На сайті здiйснюються технічні роботи, у зв'язку з чим можливе некоректне відображення статей. Просимо вибачити за тимчасові незручності.

Айтишники в полях

Наразі цей матеріал доступний лише російською. Ми працюємо над тим, щоб додати українську версію. Перепрошуємо за тимчасові незручності.


Команда проекта AgroMonitor не понаслышке знает, как упростить посев, контролировать все показатели и привлечь крупных покупателей лишь одной идеей.
В Украине не так много компаний, которые разрабатывают решения для компьютеризации сельского хозяйства. Но спрос рождает предложение. Сейчас у нас есть только два стартапа, предлагающих локальные системы мониторинга полей. Один из них – AgroMonitor, которому удалось заполучить в клиенты Kernel group, UkrLandFarming и других крупных земледельцев.

Агро и интернет вещей

Основатель стартапа Сергей Скок изначально не планировал заниматься решениями для агросектора. Он с командой из пяти человек несколько лет занимался разработкой программного обеспечения, электроники и конструированием, созданием учетных систем. Основным продуктом были приложения, например, для Microsoft, Coca-Cola, «АВК». Кроме того, инженеры заинтересовались Internet of Things – они сотрудничали с разными компаниями, производя решения от систем мониторинга домашних теплиц до лазерных арф для квест-комнат и промоботов.
В итоге команде удалось накопить достаточный опыт в построении объемных информационных систем, которыми пользуется большое количество пользователей. «Мы научились подключать к интернету практически любые устройства и строить для них веб-интерфейсы», – делится Сергей.
Год назад команда получила зарубежный заказ от небольшого фермерского хозяйства на разработку влагомеров с онлайн-передачей данных. Мониторинг рынка показал, что существует иностранное оборудование подобного класса, но только с передачей данных на флешку. «Мы обнаружили спрос на оборудование и программное обеспечение для мониторинга полей и не нашли решения, которое объединяет обе составляющие», – подчеркивает он.

IMG_0034
Хозяйство заказчика было удаленным, поэтому решили, что система должна работать дистанционно. После недолгого периода разработки решение было найдено, заказчик в итоге оказался доволен. «Мы сделали этот заказ и начали анализировать, как можно адаптировать эту тему под украинский рынок. В итоге мы стали первыми (и на сегодня единственными), кто производит в Украине подобные влагомеры», – говорит предприниматель.
После нескольких месяцев разработок команда создала аппаратную платформу для объединения уже существующих датчиков и приступила к разработке ряда датчиков, которые были слишком дорогими. К примеру, импортные датчики влажности стоят $110 за 1 штуку, а с растаможкой – почти $160. «Мы понимали, что их можно сделать дешевле и функциональнее. Например, добавить GPS-фиксацию и онлайн-передачу данных», – рассказывает Сергей. Так появился проект AgroMonitor.

Разбор и полеты

Стартаперы сделали ставку на оборудование собственного производства. Электроника у него украинская. Ребята покупали западные и украинские датчики, разбирали и сравнивали, после чего разрабатывали собственное решение. Благодаря такому подходу они создали собственные переносные плотномеры грунта (оборудование, позволяющее определить необходимость обработки почвы) с онлайн-передачей данных и фиксацией GPS. При этом стоят они в два раза дешевле зарубежных аналогов.
Однако плотномеров оказалось недостаточно. AgroMonitor замахнулся на более сложный проект – разработку датчиков влажности. Хорошие датчики иностранного производства стоят дорого, цена может достигать 6 тыс. грн. «Мы решили, что у украинских аграриев должно быть отечественное конкурентное по цене оборудование», – рассказывает Сергей. И спустя пару месяцев появилось несколько модификаций таких датчиков.
На всех этапах разработки стартаперы вложили около $30 тыс., на которые прототипировали устройства и расширили команду. На создание продукта и оплату персонала ушло примерно 75% бюджета. Сайт создавали собственными силами, что удешевило расходы. 25% – первоначальное продвижение.
AgroMonitor ориентировался на большие и средние агрокомпании, так как их было проще заинтересовать в части внедрения инноваций и экономии бюджетов. Но реальность оказалась несколько иной.
Стартаперы рассказывают, что оборудование для «умного земледелия» за рубежом стоит в два, три, а то и в пять раз дороже. При этом по качеству украинские решения им ничем не уступают. С учетом затрат на оборудование комплексная агростанция украинского производства стоит $1200, тогда как зарубежное решение такого же уровня – $23 тыс. В этом предприниматели видели свое преимущество.
«Мы думали, что наши конкуренты – крупные иностранные производители оборудования. Оказалось, что это сумка агронома, в которой простейшие измерительные приборы», – говорит Скок. По его словам, продать технологическое решение компаниям – дело не из легких, с такими же проблемами сталкиваются их международные коллеги.

IMG_0033
Оказалось, что лучший канал продвижения –личные встречи с аграриями в полях, выставки и «дни поля». Участвуя с «Майкрософт Украина» в Open Data Incubator 1991, разработчикам удалось провести первую в Украине конференцию «Практики точного земледелия». Благодаря этому получили несколько крупных клиентов – Monsanto, UkrLandFarming, «АгроРегион». Сотрудничество с этими компаниями позволило продвинуться и в соцсетях.
Помогло и сотрудничество с производителями дронов. Для крупных клиентов компания запустила сервис агросъемки с беспилотников: на них установлено оборудование, которое благодаря отражению лазера позволяет определить дефицит влаги и других веществ в почве.
Сейчас AgroMonitor разрабатывает для фермеров ряд сервисов, которые позволят им эффективно управлять своими полями, используя наработки крупных агрохолдингов. В ближайшем будущем компания планирует запустить сервис автоматических рекомендаций по оптимизации расходов для земледельцев.

«Создав переносные измерители плотности с онлайн-передачей данных, мы начали разработку плотномеров, которые будут крепиться на технику и смогут выполнять измерения без участия человека», – говорит Скок.

Пока же команда активно ездит по Украине, делая упор на развитие программного обеспечения и разработку сценариев выращивания растений на базе данных, получаемых с сенсоров, и ведет переговоры с земледельцами в Германии и Польше.

26.12.2016
Що нового
Популярне