На сайті здiйснюються технічні роботи, у зв'язку з чим можливе некоректне відображення статей. Просимо вибачити за тимчасові незручності.

Борщ и обучение. Как стартап Roopor использует шанс на €100 000

Почему завести зарубежные инвестиции в Украину - это месяцы сражений? И завоюет ли мир простая идея делиться знаниями через аудио?
Наразі цей матеріал доступний лише російською. Ми працюємо над тим, щоб додати українську версію. Перепрошуємо за тимчасові незручності.


Два года назад никому не известный украинский стартап Roopor вдруг выстрелил в инфополе победой в конкурсе Publicis90.О проекте мобильного аудиостриминга и подкастинга написали многие СМИ. Еще бы – Roopor умудрился войти в 90 лучших стартапов из более чем 6000 заявок и получить призовые 100 000 евро на развитие от медиахолдинга Publicis. Любители “перемоги” пошумели несколько дней. А потом новости о проекте практически исчезли из эфира.

Оказалось, стартап жив и развивается. Осенью 2017 наконец-то появился продукт, первые пользователи и партнеры. Команда уже думает над следующими раундами инвестиций.

Почему приложение с двумя простыми функциями делалось так долго? Как быстро стартап заводит деньги в страну? Почему украинскую аудиторию так легко подсадить на YouTube, но так трудно заставить говорить? Наш журналист встретился с Антоном Боганским, одним из основателей Roopor, в офисе на киевской Воздвиженке. И узнал “фантастическую историю про шанс”.

От идеи до внезапной удачи

Мобильное приложение Roopor позволяет запустить аудиотрансляцию одной кнопкой или слушать бесплатные подкасты из нескольких категорий. Сейчас таких категорий семь: success, wellness, sport, pop-science, psychology, learning English и other.

Идею приложения Антон Боганский объясняет просто. В мире набирает популярность принцип life long learning – учиться не только в школе/университете, а в течение всей жизни. Только вот соблюдать его в современном инфошуме довольно сложно. Информации настолько много, что неясно, как выбрать нужную и полезную. А потом еще и выделить время, чтобы ее изучить.

Проблему пытаются решить все информационные и образовательные площадки: стримами в YouTube и Facebook, e-mail рассылками, каналами в Telegram. Или вообще всем сразу. Но все это требует глаз.

“Мы вспомнили, как люди делились новостями раньше – звонили друг другу и рассказывали”, – рассказывает Антон Боганский.

Времени смотреть в экран у нас нет. Зато есть много “дурного” времени. Например, когда стоим в пробке, готовим борщ или бежим на дорожке в спортзале. Почему бы одновременно с этим не послушать какой-то полезный подкаст?

А в феврале 2016 года тогда еще не сформированная команда узнала о конкурсе от Publicis.

Publicis Groupe – крупная французская медиагруппа, третья по величине в мире. Начавшись с рекламного агентства, Publicis постепенно переросла в радиоконсорциум, а позже стала холдингом, который аккумулировал в себе рекламу, медиа и даже здравоохранение. В 2016 году, в честь своего 90-летия, холдинг организовал конкурс, смысл которого – найти проекты с интересными идеями и помочь им запуститься.

4 месяца, 3 этапа, 100 тысяч

В проект Боганский попал неожиданно – через тезку и бывшего одногруппника. Антон Гребенник, идейный вдохновитель Roopor, предложил приятелю помочь поучаствовать в конкурсе. Боганский согласился – у него как раз был перерыв между проектами, а оформление заявки не требовало каких-то сверхусилий.

Вход был сравнительно низкий – заполнить анкету, в которой четко и ясно объяснить, что будешь делать, почему и как. Здесь, отмечает Боганский, пригодились его скиллы писать хорошие тексты. К подаче команда – тогда еще из двух человек – готовилась пару недель.

Первым фильтром Publicis срезал все смешные, странные и сумасшедшие идеи. Таких из 6700 заявок набралось ни много ни мало 1500.

На втором этапе нужно было подать стандартный пакет стартапа для preseed-стадии: модель, презентацию и видео. Понадобилась экспертиза по маркетингу, креативная часть, техническая оценка, а также выбор технологии. Команда увеличилась вдвое – к Антону и Антону присоединились Данил Мартынов, управляющий партнер агентства YARCHE, и Татьяна Моисеенко, ответственная за методологию.

Как утверждает Боганский, все время конкурса его не покидало удивление:

“Когда мы подались, я воспринимал это как пробу, но особо не надеялся – как никогда не верил в телевикторины. Но сначала мы прошли в следующий этап. Я удивился. Мы подготовили следующую пачку материалов. Потом прошли в финал. Потом выиграли”.

Команда попала в 90 лучших, а в июле 2016-го вышла на сцену за заветным сертификатом в 100 000 евро. Слегка расплывчатое фото команды облетело украинские СМИ. Некоторые на радостях даже написали о призе в 100 млн евро вместо 100 тысяч.

 

На финале Publicis90
На финале Publicis90

 

В общей сложности от подачи первой заявки до финала прошло 4 месяца.

Что помогло проекту так сравнительно легко победить? Антон Боганский отвечает: “Думаю, сработало то, что мы говорили о понятных вещах. Мы позиционировали сервис, как возможность позволить людям обмениваться знаниями и услышать друг друга. Для фонда эта идея была проста, понятна и имела ясный бенефит”.

Он добавляет, что обычно фонды больше смотрят на готовые В2В-модели, а в этом конкурсе суперкоммерческих проектов как раз не было – больше социальной направленности. А еще в конечном шорт-листе Roopor один из немногих занимался аудио. Возможно, это откликнулось медиахолдингу, который на заре бизнеса активно занимался радио.

На замечание, что это – большое везение, Антон Боганский кивает.

“Я никогда не пробовал участвовать в подобных конкурсах. И не знаю никого, кому инвестиции вот так свалились бы на голову. Это фантастическая история про шанс”, – говорит предприниматель.

Когда карета превращается в тыкву

Награждение было ритуальным и символичным. А потом начался процесс получения денежного приза. С учетом украинского законодательства он “слегка” затянулся – ведь компанию решили инкорпорировать в Украине.

“На уровне европейского рынка завести инвестиции – это щелкнуть пальцами. Там у всех ООО есть опция создать акционерные пакеты. У нас, насколько я знаю, только с этого июня вступает в силу новый закон об ООО, где легализованы конвертируемые займы. Если бы мы заводили деньги сейчас, было бы проще. Но на тот момент доходило до смешного”, – сетует Боганский.

Я бы хотел, чтобы люди, которые рассказывают о необходимости привлекать инвестиции, посмотрели, как это тогда происходило.

“Деталей масса: сколько заходит, сколько должно конвертироваться в национальную валюту, сколько не должно. Сейчас это отменили, тогда это было нужно. А еще везде требовали мокрую печать, которой на Западе ни у кого нет”, – перечисляет сложности Антон Боганский.

Это предприниматель видит одной из причин, почему стартапы делают операционные команды в Ирландии, Англии, Штатах или еще “где-то там”.

В итоге деньги зашли в проект только в апреле 2017 года, спустя 9 месяцев после победы. Правда, говорит Боганский, это время не прошло даром: команда занималась маркетингом, прототипированием и проходила менторскую программу от Publicis.

По его словам, стартапам нужно объективно оценивать реальность не только из-за законов.

“Приз мы получили в июле, а весь август в Европе никто не работает. В принципе. В Италии вообще все закрыто на ключ, можно даже не стучаться. Ни к кому. Потом декабрь и пол-января выпадают уже у нас. Плюс Publicis нужно было время, чтобы создать фонд для инвестирования, передать нас в ведомство других людей, собрать юристов, подготовить пакет документов”, – объясняет Антон Боганский.

Реальная работа над проектом началась в мае 2017 года. Техническая разработка – немного позже. Деньги зашли разовым платежом, сразу были распланированы, и часть их еще есть. “На Мальдивы мы не улетели, машины не купили, все в работе”, – смеется сооснователь сервиса.

Roopor уже хочет поднимать следующий раунд инвестиций. По словам Боганского, это нормальная практика: денег на первом этапе должно хватить на 1-2 года. А затем – либо нарабатывать трекшн, либо докапитализироваться.

Без собственных разработчиков

Помимо четырех основателей в команде Roopor еще два человека – проектный менеджер и СТО. И одна плавающая позиция – пиарщик, SMM- или продакт менеджер.

Команда основателей Roopor
Команда основателей Roopor

 

А вот вся техническая сторона – аутсорсинговая. Штатных разработчиков у “рупора” пока нет.

“Мы не гигантская корпорация, чтобы держать свой девелопмент. Поэтому выбрали команду разработчиков, которая обладает редкой экспертизой в стриминговых технологиях. К тому же, при самостоятельном выстраивании потеряли бы во времени и бюджете”, – объясняет Антон Боганский.

Хотя запустился Roopor сравительно поздно, с условиями команде повезло и здесь. В Украине третий месяц разворачивается 4G и разгружается 3G, спрос на стриминговые платформы у владельцев смартфонов растет. Крупные города уже гоняют трафик в 4G. В июле в стране запустится более “массовая” связь 4-го поколения в диапазоне 1800 МГц.

Audio stream, money stream

В системе приложения есть две пересекающиеся роли – слушатели и поставщики. Контент создатели хотят по-максимуму или полностью оставить бесплатным. Как и хостинг для контент-генераторов.

Схемы монетизации Roopor – специальные обучающие программы и встроенная аудиореклама. Меньшая часть комиссии будет уходить приложению, остальное – генератору контента. Уже есть предварительные договоренности с рядом местных рекламных поставщиков. Концепция испытывается здесь, но на полную пока не разворачивается.

“Хотим накачать среду хорошим контентом, обеспечить трекшн, а потом уже запускать схему в работу. Дальше сможем говорить о таргетируемой рекламе, чтобы это было полезно рекламодателям и контент-генераторам, а слушателям не мозолило уши”, – делится планами Антон Боганский.

Стартап ориентируется на аудиторию порядка 10 млн человек – именно столько людей слушает образовательный аудиоконтент по оценкам компании. Есть и более широкая ниша – так называемая ear learning. Она составляет до 5,5 млрд человек и прирастает на 5,5% в год.

Пока что заработка у сервиса нет – команда трудится над контентной частью и воспринимает это как самый большой челлендж. И вот почему.

Сопротивление звуку

По словам Боганского, аудиоконтент – именно в разрезе получения знаний – в Украине людям пока не понятен: “С партнерами в Штатах все иначе – там отдельный гигантский рынок подкастинга. Там вопросы другого порядка: как таргетировать аудиторию, будут ли дивиденды, как будете промотировать и т.д. Здесь я прихожу к спикерам, коучам – они не понимают смысла, не понимают косвенных дивидендов и того, что это часть личного бренда”.

Так стартап видит свою нишу
Так стартап видит свою нишу

 

Несмотря на то, что украинский рынок пока не чувствует ценностности, Roopor все-таки обкатывает основные модели здесь. Находясь в стране, намного проще прийти к местному контент-генератору и поговорить. Или заключить партнерство с образовательными хабами. А в перспективе можно выходить и на другие рынки.

Привычные термины в Roopor тоже рефреймируют. “При слове “образование” самая массовая ассоциация – это некий мужчина в очках и твидовом пиджаке с нашлепками на локтях, учебный план на полгода. Так не только у нас, но и за рубежом. Поэтому мы говорим о knowledge sharing – обмене знаниями. Людей не так пугает”, – улыбается Боганский.

Мы узнали мнение о сервисе у хабов-партнеров Roopor.

“Идея хорошая и полезная, поскольку в регионах часто нет “сильных” ивентов. Стримы и подкасты могут дать доступ к самым актуальным практическим знаниям большему количеству людей. Плюс люди, не попавшие на ивент, могут всегда прослушать стрим или подкаст в удобное время. Насчет доработки пока рано говорить, ведь мы по сути только тестируем бета-версию, она в принципе сыровата”, – отмечает Стас Петрив, менеджер ивентов, пространства и сообщества IHUB.

Анастасия Силенок, исполнительный директор 1991 Civic Tech Center, добавляет: “Roopor дает возможность слушать контент не выходя из дома и в любое свободное время. Дорабатывать еще есть что и куда двигаться тоже. Хотелось бы иметь доступ с разных устройств к одному аккаунту, возможность одновременного стрима разных ивентов, поднять качество записываемого контента”. Она также говорит, что сервис не только очень оперативно реагирует на фидбек по приложению, но рад новым идеям и предложениям от пользователей.

Только не Periscope

В реальной работе приложение порядка 4 месяцев. За это время у него порядка 5000 пользователей, часть из них – верифицированные аккаунты. Никакое специальное продвижение пока не делается. Уже пошел трекшн и продажи.

Первые пользователи помогают и разными кейсами. “Мы свели все к одной кнопке, но за ней скрывается гигантская работа по самой технологии и техническому качеству контента: как сделать, чтобы не обрывало стрим, как учесть особенности Android и iOS, какая модель смартфона, в каких условиях идет стрим, через микшер или микрофон и т.д. Например, в день прихода нашего журналиста один из спикеров стримил медитацию из околостоличного леса. В офисе такие условия не воспроизведешь.

Экраны приложения
Экраны приложения

Потенциальных контент-генераторов огромная база: и очевидные лидеры мнений из тех же соцсетей (“хотя это очень относительно”), и даже просто отдельные преподаватели вузов, которые могут рассказать интересные вещи.

“В первую очередь хотим понять – приносим ли ценностность для контент-генераторов, которых хотим там видеть. Призвать людей что-то рассказать – не большая сложность. Хотим, чтобы пользователи возвращались, слушали и делали контент. Поэтому качество – самое важное. Накрутить пользователей можно по-разному. Но вряд ли это принесет нам пользу в развитии, раундах инвестиций и прочем”, – говорит Антон Боганский.

В качестве антипримера он упоминает Periscope, который позиционировал себя как сервис, где можно поделиться важным моментом жизни, а после запуска стал “набором всего на свете”. Поэтому в Roopor создатели хотят создать другое пространство – где интересный контент будет наверху, а scum затеряется.

Ниша без конкурентов

Конкурентов стартап делит на прямых и косвенных. Основной стриминговый соперник находится в США – Anchor. Косвенные конкуренты – iTunes, Spotify, правда, там нет подкастов live.

“Мы говорим о простоте, а не о студийном контенте. В нашем случае важна скорость генерации. Если сравнивать с видео, то есть футбольный матч, а есть фильм с месяцами съемок и постпродакшн. Это совсем разные истории и для разной аудитории”, – отмечает Боганский.

В будущем создатели видят развитие платформы во что-то намного большее – например, персональный ассистент для обучения с искусственным интеллектом.И, заняв нишу life long learning, стать в ней специалистами.

И о факапах

“Больших факапов не было – скорее, операционные сложности. Как и у любого стартапа, для нас многое было впервые, – говорит Антон Боганский. – Например, у нас есть логин через Facebook. Когда только прикрутили – никаких проблем не было. Тут вдруг скандалы с Facebook, токены поменялись, пришлось срочно переделывать. Кто об этом мог знать заранее? Александр Никс из Cambridge Analytica еще в октябре выступал во Львове – и его встречали, как кинозвезду”.

В стартапе глупо ждать, что все пройдет как по маслу.

В конце прошлого года команду расстроило непопадание в финский акселератор Xedu. Как говорит Боганский, туда их привлекла концентрация “своих” – в программе сплошь участвовали именно образовательные проекты. Roopor прошел в финальную двадцатку, но в десятку не поместился совсем чуть-чуть – занял 11-е место. Зато идей получили на годы вперед.

На конференции Slush в Хельсинки. Фото - Facebook-страница Roopor
На конференции Slush в Хельсинки. Фото – Facebook-страница Roopor

Напоследок Антон Боганский говорит:

“Хочется, чтобы люди больше верили в этот формат. Наш изначальный слоган был – “пускай мир услышит тебя”. К нему впоследствии добавился “будь в двух местах одновременно”. Ведь не все могут из маленького городка приехать на лекцию в Киев или еще куда-то. А мы хотим, чтобы обмен знаниями был легким, быстрым и не зависел от точки на карте”.

Материал подготовлен в сотрудничестве с LIGA.net

01.06.2018
Що нового
Популярне