На сайті здiйснюються технічні роботи, у зв'язку з чим можливе некоректне відображення статей. Просимо вибачити за тимчасові незручності.

Антивирусное ослабление

Наразі цей матеріал доступний лише російською. Ми працюємо над тим, щоб додати українську версію. Перепрошуємо за тимчасові незручності.


Украинскими антивирусами пользуется всего 1% юзеров. Хотя российские производители сдают позиции, а их место занимают западные компании, 70% пользователей по-прежнему предпочитают Kaspersky Lab и DrWeb.
Рынок украинского антивирусного программного обеспечения падает третий год. По данным аналитической компании IDC, в 2015 году он сократился на 34%, до $4,5 млн, в сравнении с $6,33 млн двумя годами ранее. При этом максимум продаж антивирусов был зафиксирован в 2012 году – $8,7 млн.
Тенденция падения продолжается и в 2016-м. Эксперты пока не видят возможности для восстановления рынка, но говорить о затишье не приходится: внутри происходит активное перераспределение долей западных, российских и украинских продуктов.

Президентский тренд

Перестановки в антивирусном сегменте начались 16 сентября 2015 года, когда президент Петр Порошенко подписал указ о введении санкций против Российской Федерации, которым, в частности, запретил госсектору использовать антивирусное ПО двух крупных российских компаний – Kaspersky Lab и DrWeb. Занять освободившиеся ниши поспешили западные конкуренты.
По данным IDC, до 2015 года Kaspersky Lab лидировал по продажам на украинском рынке, но его доля сокращается – с 57% в 2013-м до 29% в 2015-м, и к концу 2016 года упадет еще на несколько процентов.
В то же время словацкая компания ESET (разработчик антивируса NOD32) и американская Symantec (разработчик Norton) расширяют свое присутствие. Так, доля в структуре продаж ESET в 2015 году выросла с 15% до 28%, а Symantec – с 4% до 8%. Основной их потребитель – корпоративный сектор. Крупный бизнес предпочитает продукты ESET, Symantec, McAfee и Trend Micro, при этом спрос на платные антивирусы в этом секторе просел незначительно – на 5-10%.
Тем не менее российские компании продолжают лидировать в разных потребительских сегментах. По данным опроса супермаркета лицензионного ПО Softkey.ua, почти 60% представителей МСБ продолжают пользоваться продуктами «Лаборатории Касперского», 12% – ESET, 11% – DrWeb. Российские антивирусы лидируют и в домашнем сегменте: 70% пользователей отдают предпочтение Kaspersky Lab и DrWeb, 9% – ESET и 7,5% – чешскому Avast.
Директор Softkey.ua Анна Боднарчук отмечает, что при выборе антивирусного продукта потребитель руководствуется двумя факторами: брендом и ценой.

IMG_0056Львиная доля антивирусов – импорт, изменение курса гривны отражается на их стоимости. Производители всячески стараются удержать потребителя. Например, российский DrWeb в 2014 году зафиксировал цены в гривне для локального рынка, и в 2015-2016 гг. их антивирус подорожал всего на 15-20%, в то время как программные продукты других компаний выросли в более чем три раза. В целом же, по данным Softkey.ua, в 2016 году домашние пользователи выбирают бесплатную защиту от AVIRA и Bitdefender и готовы платить за программные продукты Kaspersky Lab и Symantec.
Анна Боднарчук отмечает, что основная битва российских, зарубежных и украинских разработчиков ПО происходит в госсекторе. Те госкомпании, которые отказались от российских антивирусов, в основном выбирают защиту от ESET или Symantec. Хотя многие продолжают пользоваться действующими российскими лицензиями на антивирусы.

Украинские «киберсамородки»

Виталий Бондарь, руководитель отдела по работе с партнерами украинской антивирусной компании «Лаборатория Zillya!», также отметил, что освободившиеся от российского продукта ниши в госсекторе заняли иностранные компании. В то же время он подчеркнул, что определенная доля спроса досталась и украинскому продукту – порядка 10% от всей антивирусной продукции Zillya! приходится на частных пользователей и госучреждения, и в 2017 году она может вырасти до 30%.
Далеко не все украинские разработчики ПО могут похвастаться повышенным спросом среди госсектора. В Softkey.ua затруднились назвать количество продуктов отечественного антивирусного ПО, но отметили, что такое положение вещей связано с рядом причин, начиная от технологических и заканчивая провалами в маркетинге и экономической ситуацией в стране. В целом же доля украинских антивирусов оценивается в 1-2%.
Для какого же рынка работают украинские производители антивирусов? Совладелец компании Gridinsoft Дмитрий Гридин отмечает, что в Украине больше пяти разработчиков антивирусов, но свои продукты они зачастую продают зарубежным компаниям. У Gridinsoft 90% клиентов – нерезиденты Украины, а продвигать свои решения на территории Украины компания начала только в 2016 году. Гридин считает, что не стоит выделять антивирусное ПО украинских производителей в отдельную группу. «Качество конкретного продукта зависит в большей степени от навыков и работоспособности разработчиков, а не от страны его происхождения», – отмечает эксперт.
Для компании Zillya! разработка антивируса для Украины тоже является больше патриотической составляющей. Технический директор компании Олег Сыч отмечает, что основная статья доходов Zillya!находится не в Украине. «То, что продукт продается здесь, – в большей мере наше желание, чтобы нами гордились на родине, ведь вести софтверный бизнес в Украине очень непросто», – подчеркивает предприниматель.

Дорогая защита

Что же касается долевого разделения рынка платных и бесплатных антивирусов, эксперты затрудняются назвать точные показатели. Это обусловлено тем, что существуют условно-бесплатные решения, или антивирусы, у которых существует как бесплатная, так и платная версии. Стоит учитывать и особенности украинского рынка пиратского программного обеспечения. Согласно данным исследования международной ассоциации BSA, в 2015 году 82% ПО, установленного на украинских компьютерах, было нелицензионным. Но эксперты отмечают, что из-за отказа от российского продукта бесплатный иностранный сегмент увеличился на 20-30% в 2015-м и в текущем году также продолжит расти.

IMG_0055
Производители платного ПО балансируют между необходимостью приравнивать стоимость продукта с курсовыми колебаниями и желанием сохранить существующих и привлечь новых клиентов. В среднем домашние антивирусы за 2014-2016 гг. подорожали почти в 2 раза, корпоративные решения – в 2,5. Средняя стоимость лицензии топ-компаний производителей антивирусного ПО – 700 грн для двух ПК. Для малых корпоративных клиентов цена стартует от 575 грн/ПК, а с ростом количества подключенных пользователей снижается.
Есть несколько подходов к формированию цены. Некоторые компании, как DrWeb, привязывают стоимость к локальной валюте. В ESET подорожание прошло в несколько этапов. Другие работают по коммерческому курсу, и стоимость продукта растет пропорционально колебаниям курса национальной валюты. Такой политики придерживается большинство западных разработчиков, например, Symantec и TrendMicro.
Кроме того, некоторые компании для удержания старых и привлечения новых клиентов делают специальные скидки, к примеру, 30% на продукты b2c для локального рынка от Kaspersky Lab. Также производители учитывают ситуацию на локальных рынках и сезонный спрос, поэтому периодически анонсируют для потребителей акции со скидкой10-30%.
Еще один способ – подписки. Пользователи платят фиксированную сумму в месяц, но при этом, как правило, в пакете получают дополнительные услуги – файрволлы, антифишинговые системы. Это превращает антивирус в комплексный продукт и одновременно позволяет сэкономить средства.

Перспективы антивирусной Украины

Разработчики отмечают тенденцию к тому, что украинцы стали уделять больше внимания кибербезопасности. Совладелец Gridinsoft считает, что соотечественникам нитересны способы защиты личных данных и контроль чистоты информации, которую получают дети. Он прогнозирует, что в 2017 году фокус развития антивирусных продуктов будет постепенно смещаться в сторону защиты данных от шпионского ПО и шифровальщиков-вымогателей. В Zillya! предполагают, что увеличится спрос на антивирусы в госсекторе и секторе мобильных устройств, а в Softkey.ua не исключают, что украинский рынок ждет бум развития антивирусных решений для облачных технологий.
Аналитики IDC и Softkey.ua подчеркивают, что в 2017 году ожидать резкого роста отечественного антивирусного рынка не приходится. В следующем году спад рынка продолжится по причине колебаний курса валют, политической и экономической нестабильности. Однако в ближайшей перспективе рынок должен вернуться к показателям 2014 года в долларовом эквиваленте.

19.12.2016
Що нового
Популярне