На сайті здiйснюються технічні роботи, у зв'язку з чим можливе некоректне відображення статей. Просимо вибачити за тимчасові незручності.

Апробированные идеи по развитию линейного менеджмента

Наразі цей матеріал доступний лише російською. Ми працюємо над тим, щоб додати українську версію. Перепрошуємо за тимчасові незручності.


Хочу поделиться опытом проведения обучающих программ и идеями по развитию линейных менеджеров высшего и среднего звена. Сначала о том, как я, противник заочного обучения, пришла к дистанционному тестированию. В рамках сотрудничества с одной компанией один раз в полгода я встречалась с группой руководителей. Целью обучения было овладение ими теоретических знаний менеджмента. Менеджерами они стали на практике, базового образования в этой сфере ни у кого не было. Мне приходилось каждый раз тратить много времени на «рассказывание» элементарных принципов, «закрепление» того, что было рассказано прошлый раз. Закончилось это тем, что я предложила руководству компании купить учебники по менеджменту и параллельно с занятиями читать учебник: одна глава – в месяц (люди занятые вряд ли больше усвоят, учебник – не детектив). В конце каждого месяца в режиме он-лайн проводилось тестирование – проверка а) происходит ли чтение на самом деле, и б) закрепилось ли знание терминологии. Работа в аудитории стала значительно продуктивнее, мы стали больше уделять времени рассмотрению разных подходов, дискутировали по вопросам применимости теорий на практике, обсуждали проблемные вопросы, оценивали существующие практики и искали идеи по их изменению и развитию. Так родилась программа, в которой чередовались практические занятия с тестированием. Вот некоторые идеи, кроме тестирования знаний, которые я наработала в партнерстве с HR-менеджерами разных компаний за последний год.
Эссе используется для того чтобы убедиться, что менеджеры не только получили знания, но и глубоко разобрались в теме, понимают, что стоит за терминологий, умеют применять знания на практике, а также получили навыки письменной коммуникации. Написать хорошее эссе – искусство, причем искусство синтетическое. Эта техника помогает структурировать мышление, увидеть причинно-следственную связь, диагностировать управленческие проблемы. Анализируя эссе участников, постоянно давая им обратную связь от преподавателя и от старших менеджеров, можно добиться многого в понимании проблем менеджмента участниками программы. Эссе пишется после рассмотрения каждой темы. Например, слушатели компаний «Малтюроп» и «Деснагрейн» после первых занятий писали эссе на тему: «Использование знаний планирования и постановки целей на практике в моем подразделении».
Управленческое тестирование. Например, менеджеры компании «Запорожсталь» параллельно с обучением проходят управленческое тестирование, определяют и анализируют предпочитаемый стиль лидерства, или склонность к определенным командным и управленческим ролям и т.п. Я к тестам отношусь скептически по двум причинам: во-первых, если они элементарные, то кроме развлечения ничего не дают. Во-вторых, если они очень сложные и затрагивают глубинные процессы личности, то их сложно интерпретировать, и нужна специальная экспертиза, что не всегда возможно по разным причинам. Поэтому мы использовали тесты в качестве иллюстрации различных теорий мотивации, лидерства, организационного поведения в целом, при этом такая иллюстрация лучше работает, если участник «попробовал материал на себе».
Обучение подчиненных. По предложению HR директора компании «Интертоп», участники программы после каждого модуля обучения, на основании полученных навыков, а также материалов и моих презентаций, готовили собственные короткие тренинги с помощью и в сопровождении специалистов отдела обучения компании. Таким образом, происходила передача знаний их подчиненным, во-первых, для закрепления собственного понимания материала, во-вторых, для распространения знаний в компании, в-третьих, для развития подчиненных, и наконец, для практики проведения внутренних тренингов.
Выполнение практических заданий. HR-менеджмент компании «Киевстар» использует обучение своей команды в качестве элемента реализации новой стратегии или выполнения очередной комплексной задачи, которая стоит перед дирекцией по персоналу. Например, слияние компании; формирование новой HR-стратегии; разработка метрик для оценки HR-функции; внедрение концепции самообучающейся организации.
Защита идей использовалась во время обучения менеджмента в компании MSD, когда по ходу обучения требовалось после каждой прослушанной темы выработать предложения по изменению политик, систем, процедур, существующих в компании.
Публичная презентация. В компании «Житомирские Ласощи» в качестве заключительного экзамена после длительной программы обучения менеджмента среднего звена был использован следующий метод. Каждый участник выступал перед аудиторией в присутствии первого лица, который принимал экзамен. Темы выступления были индивидуальными, приготовлены заранее мной и HR менеджером и согласованы с руководством. Темы были составлены таким образом, чтобы с одной стороны, отражали проблематику компании, а, с другой стороны, тематику обучения. Выбор темы для каждого выступающего был неожиданным для него. Следующий участник давал обратную связь предыдущему выступающему по заданным критериям и, в свою очередь, презентовал свою тему. И так далее. Таким образом, каждый имел возможность продемонстрировать, как он усвоил материал, как научился его интерпретировать и применять на практике, показать технику публичных презентаций и обратной связи, а также умение вести себя в стрессовой ситуации.

01.11.2014
Що нового
Популярне