На сайті здiйснюються технічні роботи, у зв'язку з чим можливе некоректне відображення статей. Просимо вибачити за тимчасові незручності.

Технологии спасают жизни

Как работает Винницкий центр медицины катастроф
Наразі цей матеріал доступний лише російською. Ми працюємо над тим, щоб додати українську версію. Перепрошуємо за тимчасові незручності.


Телеком и IT-решения сильно упрощают жизнь и докторам, и пациентам.

«Скорые», которые прибывают в кратчайшие сроки после вызова благодаря онлайн-картам, доктора, которые с планшета консультируются с коллегами, «умное» медицинское оборудование, электронные карточки пациентов вместо бумажных потрепанных тетрадок с нечитаемыми надписями — такие вещи понемногу появляются в украинской медицине.

Одной из тестовых площадок для таких инноваций стал Винницкий центр медицины катастроф. «Скорые» здесь координируются с помощью интерактивной онлайн-карты с GPS-трекерами, кардиографы умеют обмениваться данными по пациенту с больницей, а звонки по 103 принимаются автоматически и обрабатываются в течение минуты с помощью специализованных программных решений.

tild3466-3538-4539-a435-613431366639__sam_2962

Винницкий центр медицины катастроф был создан в 2013 году: по закону, сети экстренной помощи в стране должны были объединиться в одну систему. Сейчас в центр входят шесть станций и 119 бригад «скорой помощи». Все звонки по 103 в области поступают в его диспетчерскую.

У центра есть свой небольшой дата-центр, до конца года в нем планируют автоматически обрабатывать все звонки по 103 в регионе, объединить базы данных с больницами и составить самую подробную онлайн-карту области, чтобы «скорым» было удобнее добираться. Редакция попыталась разобраться, как устроена работа центра с точки зрения технологий. Об этом нам рассказал Олег Сидоров, заместитель главного врача центра по техническим вопросам.

Мобильную связь для центра обеспечивает «Киевстар», серверное оборудование, его настройку и обслуживание – Hewlett-Packard, телефонию настраивала американская Avaya, софтверные решения для баз данных и работы для экстренных служб поставляла американская Eccentex, GPS-технологии – белорусская «Виалон».

Я очень рад, что подобные проекты появляются в Украине и что мы вместе создаем инновационную медицину. У нас отличные врачи, но они крайне ограничены в возможностях использования технологий и современного оборудования.

Евгений Кражан, директор по развитию бизнеса на корпоративном рынке компании «Киевстар»

 
По словам Евгения, пока проект в Виннице осуществляется за счет зарубежных спонсоров. «Но надеюсь, что вскоре государство, бизнес и частные инвесторы объединят усилия для развития украинской медицины», – говорит он.
 

Как автоматизируют call-центр

По нормам, у машины скорой помощи есть 10 минут, чтобы по городу добраться до пациента. Это значит, что у диспетчера, который принимает вызов по 103, около 50 секунд на его обработку. Это, в свою очередь, означает, что работать со звонками нужно быстро, и часть процесса желательно автоматизировать.

Проект по автоматизации всех входящих по линии 103 звонков сейчас находится в пилотной стадии, его тестируют около трех месяцев, но скоро собираются запустить полноценно.

При этом центр координирует не только экстренные вызовы, здесь обрабатываются обращения по транспортировке больных, выездные консультации (если в районе нужна консультация узкого специалиста), доставка крови по регионам, сюда же приходят вызовы в диагностический кардиоцентр и на пост психологической помощи.

Как это работает?

К примеру, на 103 звонит пациент. Звонок принимает диспетчер, не общаясь по старинке по телефону, а обрабатывая заявку в онлайн-форме. Он общается с пациентом максимум 50 секунд, затем передает его диспетчеру направления, и у него остается 10-15 секунд, чтобы оценить ситуацию: где живет больной, какой это вызов и какую бригаду к нему направить.
 
Все расположение машин скорой помощи отображается на карте – достаточно кликнуть мышкой, чтобы проверить данные по машине и статус бригады.
 
Все пациенты внесены в онлайн-базу данных, так что если человек звонит не впервые, то у диспетчера уже есть все данные о нем: телефон, адрес, имя, предыдущие жалобы, диагноз и лечение. Доступа к базам данных больниц у центра пока нет, но на эту тему ведутся переговоры. Все данные хранятся и обрабатываются в собственной серверной, а каждый процесс дублируется двумя серверами — для подстраховки на тот случай, если один выходит из строя.

Причем программа, в которой обрабатываются звонки, по схеме вопросов диспетчера и ответов пациентов умеет определять степень экстренности случая: если случай очень серьезный — это красный код, к пациенту направляется ближайшая скорая, если случай средней серьезности — желтый код, если рутинный (к примеру, простуда) — зеленый. Бригады «скорой» обслуживают экстренную помощь. А неэкстренную помощь оказывают бригады, которые расположены в самом центре — семейный врач, фельдшер и водитель.

Чтобы организовать работу, мы получаем связь по новой технологии SIP, которая, в отличие от старой, подходит не только для голосовых разговоров, но и для мультимедиа, SMS и почты. Сейчас мы от компании «Киевстар» получаем два независимых пакета по 20 линий, которые используем для приема звонков.

Олег Сидоров

 Как с помощью GPS и 3G координируются «скорые»

На каждой машине скорой помощи установлен GPS-трекер, данные обо всех бригадах, их перемещении, статусе передаются в центр. Любой диспетчер может открыть карту, проверить их расположение и даже отфильтровать по степени близости к пациенту. Когда центр принимает вызов, на карте, на месте жилья пациента, ставится флажок, и диспетчеру остается назначить бригаду «скорой», которая к нему поедет.
 
tild6539-3366-4830-b434-613734623439__9e700e2908813da6c68a2ce1d211f4a246b8f86637ac6f579cpimgpsh_fullsize_distr
 
У врачей в скорой есть планшеты с 3G, они нажимают кнопку «Принять вызов» — и статус конкретной бригады скорой сразу меняется. Диспетчер с компьютера может позвонить и в любую больницу, в один клик — к примеру, предупредить о том, что к ним подвезут пациента. После того, как бригада приехала к больному, врач меняет статус на «Прибыл к пациенту». Статусы бригады скорой отражают в онлайне все стадии помощи пациентам: «Еду на госпитализацию», «Закончил госпитализацию» и «Завершил вызов».
 
tild3061-3465-4132-b332-343332653164__screenshot_20160609130644
 
Во время осмотра врач на планшете заносит данные о том, что делает, в онлайн-форму 110 — карту вызова бригады медпомощи. Это информация об осмотре, диагнозе, лечении, которая будет нужна в дальнейшем.
 
tild6335-3034-4033-a237-383661353836__img_7893
 
В свою очередь, на планшеты врачам отправляются все данные о больном, его обращении и состоянии, кроме того, во всех планшетах есть система навигации, которая дает информацию о пробках, состоянии дороги, прорисовывает маршрут к дому пациента, рассчитывает время на дорогу. Благодаря такой автоматизации объем бензина, который используют «скорые», сократился на 20%.
Координируют скорые с помощью Google-карт. По словам замглавврача, уже несколько месяцев команда центра вместе с модераторами карт работает над тем, чтобы создать как можно более подробные карты районов области. На них собираются нанести не только все улицы и дома, но и больницы, школы, памятники, церкви — все, что может служить для «скорой» ориентиром и помочь ей быстрее добраться до пациента.

Если 3G-интернет пропадет, навигационная система подтянет GPS-метки из базы данных центра и все равно сможет простроить маршрут. В планшетах врачей также загружены карты, которые применяются для GPS-навигации. GPS-трекеры работают по GPRS-соединению. «По 3G и GPRS, как и по голосовой связи, мы сотрудничаем с «Киевстар», поскольку покрытие этого оператора у нас в области самое лучшее», — рассказывает Олег.

Сейчас команда центра работает над тем, чтобы детально задокументировать на онлайн-картах все районы области. В этом им помогают студенты Донецкого национального университета им. Василия Стуса, который в связи с войной переехал в Винницу. «Если вы посмотрите в Google Maps на карту любого маленького села в Украине, скорее всего, кроме названия и нескольких крупных улиц, ничего не увидите. Но в любом селе Винницкого района вы увидите абсолютно все дороги, улицы и дома», — говорит заместитель главврача центра.

M2M в медицине, или Как работают интернет-кардиографы

Бригады имеют при себе ЭКГ-аппараты с GSM-модулем и SIM-картой «Киевстар». Если бригада прибывает к больному и врачу срочно нужна консультация по его состоянию, такой кардиограф автоматически высылает кардиограмму больного в диагностический центр по GPRS. Вся передача занимает около 10 секунд. В диагностическом центре специалисты оценивают состояние пациента и дают рекомендации по диагнозу и лечению, которые высылаются на ЭКГ, а также врачу на e-mail.

Хорошо отработана схема, при которой мы со всей области доставляем больных с острыми коронарными синдромами в кардиологический центр в Винницу. Ведь мы по карте видим, когда бригада начинает везти к нам больного и отправляем навстречу еще одну бригаду, чтобы они встретились на полпути и больной быстрее попал в кардиоцентр.

Олег Сидоров

 
 
tild3834-3038-4435-b265-363439343639__img_4634
 
Кроме кардиографов, данные по локальной Wi-Fi-сети могут передавать и другие медицинские устройства — дефибрилляторы, мониторы состояния больного, но для этого все машины надо оснастить Wi-Fi-приемниками. Это для центра пока в перспективе.

Сейчас в каждой машине «скорой» по три устройства, которые подключены к мобильной сети. Команда центра планирует оснастить их четвертым, с GSM-модулем, которое дублировало бы их и было независимым от трех других, но позволяло бы бригаде принимать сообщения, менять статусы и т.д. Таким образом, надежность системы обмена данными между центром и «скорыми» еще повысится.

И онлайн-контроль за бригадами, и подключенные к интернету кардиографы в центре используют уже год. «По отзывам, все довольны, ведь никто в дальних селах не ожидает, что, к примеру, при инсульте пациента сразу же доставят в центр, сделают стентирование, коронарографию и уже на третий день выпишут», – говорит Олег Сидоров.

Планы на будущее

Область постепенно подходит к внедрению электронной карточки пациента. «В нашей области давно ведутся разговоры об этом, а несколько лет назад всем семейным врачам выдали компьютеры и ноутбуки, обязали завести электронные карты больных», — рассказывает Олег.

Подобную систему выстраивают и в областном департаменте здравоохранения. Она организована на программе «ЭЛИС: Электронная регистратура», постепенно диспетчеры начнут удаленно работать во всех регистратурах и приемных отделениях больниц Винницы и области. По пациентам будут вести электронные истории болезни, туда же будет добавляться и вся история вызовов в центр.

«Мы скоро запускаем диспетчерскую, следующий этап — состыковка наших баз данных с базами данных поликлиник и семейных врачей», — объясняет главный технический специалист центра.

По словам Евгения Кражана, проекты, как в Виннице, есть в Полтавском центре медицины катастроф и в Киеве.

Автор: Ольга Карпенко

Материал подготовлен в сотрудничестве с ain.ua

27.01.2017
Що нового
Популярне