Заметки путника: Китай

В 2008 году после деловой поездки в Китай, пришедшейся аккурат на старт кризиса, я выпустил колонку, в которой поделился своими наблюдениями от текущей ситуации в этой стране. Спустя два года, я вновь побывал в Народной Республике и вернулся с не меньшим количеством впечатлений и выводов, чем и спешу поделиться с уважаемыми читателями «Киевстар Бизнес Дайджест».
Если два года назад меня удивляли, а иногда заставляли содрогнуться контрасты этой страны, в частности в отношении организации производства (завод одного из поставщиков представлял собой несколько почти сараев времен постройки Мао Цзэдуна с покрасочным цехом на улице и сборочным на месте явно бывшего гаража. А второго – чистенькое 4-х этажное здание), то на этот раз откровенно повеселила мировая кооперация.
Представьте себе огромный производственный комплекс (25 000 человек), построенный специально для производства электронной продукции под марками мировых брендов. Здесь на соседних линиях спокойно уживаются непримиримые конкуренты, которые в свое время перенесли производство в более «дешевую» зону. Казалось бы, экономически выгодный ход в ближайшем будущем может обернуться для мировых производителей потерей рыночных позиций. Дело в том, что постепенно экспертиза заказчиков в области R&D переходит к местным производителям, и они создают собственные высокотехнологичные продукты и «выращивают» бренды.
С другой стороны, аналогичные местные предприятия, которые не развивали экспертизу, в скором времени рискуют остаться не у дел. Низкоквалифицированные специалисты, работающие здесь, наблюдая за ростом доходов у их более удачливых и «продвинутых» коллег, взявших курс на высокие технологии, требуют повышения заработных плат. В результате — растет себестоимость производства и чтобы сохранить конкурентоспособность по цене, производители снижают качество продукции, что естественно не делает ее более привлекательной для покупателей.
Какой была ситуация ранее? Китай успешно побеждал в низком ценовом сегменте, выигрывая либо за счет дешевого рабочего труда, либо за счет очень квалифицированных специалистов и экспертизы, но также за доступные деньги. Некоторым особо успешным предпринимателям удавалось сочетать и то, и другое, но это было большой редкостью. Что происходит сейчас? Ситуация меняется. Набравшись опыта и заработав первые деньги, китайские производители начинают задумываться о качестве. Соответственно, вчерашний сомнительный ширпотреб заменяют товары в средней ценовой категории и приемлемого качества. Те же, кто активно использует технологии, могут себе позволить перейти в верхний сегмент (для примера, цены в среднем сегменте за последнии 2 года увеличились здесь на 20%).
Время дешевого Китая отойдет. Кто займет его место? Объективно на рынке высвобождается ниша в низкой ценовой категории и появляется шанс для тех, кто сможет создать необходимые производственные условия. Вряд ли это будет Украина. Накладные расходы, сопутствующие производству, «поглотят» все конкурентные преимущества. Для нашей страны более интересен путь развития технологических компетенций и конкурирование на уровне интеллекта. В частности в сфере ИТ, бесполезно пытаться угнаться за дешевизной той же Индии, а вот предоставлять уникальные услуги и продукты высокого качества (которое уже сегодня под силу обеспечить нашим производителям) вполне возможно. Для этого необходимо создать условия, которые бы способствовали развитию отрасли.
Для решения этих задач формируется лобби-сообщество, выступающее от имени всего ИТ-рынка Украины. Подобные организации существуют по всему миру и в других отраслях нашей страны. Их опыт говорит о том, что даже конкуренты могут работать вместе для того, чтобы добиваться результатов, значимых для всех. Тем более что по факту за годы независимости, ИТ-компании по отдельности «нарешались» только на одно из последних мест по развитию ИТ в Европе и на первое место по неиспользованию собственных ИТ-ресурсов. Не все гладко. За 20 лет ИТ-индустрия Украины развивалась прекрасно и без помощи государства. Наступила глобализация и сейчас необходима помощь государства для создания условий, паритетных с ИТ-бизнесами других стран, чтобы быть конкурентоспособными на внешнем рынке и защитить свой рынок от импорта ИТ-услуг.

01.05.2014
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА