Ми працюємо над тим, щоб зробити сайт україномовним. Слідкуйте за оновленнями!

Волшебная таблетка

Несмотря на мировой кризис и общий экономический спад в стране, фармацевтическая отрасль в Украине растет быстрее, чем остальные сферы экономики.

Более того, украинский фармацевтический рынок на сегодняшний день один из самых быстрорастущих в мире — начиная с 2007 года, его объем демонстрирует двузначные темпы прироста.

Среди игроков безусловных лидеров пока нет. По состоянию на конец 2012 года в Украине работало 116 фармацевтических предприятий. «Фармацевтический рынок Украины очень фрагментирован при жесткой конкуренции – на топ-10 компаний приходится только около 30% рынка, в то же время доля рынка топ-10 компаний на глобальном уровне составляет около 50-60%», – приводит статистику генеральный директор «Санофи-Авентис Украина» Жан-Поль Шоер.

При этом, только итогам 2012 года фармацевтический рынок Украины показал рост 16,9%, а его объем превысил 31,7 млрд грн. или 1,96 млрд упаковок. Из них 27 млрд грн. (1,26 млрд упаковок) — лекарственные препараты, продажи которых за год в денежном выражении увеличились на 17,4% или на 5,5% в натуральном. В абсолютных величинах объем продаж лекарственных средств еще не достиг уровня рекордного 2007 года, он уже превысил продажи в 2008–2011 года, планомерно восстанавливаясь до докризисного уровня потребления медпрепаратов.

От Советского Союза Украина унаследовала достаточно мощную, по сравнению с другими постсоветскими республиками, производственную и научно-техническую базу.

«Украинская фармацевтическая отрасль является наиболее успешной на постсоветском пространстве и может предложить потребителю качественные лекарственные препараты по доступной цене», — отмечают в корпорации «Артериум». Однако украинские фармацевтические компании производят единицы оригинальных препаратов. Львиная доля их продукции – это аналоги западных лекарств (дженерики), популярность которых базируется на их низкой цене. Лидером украинского фармрынка по выручке в 2012 году является отечественная компания «Фармак» — ее продажи в прошлом году достигли 1,7 млрд. грн. (5,5% оборота рынка).  Для развивающихся стран это почти уникальный случай. Например, в России в рейтинг десяти самых успешных компаний местные фармзаводы попадают лишь изредка. 

Государство со своей стороны не торопится поддерживать украинские фармкомпании. «Поддержка отечественных производителей со стороны правительства носит идеологический характер и не закреплена законодательными актами. А значит, украинские компании вынуждены конкурировать с иностранными коллегами на равных в условиях рыночной экономики», — говорит аналитик компании SMD Евгений Живодерников.

При этом уровень потребления фармпродукции на душу населения в Украине остается низким по сравнению с другими странами Европы. «Расходы на лекарства в Украине составляют около $84 на душу населения в год. Это мало для страны с населением 45 млн. человек. Например, в России они составляют $174 на душу населения», — продолжает Жан-Поль Шоер.

Это, по мнению экспертов, играет на руку украинскому фармрынку — в ближайшие два-четыре года его объем превысит 40 млрд. грн. Такие темпы роста (рынок растет в среднем на 16% ежегодно) делают отечественную фармацевтическую отрасль привлекательной для инвестиций как со стороны производителей, так и дистрибьюторов.

«При относительно небольшом объеме украинского рынка большая численность населения формирует значительный потенциал для развития. Стратегические инвесторы, которые еще не представлены в Украине, часто готовы заплатить высокую цену за местного игрока, чтобы получить возможность выйти на рынок Украины», — отмечает Константин Магалецкий, принципал компании Horizon Capital.

При этом речь не идет о покупке таких крупных игроков, как «Фармак», «Артериум» и др. «Некоторые из производителей второго и третьего десятка по объемам производства показывают темпы роста значительно больше, чем рынок в среднем, при этом достигая рентабельности производства около 30%. И именно компании, которые быстро растут, интересны инвесторам», — говорит Мирослав Табахарнюк, основатель компании «МТ-Инвест», вице-президент УСПП.

Дешевые дженерики

Согласно прогнозам, ближайшие годы будут ознаменованы значительным ростом глобального рынка фармацевтических препаратов-дженериков (лекарственные средства, на действующее вещество которого истек срок патентной защиты).

«В Украине доля дженериков — около 80% рынка. Отчасти это связано с отсутствием страховой медицины и, соответственно, частичного возмещения стоимости лекарств хотя бы пациентам с хроническими и тяжелыми заболеваниями», — говорит генеральный директор «Санофи-Авентис Украина».

При этом топ продаж за минувший год четко демонстрирует, что оригинальные препараты покупают не менее активно, чем дженерики.

Как результат, украинскими предприятиями уже интересуются дженериковые компании из Восточной Европы. Для этих производителей расширение бизнеса здесь является стратегическим направлением, ведь их оборот на 50% зависит от продаж в странах СНГ.

Новая модель

В комплексе все указанные тенденции говорят об одном – пришел конец модели в которой фармацевтические компании занимаются исключительно разработкой новых лекарств. «Фармацевтические компании должны стать компаниями в сфере здравоохранения, т.е. выйти за рамки предоставления только лекарств и предлагать комплексный подход — продукты и услуги, диагностику, программы профилактики, повышать уровень осведомленности  пациентов и т.д.», — уверен гендиректор «Санофи-Авентис Украина» Жан-Поль Шоер. С распространением Интернет и СМИ меняется и роль пациентов: они активнее вовлечены в процесс лечения и во все, что связано с их здоровьем, а цифровые технологии меняют форму общения врача и пациента.
Успех же фармацевтических компаний в Украине будет в первую очередь зависеть от решений государственных органов. Украина является единственной европейской страной, в которой не существует никакого механизма реимбурсации (государственного возмещения определенной доли стоимости лекарств населению) амбулаторного потребления лекарственных средств.

«Рост украинского фармацевтического рынка возможен за счет увеличения финансирования государственных программ по лекарственному обеспечению и введения медицинского страхования. Повышение стандартов качества и требований к производству, переход на более эффективные схемы лечения – также повлияют на рост цен и рынка», — отмечают в отечественной корпорации «Артериум».

Вопрос внедрения государственных программ реимбурсации активно обсуждается в Украине уже около десяти лет, но непосредственное его внедрение еждегодно откладывается и переносится — этот вопрос неразрывно связан с внедрением страховой медицины. Согласно планам, гражданам будут возвращать 25, 75 или даже 100% от стоимости медицинских препаратов. В программу будет включена пожилая часть населения, т.е. малоимущие люди, ветераны и другие, которые будут покупать лекарства по референтным, т.е. четко установленным ценам, которые будут утверждаться на государственном уровне.

«Введение в Украине медицинского страхования и реимбурсации станут ключевыми факторами роста рынка», — уверен Жан-Поль Шоер. Так, в России уже на протяжении нескольких лет функционирует система дополнительного (или льготного) лекарственного обеспечения, которая компенсирует стоимость лекарственных средств для амбулаторного лечения населения выплатами из государственного бюджета. В общей сложности объем бюджетных закупок лекарственных средств в России составляет около 30% от объема фармацевтического рынка, в то время как в Украине менее 15%. То есть из кармана потребителя в России обеспечивается 70% оборота рынка лекарственных средств, а в Украине – 85%.

19.08.2014
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА
Big Data School
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ