На сайті здiйснюються технічні роботи, у зв'язку з чим можливе некоректне відображення статей. Просимо вибачити за тимчасові незручності.

Медиация как способ европеизации страны

Наразі цей матеріал доступний лише російською. Ми працюємо над тим, щоб додати українську версію. Перепрошуємо за тимчасові незручності.


Медиация как альтернатива решению споров в судебной форме обсуждается в деловых кругах Украины уже давно, причем в последнее время дискуссии по ее имплементации стали активнее. Медиация напоминает деловые переговоры, предмет которых – достижение консенсуса между деловыми партнерами. Именно поэтому представителям бизнеса импонирует такой способ решения споров. Ведь они постоянно сталкиваются с необходимостью договариваться, выстраивая свой бизнес.
Пример успешного введения медиации – опыт Германии, где эта процедура является частью судебного процесса и начинается сразу после поступления иска в суд. Медиатором выступает профессиональный судья. Институт медиации доказал свою действенность также в Великобритании: около 80% коммерческих споров решаются с ее помощью в течение одного дня.
Весомые преимущества медиации – ее гибкость, конфиденциальность, возможность сохранить партнерские отношения в будущем. Все эти факторы позволяют экономить материальные и нематериальные ресурсы компании. Кроме того, медиатор создает такие условия для сторон, которые удовлетворяют потребности каждой, что не только полностью устраняет конфликт, но и содействует налаживанию отношений и дальнейшему сотрудничеству.
Проблема введения этой процедуры в Украине лежит в административной плоскости, если вести речь о спорах с участием органа государственной власти. Если учесть, что одним из принципов медиации является инициативность сторон, то сложно представить себе в нынешних реалиях, чтобы орган власти проявил такую инициативу и предложил решить спор с помощью процедуры медиации. Согласно Закону “О государственной службе”, госслужащие действуют исключительно в рамках своих полномочий и в соответствии с Конституцией и законодательством Украины. То есть госслужащий ограничен в принятии решений на собственное усмотрение и обязан действовать только в рамках, установленных законом.
Если же говорить о спорах, в которых сторонами выступают субъекты хозяйственной деятельности, то тут медиация может стать более уместным и эффективным инструментом решения споров. В медиации, в отличие от судебного процесса, нет вердиктов, а есть взаимовыгодные решения, которые принимаются сторонами самостоятельно с использованием гибких, неформализированных правил. Если учесть коррумпированность, бюрократизм и непрозрачность процедуры принятия судебных решений в Украине, а также недоверие бизнес-сообщества к украинской судебной системе вообще, шансы медиации на распространение и более активное использование в украинской бизнес-среде значительно увеличиваются. Основными барьерами для введения медиации являются ее законодательная неопределенность и недостаток профессиональных медиаторов, которые могли бы оказывать услуги на высоком уровне.
Главное для бизнес-сообщества – это возможность решать споры и конфликты независимо от того, кто выступает второй стороной – государственный орган, субъект хозяйственной деятельности или физическое лицо, прозрачным, правовым и некоррумпированным способом. Именно поэтому в первую очередь следует обратить внимание на недостатки судебной системы, а медиация может стать действенным и эффективным вспомогательным средством.

24.11.2013
Що нового
Популярне