На сайті здiйснюються технічні роботи, у зв'язку з чим можливе некоректне відображення статей. Просимо вибачити за тимчасові незручності.

Как пиар и коммуникации помогают стартапу привлечь инвестиции

Люди инвестируют не в точки, а в линии, поэтому коммуникации должны быть последовательными
Александр Толкач
Наразі цей матеріал доступний лише російською. Ми працюємо над тим, щоб додати українську версію. Перепрошуємо за тимчасові незручності.


Хорошая идея стартапа или даже готовый новый продукт не гарантирует, что о вас сразу напишут. Журналистам вы не интересны на старте, потому что таких, как вы – тысячи. И даже если на начальном этапе развития бизнеса о вас появится публикация в СМИ – результат будет нулевой. Несмотря на это, вести коммуникации необходимо, ведь именно они могут помочь вам привлечь деньги с помощью такого популярного сейчас инструмента, как венчурное финансирование.

Даже если вы очень маленький бизнес, вам необходимо создать информационное присутствие. У вас должен быть сайт с регулярно обновляемой лентой новостей, даже если посещать его особо никто не будет. Сайт – это протокольная вещь. Он нужен для того, чтобы вас могли проверить.

Опубликуйте информацию о себе в AngelList на сайте Angel.co. Он специально создан для обмена информацией между новыми компаниями и потенциальными инвесторами. Этим инструментом пользуются не только крупные венчурные фонды, но и частные синдикаты – объединения частных лиц, от которых стартапы тоже могут привлечь небольшие бюджеты.

Придумайте не просто идею, а историю о себе. Как известно, идея сама по себе ничего не стоит. Вы должны суметь рассказать, кто вы и как будете делать то, что вы собираетесь делать, чтобы заставить людей дискутировать.

Важный совет, который я получил от управляющего солидным фондом: go mobile.

Чем бы вы ни занимались, вам необходимо мобильное приложение или мобильная версия сайта, потому что те, кто вами заинтересуется, будут читать о вас с мобильного телефона или планшета.

Начинайте коммуникации с аккуратных дискуссий в соцсетях. В первую очередь, в LinkedIn, не в «Одноклассниках» и не в «ВКонтакте». Во-вторых, в Twitter. В-третьих, в Facebook. Для инвестиционного сообщества, которое принимает решения, Twitter – это оптимальный ресурс. Желательно иметь как личный аккаунт, так и аккаунт компании. Профили должны быть заполнены на грамотном английском, с достаточным объемом информации, обновления должны появляться регулярно. Пригласите потенциальных инвесторов читать вашу ленту – на Западе люди к этому открыты. На AngelList в профилях указывают ссылки на аккаунты в соцсетях, поэтому их легко найти. Публикуйте интересные новости о том, что вы делаете, и просто релевантные цепляющие вещи. Люди начнут привыкать к вашему имени, и когда от вас пойдет поток новостей, более близких к вашему продукту, у вас уже будет канал распространения информации.

Создайте сообщество нужных вам людей. Помните, что на данном этапе вы не интересны журналистам. Чтобы вами заинтересовались в соцсетях, давайте о себе знать любопытными мини-новостями. Когда мы продвигали политический проект в США, то сделали следующую фишку. Открыли группу в Facebook, где поначалу ничего не писали о нашем проекте, но публиковали интересные посты, связанные с историей и политикой. Таким образом, мы создали базу людей, которым потом можно было рассказывать о самом проекте.

Важный момент в позиционировании и выстраивании информации о себе – понять, сколько стоит ваш бизнес. Чтобы понять, правильно ли вы себя оценили, скажите двум-трем людям, что ваш проект стоит, например, $2 млн. Если в течение шести секунд человек не согласился – вы ошиблись, а если хотя бы один из них согласился – вы оценили себя правильно.

На данный момент стандартный уровень первой капитализации у молодых бизнесов, привлекающих венчурное финансирование с США, – от $1 млн до $3 млн.

  • То есть если вам нужно минимум $300 тыс. на запуск проекта, и вы готовы отдать 30% бизнеса, значит, ваш стартап стоит $1 млн.

Продумайте основные рубежные линии вашего бизнеса. Самый главный момент в этой линии – переход точки безубыточности. От достижения предварительных договоренностей до получения инвестиций может пройти от полугода до года. На этот период необходимо создать медиаплан: найти информационные поводы, чтобы заявить о себе. Следует помнить, что люди инвестирует не в точки, а в линии, поэтому коммуникации должны быть последовательными. Должно быть видно, куда вы движетесь, и необходима возможность спрогнозировать будущее.

На инвесторов можно выйти только лично. Посещайте профильные конференции, приходите в хорошие коворкинги. На Западе коворкинги – это та информационная среда, которая помогает знакомиться предпринимателям с инвесторами. Вам необходимо попасть в эту среду. Инвестору должно быть комфортно с вами общаться, потому что он вас уже видел и знает.

Возьмите советника – человека с опытом получения финансирования на Западе. Либо создайте консультативный совет (advisory board), в который войдут такие люди. Обычно за это не нужно платить. Если в инвестиционном обществе людей из консультативного совета знают и доверяют им, а ваши советники доверяют вам, вы становитесь интересным для инвестора.

01.03.2016
Що нового
Популярне