На сайті здiйснюються технічні роботи, у зв'язку з чим можливе некоректне відображення статей. Просимо вибачити за тимчасові незручності.

Визия в квадрате. Как мечта влияет на эффективность

Наразі цей матеріал доступний лише російською. Ми працюємо над тим, щоб додати українську версію. Перепрошуємо за тимчасові незручності.


При обучении боевым искусствам тренеры часто поясняют, что бить нужно не «в предмет», а «сквозь предмет». Это придает удару дополнительную силу. Схожим образом действует и визия – в жизни человека и организации.
Визия – это мечта. Это желаемый образ себя в будущем. Чем ярче и масштабнее мечта – тем полезнее для дела. Трудность достижения делает визию мерилом собственного успеха. Яркий образ будущего позволяет действовать в настоящем. Осознание своей мечты помогает принимать важные решения – чем заниматься и (столь же важно!) чем не заниматься в своей жизни. У человека с визией есть шанс прожить свою, а не «скопированную» жизнь.
Сказанное относится и к организации. В управленческой риторике и литературе понятие «визия» активно используется. Для компании не менее важно осмысливать свое будущее желательное состояние и не забывать про него. Влияя на решения, осмысленная визия влияет и на достижение результатов.
И для человека, и для компании, можно выделить несколько уровней осмысления себя. Первый – это когда от осмысления отказываются – от лени, из страха, по недомыслию. На этом уровне люди и компании живут просто потому, что живут. Если им задать вопрос «что ты делаешь?», ответом будет – «работаю» или «произвожу продукцию», «оказываю услуги».
Тот, кто настроен просто работать, задает себе определенные рамки «необходимого труда». Труда, которым вынужден заниматься. Например, потому, что это социально приемлемо. Отсюда и желание позже начать, раньше закончить, сделать перерыв. Если у человека сложились такие отношения с работой, он привыкает к ним. Сотрудник начинает видеть и искать место, где можно получить больше, приложив меньше усилий.
Идея такого труда сама по себе не очень заманчива. Она вряд ли может вдохновить кого-то. Ее промоутеру надо будет добавить принуждения, или использовать безвыходность ситуации человека. И здесь совсем не обойтись без контроля.
Многие офисные жители занимаются таким вот трудом по необходимости, настраиваясь на то, чтобы жизнь на работе была полегче. А руководители и собственники компаний часто сами подталкивают их к этому. Они просто ничего не делают для того, чтобы человек понимал смысл существования компании и своей деятельности в ней, используя только контроль и нагоняи.
Немного более осмысленный вариант труда по необходимости – целенаправленное «зарабатывание денег» как эквивалента свободы и неких возможностей. Люди ходят на работу для того, чтобы отрабатывать должное и зарабатывать деньги, реализуя себя в увлечениях вне рабочего времени. Выглядит как жертва. К тому же осмысленная ориентация, в первую очередь, именно на деньги нередко уводит человека того, где он мог бы быть целостным…
Если говорить про организации, то ориентация исключительно на деньги формирует определенную культуру. Контрактные отношения «ты – мне, я – тебе» очень распространены. Но часто в компании нужно делать не то, о чем договорились, а то, о чем не договаривались. Или – не так, как договаривались. Или делать не только то, о чем договаривались. Поэтому людей в компании должны удерживать не только деньги, а еще лучше, если не столько деньги. А владельцы бизнеса очень часто забывают, что их деньги интересуют только их самих (или людей, которые хотят эти деньги отобрать). Сотрудников интересуют собственные деньги – и собственные жизни.
Визия человека – то, для чего мы живем. Это то, что останется после нас, или будет существовать в других людях вместе с нами. Это то, что создали мы, но что больше – нас. Может ли каждый найти свою визию? Думаю, да. Она может быть для человечества и для конкретных людей, реализовываться в мгновениях и оставаться на века.
Главное – это должен быть ваш личный смысл. Есть люди, которые живут с неким «изначальным» четким пониманием – для чего. Другим надо искать и найти этот свой смысл. Подталкивает к такому поиску, как правило, внутренний диссонанс, неудовлетворенность тем, как мы живем. Это и есть момент, когда нужно остановиться и поработать с собственными смыслами. Спросить себя: «зачем»? Зачем я хожу на работу? Зачем мне деньги? Зачем я живу? Каким человеком хочу быть?..
Так же и каждая компания может найти свою визию. Организации – это сообщества людей, которые работают для людей. Их еще иногда называют стейкхолдерами: клиенты, владельцы, сотрудники. Все они – люди, которые живут вместе с нами – здесь и сейчас. И которых точно не будет через несколько десятилетий. А у компании есть шанс остаться – после всех существующих стейкхолдеров – чтобы служить новым. Собственники, руководители и сотрудники могут оставить после себя нечто большее, к созданию чего они были причастны.
Компании, которые осознают свою визию, гораздо точнее ставят цели. Они не теряют время, энергию и деньги на то, что чуждо, бездумно заимствовано и не соответствует условиям, в которых живет организация. Такие компании гораздо точнее отбирают сотрудников. Для достижения определенной цели, реализации своей визии, нужны определенные люди. Представьте – чего добьется компания, в которой большинство сотрудников имеет возможность сознательно реализовать смысл своей жизни на работе?
Именно осознание визии владельцами и руководителями делает этот путь возможным. Если вы понимаете свою мечту, если организация, которую вы создали или которой управляете, стремится к своей визии, если люди, которые с вами работают, хотят того же, – скорее всего ваше дело станет по-настоящему великим.
В заключение – маленький пример того, как рождается визия. 30 мая 1889 года Норвегия встречала Фритьофа Нансена – человека, который впервые в истории географических исследований пересек ледяную шапку Гренландии. В восторженной толпе встречающих был человек, которого звали Руаль Амундсен. Как писал в своей автобиографии сам Амундсен, именно тогда внутренний голос словно произнес: «Вот бы мне пройти Северо-Западным морским путем!»
Северо-Западный морской путь соединяет Тихий и Атлантический океаны через Северный Ледовитый. При попытке пройти этим путем в 1847 году погибла экспедиция Франклина. Амундсен впервые прошел этим путем полностью по воде в 1903 – 1906 годах. Реализуя свою мечту, он достиг совершенства в организации полярных экспедиций. И стал первым человеком, покорившим южный полюс Земли. Путешествие к полюсу – кульминация эпохи полярных исследований, возможно, самое выдающееся путешествие в снегах. Много лет к этому достижению Амундсена двигала его личная визия.

09.11.2013
Що нового
Популярне