Вещь в себе

По сути, IoT - это интернет, захватывающий реальный мир.
Популярно

Роботы и гаджеты теперь могут не только помогать человеку, но и общаться между собой. Имя их сети – Интернет вещей.

  • Интернет вещей (Internet of Things, IoT) – новая стадия развития интернета, когда к нему подключено больше гаджетов, чем людей. Его век начался примерно в 2008-2009 годах, когда количество устройств в сети обогнало численность населения земли.

IoT объединяет окружающие нас объекты в компьютерную сеть. Они обмениваются информацией между собой и работают в режиме реального времени без вмешательства человека.

По сути, это интернет, захватывающий реальный мир.

Сэмюэл Грингард, американский исследователь IoT, утверждает, что большая часть физической инфраструктуры для создания виртуального мира вещей уже существует. Это повсеместно распространенные и всепроникающие коммуникационные сети; датчики, способные выявлять действия и события окружающей среды; компьютеры, которые обрабатывают огромные массивы данных. Но сегодня подключенные устройства и умные системы находятся лишь на ранней стадии своего развития. Пока они могут предложить ограниченные возможности и функции и ценны лишь в некоторых областях.

интернет_вещей_внутренняя2

Исследования Ericsson Consumer Lab также свидетельствуют о том, что 94% мировых компаний уверены, что IoT будет оказывать все большее влияние на глобальные рынки и индустрии в последующие три года. Несомненно, будет присутствовать некоторое давление со стороны требовательных пользователей, а также неизбежны барьеры со стороны регуляторных органов. Но все вызовы кажутся незначительными на фоне огромных возможностей для бизнеса, которые открывает интернет вещей.

К 2020 году в мире будет насчитываться около 50 млрд подключенных устройств. А среднестатистическая семья из четырех человек к тому времени будет использовать около 50 подключенных гаджетов — в три раза больше, чем сегодня.

IoT начинается с окружающих нас устройств, которые широко используются в городской инфраструктуре, в автомобильных системах и в домах. Они постоянно генерируют данные, которые с помощью IT-инструментов (в том числе облачных) можно собирать, сохранять и анализировать, извлекая новые знания для более эффективной эксплуатации техники. При этом полноценная реализация концепции интернета вещей зависит от отраслевой специфики каждого проекта.

Транспортные решения

Интеграция сетевых решений в сфере транспорта позволит значительно повысить уровень безопасности на дорогах. Лидеры автопроизводства сегодня уделяют особое внимание разработке технологий, которые обеспечат автомобилям выход в интернет. К примеру, решение Ericsson Connected Traffic Cloud позволяет подключенному транспорту и дорожному патрулю обмениваться данными о ситуации на дорогах в режиме реального времени, а также управлять транспортными потоками с помощью облачных технологий. В ближайшее время ожидается бурный рост использования систем такого рода в современных автомобилях. Более того, согласно распоряжению Еврокомиссии, с 2017 года все новые модели автомобилей должны быть оснащены системой электронной безопасности eCall. В случае ДТП eCall автоматически вызовет экстренную службу помощи и сообщит координаты места происшествия. Сервис позволит сократить время прибытия экстренных служб на место происшествия на 40% в городе и на 50% в сельской местности.

В Украине тоже появились свои IoT-решения. Например, разнообразные сервисы по отслеживанию городского транспорта.

Так, во Львове работает приложение LvivTransportTracker, которое позволяет подобрать самую удобную развязку и маршрут, а также наблюдать за передвижением необходимого маршрута. Реализована такая возможность благодаря установке устройств с SIM-картами Киевстар в каждом из видов транспорта. Похожий сервис существует и в Киеве – EasyWay, однако здесь применяется GPS-трекинг.

интернет_вещей_внутренняя1

В целом, власти Львова сейчас лидируют в части внедрения телеком-технологий в урбанистические решения. Благодаря появлению отслеживания транспорта, в городе организован Центр управления дорожным движением. Сервер собирает данные о загруженности дорог и регулирует циклы светофоров в городе. Это позволяет разгрузить проблемные места. Кроме того, на самих светофорах установлены датчики, которые позволяют отменить включение красного света там, где это возможно. Например, если главная дорога загружена, а второстепенная – пустая, поступает сигнал и красный свет не включается. Также организована и «зеленая волна» для трамваев.  

Новые модели продаж

Лидеры розничной индустрии тоже осознали перспективы IoT, постоянной коммуникации и анализа поведения клиентов. Так, Amazon, на основе данных о просмотренных и приобретенных товарах, сообщает пользователю о продуктах, специальных предложениях, которые могут его заинтересовать. В Amazon подсчитали, что 30% продаж приходятся на их систему рекомендаций.

Интернет вещей может успешно войти и в коммунальную сферу. К примеру, программы защиты окружающей среды и возрастание спроса на электроэнергию имеют сильное давление на существующую инфраструктуру, а также индустрию энергетики и транспорта потребуют усиления межмашинного взаимодействия, и распространение умных домов будут им в помощь. В то же время решения из области интернета вещей, такие как умные счетчики Smartmeter или технология eCall, уже  успешно применяются на практике в Европе и США.

Более того, Пер Ола Кристенссон, преподаватель по человеко-машинному взаимодействию в Университете Сэнт-Эндрюса (Великобритания), видит предпосылки к прогрессу в области коммуникаций посредством устройств с малыми экранами, например, телефонов. Специальные сенсоры будут считывать движения глаз и передавать их в устройство, что позволит управлять телефоном, даже не прикасаясь к нему. Или, скажем, моргнув, поставить фильм на паузу в телевизоре. Впрочем, исследователь сомневается в блестящем будущем интерфейсов, соединяющих систему с рецепторами мозга напрямую. По мнению Кристенссона, такие технологии станут успешными только для людей с особыми потребностями, у широкого круга пользователей они не найдут достаточного отклика из-за необходимости хирургической операции.

Будущее рядом

Но IoT можно использовать не только в транспорте или продажах, а и, к примеру, в диспетчеризации лифтов. Во Львове «Львовгорсвет» совместно с Киевстар запустили проект улучшения их обслуживания.  В городе установили 1000 SIM-карт формата М2М, которые работают в режиме GPRS и по дозвону на номер диспетчера. Теперь связаться с ремонтниками в случае неисправности можно за считанные секунды – во-первых, благодаря специальным терминалам работа лифтов отслеживается в режиме реального времени, во-вторых, связь функционирует бесперебойно, в отличие от устаревшей проводной системы.

Многие решения внедряются и усилиями частных компаний. «Львовоблэнерго» устанавливает современные счетчики, благодаря которым можно видеть потребление электроэнергии онлайн. Компании, которые монтируют теплосчетчики, предлагают централизованную систему управления отоплением для домов – специальное оборудование позволяет снимать показания со всех устройств, температурные показатели на улице и регулировать нагрев на лестничных площадках и в коридорах.

16.09.2016
Что нового
комментарии
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА