Взаимовыгодное сотрудничество стартапов и крупных компаний: миф или реальность?

О необходимости поддержки молодых предпринимателей и стартаперов в последние годы не говорит только ленивый. И это неспроста, так как отток потенциально успешных команд за границу увеличивается в геометрической прогрессии. Эстония, Латвия, Литва, Польша, Канада на государственном уровне запускают специальные программы на сотни миллионов евро по привлечению из Украины лучших специалистов, инновационных предпринимателей. Но находится всё больше людей, которые берут на себя ответственность за движение и развитие молодых предпринимателей внутри страны. Яркий тому пример – Телеком-акселератор 2.0 Radar Tech при поддержке Киевстар. Чего ожидать участникам проекта и на какие результаты можно надеяться – спросим у менторов проекта – советника по цифровым и информационным технологиям Киевстар Алексея Мася и CEO Креативного пространства «Часопис» Алёны Калибабы.

— Расскажите, как пришла идея акселератора?

Алёна Калибаба:

В прошлом году группа товарищей – представители стартап индустрии, технологий, венчурного, инновационного бизнеса и просто предпринимателей обсуждали что делать, чтобы приостановить релокацию украинских стартап-команд. Многие из нас работали с такими командами, и мы отметили эту негативную тенденцию. Факт того, что многие команды, имеющие большой потенциал и ясную идею уезжают за пределы страны, очень тревожил. Мы решили поискать на отечественном рынке компании, которые готовы бы были поддержать и посотрудничать с молодыми предпринимателями. Во время тяжёлой и горячей дискуссии мы задавались вопросом: если есть крупные корпорации, которые ищут инновации, а молодые предприниматели и маленькие компании хотят развиваться, то есть ли возможность «поженить» их? Собственно, эту гипотезу мы решили проверить. В течении 2х недель мы вели переговоры с разными крупными компаниями и Киевстар оказался самым быстрым и подвижным, и уже через месяц мы начали подписывать контракт о сотрудничестве и реализации первого проекта – Телеком-акселератора.

— В каком формате происходит сотрудничество? Ведь найти точки соприкосновения между крупной компанией и небольшими стартапами достаточно сложно. 

Алексей Мась:

Формат, в котором мы нашли возможность посотрудничать – это корпоративный акселератор. Подобные проекты реализованы многими крупными компаниями в мире. В случае Украины у нас цель одна – показать стране, что у стартапов есть возможность взаимовыгодного коммерческого запуска продуктов совместно с крупными компаниями. Конечно же, с одной стороны – это дополнительные усилия со стороны компаний, с другой стороны – это риски. Но это и не для слабаков, а только для тех, кто готов работать 24/7, работать в ритме корпораций. Понимая эти нюансы, всё возможно.

Алёна Калибаба:

КРІ первого акселератора – один коммерческий запуск, в конечном итоге мы вышли на четыре. Из них два решения уже реализовано. Примечательно, что одно из них – социальной направленности, три остальных – коммерческие.     

Алексей Мась:

Сотрудничество может быть совершенно разное. Один из проектов, победивших в прошлом году – это Virbox 360. Команда этого стартапа еще в декабре 2016 года подписала договор с Киевстар, в рамках которого предоставила контент 360* для платформы vr.kyivstar.ua  и установила 40 комплектов брендированных Virbox Teleport Stations в магазинах сети Киевстар. Virbox также стал частью рекламной кампании 3G-интернет.

— Так что же из себя представляет Телеком-акселератор 2.0?

Алексей Мась:

В этом году мы решили повторить проект, несколько его усовершенствовав. Телеком-акселератор 2.0 – это уникальная конкурсная программа поиска, акселерации и интеграции инновационных идей в сфере телекоммуникаций. В поисках команд мы посетили несколько городов, рассказывали о возможности участия в акселераторе везде, где только можно обнаружить стартап-сообщество. И, как оказалось, такой промо-тур дал свои плоды: на участие в Телеком-акселераторе 2.0 мы получили в полтора раза больше заявок, чем в прошлом году.   

Алёна Калибаба:

Перед акселерационной программой мы провели Idea Garage — смесь управляемого мозгового штурма, хакатона и возможность peer-to-peer поработать с корпоративными экспертами Киевстар для того, чтобы участники могли покрутить свою идею. Это было последнее публичное мероприятие перед закрытием конкурсной программы, которая длилась 2 месяца. Заявки мы принимали до 18 июня. Уже могу отметить, что в этом году заявки более качественны и зрелые.

Алексей Мась:

Из полученных заявок мы отобрали 30-ку, которая проходит неделю преакселерационного интенсива: на Unit.Factory с утра до вечера для участников будут проводиться лекции, практические воркшопы, индивидуальная работа, менторские speed-dating. По итогам преакселерации мы снова отсеиваем часть участников. Отбор проходит в таком виде, чтобы не тратить 3 месяца, когда уже в середине понятно, что решение стартапа не может быть интегрировано в бизнес. Фильтрация происходит в несколько этапов и для того, чтобы и сами участники поняли, насколько они готовы, насколько доработано их решение. После преакселерации 10 команд заходят на акселерационную программу, которая будет сосредоточена на запуске идей и кооперации с Киевстар. План пилота будет прорабатываться с каждой командой. Менторы со стороны Телеком-Акселератора и со стороны Киевстар будут сопровождать команды, чтобы хорошие решения не потерялись.

Алёна Калибаба:

В этом году Акселератор проходит в Unit.city, как площадке наиболее технологичной. Программа будет состоять из модулей. Почему мы так сделали? По опыту знаю, что модульная система – это наиболее гибкая система обучения, удобная для команд из других городов. 6 недель – это работа в поле, которая включает в себя валидацию, пилотирование и доработку идей для того, чтобы в финале уже можно было бы выходить с решением, которое можно запускать. Последняя неделя посвящена подготовки к демо-дню: где участникам нужно будет показать «что же мы в течении 3х месяцев делали».

— Сейчас на рынке очень много различных обучающих форматов для молодых предпринимателей. Чем отличается акселератор от ему подобных программ?

Алексей Мась:

Основное отличие нашего акселератора от других – он бесплатный для участников. Мы оплачиваем питание и проживание команд во время учебных модулей, предоставляем рабочие места, а также программу по пилотированию идей участников в рамках акселерации. Это не совсем учёба, это больше похоже на подготовку пилота продукта для того, чтобы посмотреть полетит он или не полетит, целесообразен ли он экономически. Оценка проводится вместе с корпорацией. Основная цель — коммерческий запуск проектов.

Алёна Калибаба: 

Добавлю, что после окончания акселерационной программы мы не бросаем своих выпускников, мы продолжаем их сопровождать, у нас есть эксперты, которые их поддерживают. В прошлом году, когда первый акселератор подошёл к концу, мы совместно с Киевстар общей командой сделали работу над ошибками, немножко переформатировали программу, потому что мы тоже учились в процессе. 

— Каковы ваши ожидания от этого проекта?

Алексей Мась:

Мы уже точно знаем, что в этом году команды более сильные. Надеемся, командам удастся себя проявить и успешно запустить своиакселе

07.07.2017
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА