Ми працюємо над тим, щоб зробити сайт україномовним. Слідкуйте за оновленнями!

«Вечная молодость» бизнес моделей

На днях я прочитал любопытную статью на тему мне близкую, будоражащую профессиональное любопытство. Эта статья из McKinsey Quarterly расставляла правильные акценты в сегодняшней бизнес среде.

Есть идеи?

Конечно же, они говорили об инновациях. Однако на этот раз речь шла не о гаджетах и нанотехнологиях, а о бизнес-моделях. Бизнес-модель, как отмечает Александр Остервальдер, это своего рода чертеж или схема, по которой функционирует компания. Мне посчастливилось побывать на трехдневном мастер-классе Алекса, где он подробно рассказал о том, как он видит создание, развитие и улучшение бизнес-моделей компаний. Алекс – потрясающий спикер, его рассказ был полон ярких примеров компаний, сумевших изменить мир. Я был счастлив!

Но когда улеглись первые эмоции, мне стало не по себе. Среди более чем 80 участников мастер-класса не было ни одного представителя не только Украины, но и Восточной Европы. Меня окружали потрясающие профессионалы из Западной и Северной Европы, обоих Америк и даже Азии. Все они работали либо в консалтинге, либо собирались запустить свой стартап, либо же их организации проходили через драматические изменения и требовали апгрейда бизнес модели.

Я уверен, что знание, не пропущенное через практику, бесполезно. Тем обиднее было осознавать, что потрясающие бизнес-технологии останутся для меня теорией. Я все задавался вопросом: ну как же у Биткойн получается расти быстрее любого банка? Как Сoursera конкурирует с лучшими бизнес- (и не только) школами? В конце концов, любимый всеми Uber так неожиданно «сломал» привычную бизнес-модель такси, что спровоцировал демонстрации и протесты заскорузлых таксистов.

А чем же хуже мы? Неужели наши бизнес-модели, практически неизменные десятилетиями, работают как швейцарские часы?

Кстати, аналитики видят угрозы продажам швейцарских часов со стороны новых Apple Watch. Согласно Bloomberg.com, продажи швейцарских часов упали в мае 2015 года на 8,9%. Это самое резкое падение продаж с ноября 2009-го (да-да, тот самый кризис). Безусловно, целый ряд факторов повлиял на статистику продаж, и в первую очередь сильный швейцарский франк. Однако большинство аналитиков «винят» во всем Apple с очередной своей инновацией. То есть снова нашлись смельчаки, сумевшие «взорвать» стабильную, прибыльную и уверенную в себе индустрию.

Так вот, McKinsey в своей статье предлагают алгоритм подхода к созданию инновационных бизнес-моделей:

1. Определите главные элементы бизнес-модели, принятые в индустрии.

2. Разложите традиционные убеждения «по косточкам».

3. Переверните традиционное убеждение «с ног на голову».

4. Проверьте, работает ли ваша гипотеза в других индустриях.

5. Инкорпорируйте новое убеждение в бизнес-модель.

Например, один из главных элементов бизнес-моделей многих FMCG* (и не только) компаний – это бренды. Чтобы бренды были популярными и хорошо продавались, много-много потребителей должны о них узнать.

Логическая цепочка традиционного маркетинга, т.е. традиционное убеждение, выглядит примерно так: «Чем больше потребителей знают о бренде (осведомленность), тем больше его покупают (пробная покупка) и, соответственно, тем больше покупают его постоянно (лояльность)». Называется это «воронкой продаж» и, что самое удивительное, было придумано то ли в 1898-м, то ли в 1924 году…

Вот только мир с тех пор немного изменился. На смену газетам пришло телевидение, на смену телевидению – интернет, книжные магазины закрываются, потому что в каждом iPad есть своя «полка с книгами». Турагентство? Слышал о таких, но пользуюсь booking.com, а все чаще airbnb.com… Словарь? Да, сейчас куплю в Appstore – всего $1,99 и обновляется сам. Хотел купить пылесос – прочитал 60 отзывов на пяти сайтах по бытовой технике, кликнул, ввел кредитку, привезли, оставил отзыв, 10 человек лайкнуло, магазин написал «Спасибо» и предложил скидку на утюг за лайк.

Почему, когда и как пересматривать свою бизнес-модель? О создании и изменении бизнес-моделей и немного о маркетинге я поделюсь с вами в цикле заметок, который открываю этой статьей.

30.09.2015
Что нового
Популярно
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА