Украинское машиностроение: год в пролете

Отечественное машиностроение переживает достаточно сложный период своего развития, однако с уверенностью можно сказать, что оно сохраняет позиции одного из флагманов украинской промышленности. В первую очередь за счет исторически больших объемов поставок и долгосрочных отношений с ключевыми клиентами. В какой-то мере отрасль способна противостоять конкурентам по ценам и наработкам советской научной школы, однако возникновение необходимости «потесниться» на внешних рынках уже стало реальной угрозой.

На долю общего машиностроения приходится около 8% валового внутреннего продукта Украины. Это автомобильное, транспортное, тяжелое машиностроение, станкоинструментальная промышленность и электротехника. 

С начала нулевых годов украинское машиностроение развивалось стабильно высокими темпами с позитивной динамикой. Самые большие объемы производства товарной продукции были достигнуты в 2008 году — почти 64 млрд грн. Экспорт машиностроительной продукции составлял 27 млрд грн. Финансовый кризис негативно отразился на отрасли — в 2009-м объемы производства снизились на 58%. Особенно это коснулось автомобилестроения, тяжелого и транспортного машиностроения, удельный вес которых — наибольший в структуре продукции отрасли. Однако уже к началу 2012 года темпы роста производства практически восстановились. 

Несчастливый 2013-й

2013 год стал не самым удачным годом для этого сектора реальной экономики. Производство машиностроительной продукции в 2013-м снизилось почти на 18%. Соответственно, снизилась и выручка компаний. В целом же сокращение доходов машиностроителей от реализации в минувшем году составило около $4 млрд.

Объемы производства машиностроительной продукции в Украине, $ млрд 

Источник: Госстат

Наибольший спад наблюдается в производстве оборудования энергетического направления — 37,7%, особенно в части электрораспределительной и контрольной техники (-54,6%). На 57,4% падает автомобилестроение и на 33,2% — вагоностроение (с учетом локомотивов). В целом по году эксперты прогнозируют падение машиностроения на 20%.

Более всего пострадал сегмент вагоностроения. Производство продукции в данном секторе отечественного машиностроения снизилось на 60-80% в зависимости от предприятия. Виной всему — сокращение рынка вагонов в СНГ в целом на 15% из-за общего перенасыщения. Основной заказчик для украинских предприятий — Российские железные дороги — снизил закупку отечественных вагонов, да и немалую лепту в падение производства внесла ситуация с непродлением товарных сертификатов для представителей украинского вагоностроения. В целом подобная ситуация привела к сокращению выпуска вагонов, переходу на двухдневную рабочую неделю, и, по уверениям экспертов, в 2014-м ситуация вряд ли улучшится.

Единственным спасением для данного сегмента может стать помощь отечественного ж/д монополиста «Укрзализныци», в планах у которой — обновление транспортного парка. Так, согласно заявлениям главы Министерства инфраструктуры Максима Бурбака, в текущем году планируется выделить 11,2 млрд грн на обновление подвижного состава.

Украинские производители насосного и нефтегазового оборудования испытывают трудности в связи с ухудшением финансового положения их заказчиков. К примеру, российское ОАО «Газпром» в 2013 году сократило программу модернизации оборудования, что привело к снижению количества заказов для украинских производителей в том числе. 

Отечественные производители горнодобывающего и металлургического оборудования активно поставляют на внутренний рынок и наращивают свои позиции за рубежом. Так, компания «Горные машины» (с декабря 2013 года — Corum Group) наметила мощные выходы на рынки Китая, Вьетнама и Индии в части шахтной проходки, поставки горнодобывающего оборудования и проведения комплексных обслуживающих работ в этом сегменте. 

А вот для тяжелого машиностроения год оказался более-менее ровным. За счет получения долгосрочных контрактов на изготовление станкового, прокатного и энергетического оборудования многие предприятия получили портфельную загрузку вплоть до начала 2015 года. При этом компании наращивают инвестиции в производство: по общим подсчетам, в течение 2013-го в этот сектор и государством, и частными владельцами было вложено около $9 млрд инвестиций.

Каждому — по машине

Автомобилестроение сейчас находится в достаточно неоднозначном состоянии, хоть перспектива развития внутреннего рынка открывает новые возможности для отечественных автомобилестроителей. С одной стороны, оно получило льготные условия развития по причине импортных ограничений; с другой — это положение не может длиться долго, принимая во внимание негативную реакцию зарубежных торговых партнеров (например, Россия готовится оспаривать такие методы протекционизма). Украине придется либо уступить, либо быть готовой к санкциям. Доминирование крупноузловой сборки, отсутствие конкретных шагов по запуску автопроизводственного кластера в Запорожье и более высокое качество импортной продукции продолжают держать сектор в напряженном состоянии по отношению к внешним вызовам. В настоящей ситуации только производство грузовых автомобилей и автобусов может считаться относительно независимым и конкурентоспособным для выживания на внутреннем и внешних рынках. Старший аналитик по машиностроению инвестиционной компании «АРТ-Капитал» Алексей Андрейченко прогнозирует, что украинские автомобилестроители получат дополнительные заказы на автобусы, троллейбусы и трамваи в рамках Государственной программы активизации развития экономики на 2013-2014 годы. «Государство в рамках данной программы прогнозирует рост машиностроения в течение 2014 года на 10%. Украинские автомобилестроители могут ожидать дополнительные заказы на автобусы, троллейбусы и трамваи в рамках программы замещения импорта и программы «Школьный автобус», — прогнозирует эксперт. В связи с этим, по его словам, ряд отечественных машиностроительных компаний могут выиграть от реализации госпрограммы.

«Например, что касается программы замещения импорта, то муниципалитеты будут обязаны покупать транспорт с локализацией производства как минимум 80%, что делает тот же «Богдан Моторс» наиболее вероятным поставщиком», — убежден эксперт.

Экспортные амбиции и планы

Большая часть продукции машиностроения традиционно поставляется на экспорт. Особенно выделяется вагоностроение, где доля экспорта составляет 80%, авиастроение — например, 91% для «Мотор Сич» и практически вся продукция ГП «Антонов». В автомобилестроении объем экспорта снизился с 40% в 2011 году до 27% в 2013-м из-за введения утилизационного сбора в России еще в 2012 году. 

Отдельно стоит отметить увеличение экспорта машинотехнической продукции в 2013 году — на 6,45% по машинам и оборудованию и на 28,4% по транспортным средствам. Причем произошло это на фоне роста экспорта в целом лишь на 1,9% год к году. В общей сложности машин, оборудования и механизмов Украина экспортировала на $10,3 млрд, а импортировала на $15 млрд. 

На мировых рынках Украина считается самым крупным экспортером грузовых вагонов и входит в пятерку экспортеров локомотивов, хотя позиции вагоностроителей в этом году значительно пошатнутся из-за снижения спроса на украинскую продукцию в России с середины прошлого года. 

Что же касается конкретных предприятий, то экспорт все еще остается главным козырем для авиа- и транспортного машиностроения. «Мотор Сич» — один из лидеров авиадвигателестроения в мире, и позиции предприятия на экспортных рынках, в первую очередь в России, Китае и Индии, традиционно сильны. В этом году спрос на продукцию компании «Мотор Сич» в мире даже немного вырастет за счет роста поставок в Россию, несмотря на торгово-экономическую блокаду, стартовавшую в конце 2013-го. Сумское НПО им. Фрунзе является одним из двух крупнейших поставщиков «Газпрома» с долей в закупках последней на уровне 15-40%. «Зоря»-«Машпроект» поставляет продукцию в Россию и Китай, включая такую стратегическую продукцию, как двигатели для военных кораблей. Предприятие загружено заказами на 2014 год.  

«Запорожтрансформатор» 76% продукции отгружает на экспорт, его продукция котируется в СНГ и ряде азиатских стран, при этом активно развивается южноамериканское направление. Среди крупнейших производителей машиностроительной продукции выделяется холдинг «Горные машины», который только 17% продукции направляет на экспорт, но планирует увеличить этот показатель до 25% в 2013 году (компания не обнародовала результаты за 2013-й. — Ред.) и 40% к 2016-му.

Источник: Госстат, данные компаний

Экспортный потенциал украинских машиностроителей связан с историческим влиянием в регионе СНГ, в частности в вагоностроении, где половина производственных мощностей СССР была размещена в Украине, а самый большой спрос был в России. К таким же историческим связям можно отнести торговые отношения СМНПО им. Фрунзе, «Запорожтрансформатора», компаний «Мотор Сич», НКМЗ, «Зоря»-«Машпроект» и ГП «Антонов» со своими заказчиками в странах СНГ. Часть конкурентоспособности можно отнести на счет относительно низкой цены украинского оборудования в сравнении с аналогами развитых стран, где стоимость труда — намного выше. Такие конкурентные преимущества определяют экспортный потенциал отечественного автомобилестроения, двигателестроения и отдельных видов продукции для металлургического и горнодобывающего комплексов.

«Спрос на эту продукцию остается стабильным в странах СНГ, постепенно открываются новые рынки, такие как Индия, Китай, ЕС, страны Латинской Америки. Главным образом там покупают продукцию энергетического машиностроения (турбины, компрессоры, генераторы, трансформаторы), авиадвигатели, космическую и военную технику, вагоны и кабельную продукцию. Спрос на продукцию автомобильного и сельхозмашиностроения — плохой по причине низкого качества продукции», — говорит руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий.

 

Риски и перспективы

 

Основной риск для машиностроительной отрасли заключается в снижении спроса в нашем основном партнере в этом секторе — России. В условиях стагнации российской экономики возможно снижение закупок вагонов, локомотивов, самолетов, судов, автомобилей, двигателей, металлургического и горнодобывающего оборудования. Также важны перспективы спроса на украинскую машиностроительную продукцию в Европе и Азии, где одним из ключевых факторов будет темп роста китайской экономики. С этим показателем так или иначе связаны многие заказы в металлургической и добывающей отраслях, а также в двигателестроении и производстве трансформаторов. Возможности связаны с увеличением поставок украинской продукции в Южной Америке, где продвигается продукция энергетического машиностроения и авиастроения. Также поддержку может оказать отечественный спрос. В частности, инициативы правительства по вводу заградительных пошлин на автомобили направлены на поддержку украинского производителя. Поддержка также декларируется производителям самолетов, пассажирских поездов, электровозов, автобусов и троллейбусов, сельхозтехники и другого оборудования. Возможности украинского правительства по обеспечению локального спроса на эти виды продукции пока трудно определить из-за неопределенности с возможным поиском допрынков для сбыта продукции в текущем году, связанным с частичным перекрытием российского рынка. Пока инициативы правительства остаются декларативными. Рост спроса без использования бюджетных средств на продукцию украинского машиностроения можно ожидать в энергогенерации, где проходят программы модернизации производственных мощностей, в добыче угля, и портовом хозяйстве.

Еще одной важной тенденцией в развитии экспортного направления стала экспансия в Китай. Впрочем, не все машиностроители могут ориентироваться на китайский рынок. Речь идет в первую очередь о высокотехнологичном производстве, технологии которого еще не освоены в должной мере в Китае. Это — авиастроение, включая авиадвигатели. У компании «Мотор Сич» в Китае есть несколько проектов, и этот рынок является для нее третьим по важности после России и Индии. ФЭД также интенсивно работает в этом же направлении. «Зоря»-«Машпроект» поставляет для Китая силовые установки на десантные корабли на воздушной подушке. Эксперты отмечают, что предприятиям выгоден китайский рынок, потому что там существует значительный спрос на высокотехнологичную продукцию, которую сами китайцы пока не в состоянии полностью воспроизвести. Но вряд ли стоит это называть новой волной экспансии.

Источник: Госстат

Чего ждать сектору в 2014-2015 годах? Вряд ли отрасль сумеет подняться после такого солидного падения, отмечают эксперты. Рост вероятен за счет экспортных поставок, и он может составить до 10%. С другой стороны, следует выделить такие угрозы, как старение кадров, технологическое отставание по ряду позиций, привязка к цене импортируемого газа, конкуренция со стороны стран с более дешевыми факторами труда, дипломатические отношения. Все вышеперечисленные факторы могут не самым лучшим образом сказаться на украинском машиностроении. По мнению экспертов, многие вопросы помогло бы решить точечное стимулирование перспективных направлений и отдельных предприятий в виде льгот, беспроцентных кредитов, экспортного финансирования.

14.12.2013
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА