На сайті здiйснюються технічні роботи, у зв'язку з чим можливе некоректне відображення статей. Просимо вибачити за тимчасові незручності.

Шесть критериев оценки компетенции «стратегическое мышление»

Наразі цей матеріал доступний лише російською. Ми працюємо над тим, щоб додати українську версію. Перепрошуємо за тимчасові незручності.


Очевидно, что стратегическое мышление, как и любая компетенция, базируется на способностях человека, а значит, может присутствовать в той или иной мере уже изначально у любого руководителя. От компании требуется не только оценить наличие компетенции, но и создать условия для ее развития и применения. Это поможет выделить молодых менеджеров, которых выгодно развивать для формирования кадрового резерва.
В моей практике был проект, когда западная компания, купившая предприятия в Украине, должна была определить наличие требуемых штаб-квартирой компетенций, в частности, стратегического мышления. Кроме оценочного интервью, я предложила менеджерам выполнить несколько заданий. Одно из них состояло в том, чтобы они ответили на следующие вопросы:
Кем я себя вижу в компании через 3-5 лет?
Моя миссия, предназначение, роль в компании? Для чего я нужен?
Мои ценности, что для меня важно, чем я никогда не поступлюсь.
Мои принципы во взаимодействии с людьми: подчиненными, коллегами, руководителями, внешними партнерами и клиентами.
Кто мои клиенты в компании? Кого я обслуживаю, чьи потребности я обязан удовлетворять?
Кто мои клиенты за пределами компании?
Конкретные 2-3 цели на ближайший год, в том числе персональные цели профессионального, управленческого и личностного развития.
Это упражнение можно использовать в ассесмент-центре как при отборе новых руководителей, так и для тех, кто претендует на продвижение внутри компании.
Если организация сознательно формирует стратегическое мышление у менеджеров, можно использовать кроме внешних и корпоративных программ МВА участие в профессиональных конференциях и профессиональных клубах. А также участие в стратегических сессиях, внутренние ротации и стажировки в партнерских бизнесах, участие в стратегических проектах и руководстве межфункциональными проектами, делегирование полномочий, групповые дискуссии на актуальные темы, круглые столы с топ-менеджментом и разбором практических проблемных кейсов.
Таким образом, стратегически мыслящие менеджеры:
Ориентируются не столько на внутренние ресурсы, сколько на факторы внешней среды; не столько на сроки и угрозы, сколько на возможности и ключевых стейкхолдеров.
Формулируют видение любого проекта, опираясь не только на количественную, но и качественную сторону – добавленную ценность.
Принимают ежедневные решения на основе ценностей бизнеса – важных вещей для выживания и развития компании, используя многофакторный анализ.
Проводят изменения на основе миссии – понимания, для кого работаешь, какие именно потребности удовлетворяешь, какую ключевую компетенцию оттачиваешь, для развития какого продукта/услуги.
Выходят за рамки планов и процедур и принимают решения, исходя из целей будущего и эффективности, а не только коротких результатов.
Понимают, что сроки – не главное в стратегическом планировании, тем более в условиях ускоряющейся цикличности кризисов, главное – идеи, на которых компания может зарабатывать сейчас и в перспективе.
И наконец, от Генри Минцберга, высший пилотаж стратегического мышления заключается в «открытии новых стратегий, которые способны переписать правила конкурентной игры и предвидеть возможное будущее, кардинально отличное от настоящего».
Надо отметить, что на украинском рынке руководители со стратегическим мышлением не редкость, но это не гарантирует им успеха. Управляющие собственники с предпринимательской привычкой мышления часто ориентируются на короткий и быстрый результат с минимальными затратами. Они сами не дают возможности руководителям со стратегическим мышлением реализоваться. Статистика показывает, что даже хорошему продавцу в новой компании за первый месяц трудно показать высокий результат, а чтобы выйти на стабильный результат – нужен не один месяц. А если это директор по маркетингу, то новая маркетинговая концепция не может быть «поставлена на полку» в первый же месяц. Если ожидания собственника не оправдываются в первые месяцы, то часто он загружает директора по маркетингу операционной рутиной, чтобы быстрее «отбить затраты». Найти менеджера со стратегическим мышлением недостаточно, важно создать условия для реализации стратегических идей, развивать в команде топ-менеджмента в целом стратегическое мышление.

01.12.2014
Що нового
Популярне