщику покинуть торговое предприятие, не отдав товар. Если в магазине работают более 30 человек, то пропажу, например, палеты сока не заметят вплоть до инвентаризации.

Профилактика: прием товара несколькими работниками. К примеру, кладовщиком и сотрудником службы безопасности. Или выписка накладной по факту приема товара после считывания штрих-кода каждого продукта.

4. Списание товара

Не все завышают количество списанных моющих средств, швабр, мочалок, которыми убирают в магазине. Или офисной бумаги, чернил для картриджей и т. д.

В торговле товарами непродуктовой группы распространено списание товара якобы для маркетинговых целей. Например, в строительном магазине для организации шоу-рума нужны ванна, два метра плитки, банка клея, а списывают 20 м плитки и 5 банок клея.

Списание неиспользованных расходных материалов – настоящее бедствие сферы обслуживания, в частности салонов красоты (где списывают шампуни, краски) или кафе, где завышают нормы использования продуктов.

Профилактика: установление норм расходных материалов.

Списание якобы просроченного или испорченного товара («бой» и «повреждение упаковки») – еще одна лазейка, которую любят менеджеры. Списывается дорогой алкоголь, посуда, косметика, техника – это товары, которые впоследствии легко продать, требуют особого внимания и контроля.

Профилактика: возмещение поврежденного товара самим персоналом.

5 лет назад штрих-кода не было на 70% товаров

5. Выход товара через кассу

Кассир в случае сговора с покупателем может вручную ввести артикул дешевого товара, а не дорогого, который клиент принес на кассу. Или сделать наоборот, чтобы оставить оплаченный покупателем дорогой товар себе.

Решение проблемы: ввод штрих-кодов должен производиться только автоматически.

Схемы, связанные с кассовым чеком: невыдача или аннулирование чека, когда кассиры могут отменять операции и присваивать средства. Поэтому при возврате товара сотрудник службы безопасности должен проследить, правильно ли отменена операция и введена сумма.

Схемы, связанные с товаром: сканирование лишнего товара (однотипный товар сканируется дважды), продажа весового товара с неверным весом, возврат товара без товара (только упаковка).

Профилактика: специальное аналитическое программное обеспечение, которое отслеживает операции. Контроль охраны. Материальная ответственность кассира.

ТОРГУВАВ-НЕ-КРАВ_2

Уровни злоупотреблений

Вячеслав Панкратьев, специалист по корпоративной безопасности, различает три уровня опасности злоупотреблений сотрудников.

Уровень 1. Мелкие разовые кражи того, что «плохо лежит». Воруют без подготовки и бессистемно, не нанося значительный ущерб владельцу. Профилактикой может быть жесткая система учета и контроля.

Уровень 2. Систематическое хищение «среднего» размера вроде «надбавки к зарплате». Этот уровень уже опасен для предприятия: кражи совершаются на небольшие суммы, но они спланированные и постоянные, что приводит к значительным потерям. В коллективе обычно об этом знают и скрывают, мотивируя тем, что свой своего не выдаст. Непосредственное руководство часто потакает своим подчиненным, закрывая глаза на нарушения, потому что может не повышать им зарплату («все равно свое возьмут»). Внедрение системы учета и контроля в «зараженном» коллективе не поможет: проще поменять весь штат.

Уровень 3. Внутреннее предпринимательство. Этот вид мошенничества для владельца магазина самый убыточный, ведь воруют менеджеры, которые отвечают за закупки или работают с оптовиками и распоряжаются большими суммами. Вычислить такого дельца легко: следует обратить внимание на закрытость его договоров с клиентами, сокрытие информации о сделках и жизнь не по средствам.

19.06.2015
Что нового
Популярно
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА