В режиме stand-by

Non progredi est regredi*
Украинский рынок телеком-услуг вступил в стадию зрелости. Сегодня мобильны все — проникновение связи в стране более 130%. Другими словами, у каждого третьего украинца есть еще одна сим-карта, которой он пользуется в целях экономии, звоня время от времени на сеть другого оператора.
Здесь еще можно «откусить» свою часть, сделав абоненту предложение, которое лишит резервную сим-карту смысла. Но в целом расти вверх рынку уже невозможно. Только вширь.
Последний год мы активно вводим именно пакетные тарифы, это достаточно типичное явление для зрелого рынка. Но, как и все новое, оно вызывает некоторую настороженность у абонентов. У нас привыкли платить за количество минут. Но нынешняя связь — это не только «голос» и передача данных, это еще и контент. И если мы начнем тарифицировать его по той же схеме, что и в свое время минуты — это не понравится никому. Потому что это будет ощутимо дороже, чем платить за пакет. Гораздо оптимальнее платить условную «гривну в день», разговаривать и пользоваться интернетом в широких пределах, чем считать минуты и мегабайты, боясь неожиданно потратить все имеющиеся на счету деньги.
Вот пример Евромайдана: в декабре у нас ощутимо «подпрыгнул» трафик — и голосовой, и мобильного интернета. Стали звонить родственникам и друзьям, отслеживать новости в интернете, причем с мобильных устройств. Но финансово абоненты этого не ощутили — возросшая активность все равно в основном оставалась в рамках пакетов.
Мы фиксируем рост использования мобильного интернета с тех пор, как стал оплачиваться именно пакет, а не услуга «помегабайтно». При этом связь очень дешевая. Средняя прибыль от абонента у нас сравнима с Бангладеш, хотя Украина — государство с куда более дорогой стоимостью жизни.
Сейчас экономический климат в стране ухудшается и это сказывается на телекоме. За все 15 лет существования мобильной связи в Украине ежегодный вклад операторов в ВВП равнялся 5%. А в 2013-м — только 3%. Это признак ощутимого падения, причина которого в том, что сегодня страна технологически отстает от других европейских государств. Есть такое понятие «цифровой разрыв», когда несоответствие доступных технологий коммуникации требованиям времени ведет к экономической деградации общества. Его мы сегодня и переживаем. Причем загвоздка не в том, что операторы не способны предоставить пользователям адекватные услуги. Технологически — способны. Но фактически — не можем из-за позиции государства.
Все упирается в отсутствие доступа к новым поколениям связи. Семь лет назад лицензия на частоты была выдана ООО «ТриМоб», дочернему предприятию «Укртелекома». Результат — в Украине так и не развернута общенациональная сеть связи третьего поколения. А потолок GSM уже достигнут, дальше в этих технологических границах мы не можем расти. Как бы ни хотели.
Да, сегодня мы пытаемся перекрываться, развивая направление В2В — специализированные отраслевые телекоммуникационные решения для бизнеса. Это перспективное направление. И то, что со временем рынок В2В обгонит насыщенный рынок В2С — несомненно. Таков глобальный тренд. Но в Украине это произойдет не в следующем году. И даже не в 2015-м. Операторы застыли в «режиме ожидания»: мы готовы к качественному технологическому рывку, который пока искусственно сдерживается государством.
Если сравнивать нашу ситуацию с Европейским союзом, то, конечно, рынок ЕС гораздо более развит с точки зрения законодательства. В Европе в нашей сфере действует принцип «технологической нейтральности». Такой подход открывает операторам доступ к новым технологиям — госорганы лишь сохраняют контроль за адекватностью тарифной политики.
Сегодня я еще могу говорить о зрелости рынка. Но если не произойдут изменения в позиции государства — зрелость сменится стагнацией. «Не идти вперед — значит, идти назад», — говорили древние римляне. Надо отдать им должное. Они знали, что говорят.
*Non progredi est regredi — «Не идти вперед — значит, идти назад»

02.04.2013
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА