На сайті здiйснюються технічні роботи, у зв'язку з чим можливе некоректне відображення статей. Просимо вибачити за тимчасові незручності.

Стратегичность как черта характера

Наразі цей матеріал доступний лише російською. Ми працюємо над тим, щоб додати українську версію. Перепрошуємо за тимчасові незручності.


Не всякий долгосрочный план является автоматически стратегическим. По своей первой специальности я плановик («Планирование промышленности»). Но долгосрочное планирование, которому меня учили, и стратегическое планирование, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Многие компании до сих пор ассоциируют стратегический план с долгосрочным. Многие вообще разочаровались в планировании и уверены, что в условиях неопределенности планировать невозможно вообще.
Разработка и реализация стратегического плана требует от компании определенных компетенций – стратегичности.
Жизнь человека представляет собой результат взаимодействия «его Я» и «сред его обитания». Некоторые люди меньше поддаются воздействию среды, некоторые больше. Некоторые – проактивны и в состоянии формировать внешнюю среду, некоторые – реактивны – просто реагируют на внешнюю среду. Есть люди, которые строят свою жизнь, а есть люди, которые строятся под жизненные обстоятельства.
Характеры компаний похожи на характеры людей. Есть компании стратегичные, которые строят свое будущее, а есть компании, которые строят долгосрочные планы. Кроме знания инструментов стратегического планирования и умения, которое приобретается компанией со временем и с опытом, компании отличаются друг от друга следующими компетенциями, которые определяют их стратегичность:
Мышление. Обычные компании часто строят планы, рассчитывая на имеющиеся ресурсы, не ищут революционных идей по изменению рынка и потребительского спроса, планируют на волне тенденций, сформированных другими компаниями-лидерами, строят стратегию “от прошлого к будущему”. Сказать, что мы вчера росли 150% в год, значит, завтра мы будем 300%, послезавтра 450%, а послепослезавтра – 600% – это не стратегия. Водочники иногда строят стратегию «если мы в прошлом году имели 24% рекламного времени на TV и 7% рынка, то завтра, купив 48% на TV, то будем иметь 14% рынка».
Компании стратегичные мыслят от “будущего к настоящему”. Стратегическое планирование ориентировано на использование новых дифференцированных возможностей, которые предоставляет будущее, в отличие от просто долгосрочного планирования, которое пытается оптимизировать современные тенденции под будущее.
Креативность. Обычные компании в реализации стратегии придерживаются принципа «исполнительности». Исполнительность считается доблестью, как говорили во времена плановой экономики, «план – это закон».
Компании стратегичные в реализации стратегии придерживаются принципа «креативности». Например, быстро перестроиться на е-продажи в классических сферах бизнеса; или вовремя отказаться от консервативного стиля и натуральности в дизайне магазинов и дизайне закупаемой одежды; или перейти к обслуживанию клиентов на дому; или в сети ресторанов предложить клиентам принимать участие в приготовлении и дизайне блюд. Вести за собой клиентов, быть более креативными, а не отставать от них.
Адаптивность. Реализация стратегий обычных компаний обусловлена внутренними решениями. Например, «вбухали столько денег в склады», надо как-то оправдать эти инвестиции. «Взяли по дешевке завод, теперь надо завести туда производство».
У компаний стратегичных реализация стратегии зависит еще и от внешней среды, и предполагает изначально диверсификацию плюс гибкую и адекватную реакцию на изменения. И тогда ВТО, декабрь и кризис не придут неожиданно.
Органичность. Обычные компании подходят к выполнению плана механистично. Например, я знаю, что некоторые компании используют компьютерные программы или шаблоны для заполнения и «получения своей стратегии». После этого также механистично отслеживают изменения в BSC не чувствуя рынка, не интересуясь клиентом, игнорируя происходящие на рынке изменения, которые не перестают происходить ежедневно, потому что «у нас есть стратегия и нам ее надо реализовывать».
Компании стратегичные с самого начала реализации своей стратегии начинают органический процесс создания качественно новой стратегии внутри той, которая реализуется. Стратегический процесс непрерывен. Он происходит постоянно. Стратегия – это продукт жизнедеятельности топ-менеджмента. Топ-менеджмент не должен спать от «от заката до рассвета» – от наезда до отъезда собственников, или от начала до конца финансового года.
Самый авторитетный человек в сфере стратегического планирования – Генри Минцберг («Взлет и падение стратегического планирования», 1994 г.), считает, что компании должны быть хитрее конкурентов (стратегия как ploy), уметь изобрести лучший способ добиться превосходства на рынке и завоевать лояльность клиентов и потребителей своих услуг.

21.02.2013
Що нового
Популярне