Тур продолжительностью 20 лет

Ретроспектива туристического рынка Украины
Тур продолжительностью 20 лет
Мы всегда строили отношения с клиентами на дружеских началах. Видимо, это и была наша основная программа лояльности

Южный берег Крыма. В конце 1990-х эти три слова грели душу, а также тела неискушенных западными курортами граждан. Неудивительно, что первые отечественные туроператоры тоже были ориентированы на ЮБК. Потом появились Турция и Египет, в середине двухтысячных – Черногория, Хорватия и экзотические страны, а два года назад украинцы облюбовали горнолыжные курорты Карпат. О том, как развивался туристический рынок Украины за прошедшие 20 лет, мы поговорили с Михаилом Монаковым, заместителем директора харьковской компании «Ялта-сервис».

Говорящее название

Гостиница «Ялта-Интурист». В начале 1990-х название этого отеля ассоциировалось с роскошью и комфортом. И, несмотря на дороговизну отдыха в этом оазисе, пробиться в него было непросто. Поэтому когда у первых владельцев компании «Ялта-сервис» появилась возможность получать квоту номеров в этом отеле, в Харькове заработал новый турагент с говорящим названием.

3

«Мы назвались «Ялта-сервис», ведь сначала чуть ли не все клиенты были ориентированы на отдых в отеле «Ялта-Интурист». А мы этот отдых могли обеспечить. Особой популярностью пользовались групповые туры до 40 человек на 3-6 дней. Обычно их заказывали на майские праздники, а также на Новый год», – рассказывает Монаков.

По его словам, до аннексии Крыма такие туры были очень актуальными. Среди 10 заказов пять всегда приходились на Ялту. Стоимость пятидневного тура, который включал проживание в отеле и завтраки, составляла $180-300 на двоих.

От Турции до Шри-Ланки

Однако, несмотря на горячую любовь к Крыму, в начале 2000-х в предложениях туроператоров начали появляться и названия новых курортов. Список возглавила Турция.

«Мы работали почти вслепую. Тогда еще не было общей базы данных с перечнем всех отелей Турции. Мы имели факсовый список из 20-25 гостиниц с местом расположения курорта и ценой тура – $100. По сути, мы отправляли людей неизвестно куда. Клиенты прекрасно это понимали, но от желающих не было отбоя. Это же была такая интрига: после советского Крыма попасть на незнакомый курорт, – вспоминает Михаил. – Но был в этом и большой плюс – никто не просил скидок. Все знали, что есть фиксированная цена, и не торговались».

2

Впоследствии в портфелях украинских туристических компаний появился Египет. А потом и безвизовые Черногория, Хорватия, Болгария. Относительно экзотических стран, то за прошедшие 10 лет украинцы облюбовали Таиланд, Шри-Ланку, Гоа, Мексику, Доминикану, Мальдивы и Кубу. Однако, по словам Монакова, бронирование на курорты этих стран составляет не более 25% в структуре общих заказов. Ведь это сезонные курорты, отдых на которых длится с октября по конец марта. Во-вторых, они находятся в ценовом премиум-сегменте, который по определению не может быть массовым.

Выкрутасы времени

Михаил Монаков отмечает, что за прошедшие два года объем продаж туров упал примерно на 50% как в людях, так и в деньгах. Те клиенты, которые пользовались бюджетными вариантами, вообще перестали обращаться в компанию, а богатые слишком сократили привычное количество поездок. Причина – бешеные метаморфозы доллара.

На 50% упал объем продаж туров за прошедшие два года

Понятно, что с закрытием «крымских ворот» украинцы засмотрелись в сторону того же Египта, Турции, Одессы, в конце концов. «Сегодня к нам все чаще обращаются с просьбой подыскать недорогой вариант в четырехзвездочном отеле. И мы поняли, что крайне мало знаем этот сегмент, потому что раньше с ним не работали. Поэтому во время инфотуров (ознакомительные туры для турагентств, которые включают посещение ряда отелей. – Ред.) мы обращаем внимание и на приличные три — и четырехзвездочные отели», – объясняет Михаил.

4

Если говорить о зимнем отдыхе, то за последние несколько лет возрос интерес к родным Карпатам. Правда, по мнению Михаила Монакова, причина не патриотическая, а скорее финансовая. Так, пятидневный тур до Буковеля обойдется семье из трех человек примерно от 8 тыс. грн. Аналогичный тур, к примеру, в Австрии будет стоить не меньше $1600-2000. Если до скачка доллара на горнолыжные Карпаты приходилось около 10% в общей структуре продаж зимних туров, то за два года их доля увеличилась до 35%.

По сей день, по словам Монакова, у компании не было никаких проблем с привлечением клиентов. Поэтому сегодня приходится прибегать к проверенным маркетинговым приемам. «Мы всегда строили отношения с клиентами на дружеских началах. Видимо, это и была наша основная программа лояльности. Люди к нам привыкали, начинали доверять и приходили к нам снова», – объясняет он.

Со 100 до 2500 человек выросла клиентская база «Ялта-сервис» за 18 лет работы

Компания «Ялта-сервис» активно использует интернет-рассылку с информацией о спецпредложениях, персонально звонит ключевым клиентам. Иногда даже делает индивидуальные скидки.

12.01.2016
Что нового
Популярно
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА