На сайті здiйснюються технічні роботи, у зв'язку з чим можливе некоректне відображення статей. Просимо вибачити за тимчасові незручності.

Добраться до вершины пирамиды

Наразі цей матеріал доступний лише російською. Ми працюємо над тим, щоб додати українську версію. Перепрошуємо за тимчасові незручності.


Я давно пришел к убеждению, что информация о произведениях искусства почти никогда не ведет к глубинному пониманию этих творений.
После тысяч и тысяч концертов-общений, проведенных мной в течение тридцати лет для сотен тысяч слушателей в разных странах, я твердо знаю, что для восприятия музыки Баха необходимы в первую очередь не столько знания о жизни Баха (информация), сколько состояние души воспринимающего. Души, настроенной на волну его, Баха, музыки.
Потому что великое искусство (и особенно музыка как вершина всех искусств) — это часть ноосферы, то есть грандиозной космической энергии.
Энергии Духа.
И цель творения искусства — попасть в принимающую душу (ибо энергия человеческой Души — часть всеобщей космической энергии).
Но выполнить свою функцию искусство может только при условии полного совпадении ВОЛНЫ ПРИЕМНИКА И ПЕРЕДАТЧИКА. Совпадения духа микрокосма (человека) и макрокосма (вселенских энергий).
Поэтому музыка должна появиться не раньше, чем вы попадете в ее поле, на ее волну. Приведу один очень простой пример: вы находитесь в одиночестве, и у вас есть радиоприемник. Вам необходимо срочно услышать важную информацию. Вы начинаете искать последние известия, проходите через сотни радиостанций, звучат неизвестные вам языки, и вдруг… резко останавливаете движение поисковой ручки. Вы услышали свой язык, свою речь.
Это значит, что вы нашли ту волну, на которую настроены ваши речевые и слуховые приемники. Вы услышали язык, который вы понимаете и который вызывает ваше сопереживание. То же самое — с музыкой. Ибо музыка — это высшая форма выразительности, и музыка — это язык.
Но язык, напрямую связанный с Космосом, с его энергией и с нашей возможностью восприятия этой энергии. К тому же если представить себе все виды искусства в виде пирамиды с подножием на земле, а вершиной в небе, то можно не сомневаться — вершиной пирамиды всех искусств будет музыка.
А чтобы добраться до вершины пирамиды, необходимо взбираться по ее ступеням.
На каждой ступени этой духовной пирамиды находятся различные виды искусства: литература, поэзия, живопись, архитектура.
И как только мы почувствовали, что в потребности услышать музыку мы достигли крайней степени нетерпения, — мы сделаем это.
Мы должны добраться до состояния нетерпения еще и для того, чтобы преодолеть трагедию великой музыки в ХХ веке, произошедшую с появлением радио и телевидения.
Именно радио и телевидение оказали классической музыке самую ужасную услугу.
Они превратили всю музыку в фон. Ведь в любой момент звуками Баха или Моцарта, Хиндемита или Шостаковича музыка может вторгнуться в вашу кухню, в коридор и даже в ванную комнату — и ничего не стоит превратить музыку в фон, в обои, в пирожное к чаю.
Здесь эта незваная музыка и получит весь негатив хозяина. Да еще какой!!!
Хотя она, классическая музыка, в этом нимало не виновата. Просто в отличие от всех других видов музыки она ревниво требует к себе полного внимания.
Поскольку подобная музыка не может быть фоном жизни. Она требует предельной настроенности, интенсивного сопереживания.
Отсюда главная задача преподавателя искусств — вызвать максимальную потребность Души услышать, создав предельную ее (души) настроенность на волну музыки.
Причем поскольку каждое произведение имеет свою волну, свое уникальное поле, то и подготовка к восприятию каждого произведения будет обладать собственной волной, цель которой — найти прямую дорогу между настроенностью Души и конкретным музыкальным произведением конкретного композитора, представляющим определенное время и стиль.

24.08.2013
Що нового
Популярне