Ной Юваль Харари
Человек разумный. Краткая история человечества
23.05.2018
рекомендует
Издатель: Vintage Digital, Год выпуска: 2014 (перевод на русский - 2016)

Человек разумный. Краткая история человечества

Рекомендовано Киево-Могилянской Бизнес-Школой
Авторы
Ной Юваль Харари
Дата обзора
23 мая 2018
Слушайте обзор
0:00 0:00
411

Рейтинги:

— Бестселлер по мнению The Sunday Times

— Книгу рекомендует Билл Гейтс

— Бывший президент США Барак Обама считает эту книгу достойной внимания

Основная идея

Чтобы постичь ход человеческой истории, нужно разобраться в трех крупнейших революциях, через которые прошел вид homo sapiens. Все началось с когнитивной революции примерно 70 тыс. лет назад. Далее произошла аграрная революция, которая стартовала 10 тыс. лет назад. Третьей стала научная революция, которой всего 500 лет. В этой книге рассказывается о том, какое влияние эти три революции оказали на людей и как сформировался тот мир, в котором мы живем.

Особенности homo sapiens

Животные, весьма схожие с современными людьми, появились 2,5 млн лет назад, однако на протяжении бесчисленных поколений они не выделялись среди миллиардов иных существ, с которыми делили среду обитания. Древние люди ничем не отличались от животных.

Более того, homo sapiens был лишь одним из видов животных, похожих на людей. Хотя на сегодня остался единственным. Были и другие виды homo: neanderthalensis, soloensis, denisova и т.д. Есть популярное заблуждение, будто все эти виды сменяли друг друга как преемники. На самом деле еще 20 тыс. лет назад несколько человеческих видов существовали одновременно.

У homo sapiens есть одна особенность, которая помогла ему выиграть конкуренцию среди видов homo, – размер мозга. У млекопитающих весом 60 кг средний объем мозга – 200 см3, а у людей – 1200–1400 см3. И этот орган нелегко прокормить: он потребляет 25% всей расходуемой телом энергии. Древним людям было непросто содержать такой «аппарат» в голове, но, как показала эволюция, это было выгодно.

Другая особенность человека – прямохождение. Кроме неимоверных плюсов здесь были и минусы, например сужение бедер, а значит и родовых путей женщин. В то же время размер головы младенцев увеличивался.

На протяжении долгого времени после рождения ребенок остается зависимым от родителей. Это обстоятельство привело к развитию у человека необычайных социальных свойств. Вырастить полноценного человека способно только племя или община.

Homo sapiens сделал стремительный рывок, чего не удавалось ни одному другому виду. Он появился всего 150 тыс. лет назад и относительно недавно перешел на верхнюю позицию в пищевой пирамиде. Мы поспешно прорвались во власть со всеми плюсами и минусами, присущими такой скорости.

18


Когнитивная революция

Где-то между 70 тыс. и 30 тыс. лет назад homo sapiens стал совершать довольно не­ожиданные поступки. Человек вышел из своей колыбели, Африки, обошел другие виды homo, добрался до Европы и Восточной Азии, а 45 тыс. лет назад оказался в Австралии. Люди изобрели лодки, масляные лампы, лук, иголку – эти небывалые достижения стали плодом когнитивной революции. Есть теория, которая утверждает, что генетические мутации изменили внутреннюю настройку мозга и люди обрели умение думать и общаться, используя слова.

Уникальность нашего языка в том, что мы способны сообщать о вещах, которые ни разу не видели, не слышали и не нюхали. Это способность обсуждать вымысел. Таким образом, люди научились создавать общую для всех мифологию. Так была достигнута небывалая способность к гибкому сотрудничеству в больших коллективах.

Людям удалось объединиться в группы, города, армии и целые империи. В этом помог язык вымысла. Любое широкомасштабное человеческое сотрудничество вырастает из общих мифов, из того, что существует исключительно в воображении людей: боги, нации, корпорации, деньги, права человека, законы, справедливость. За тысячелетия люди научились создавать чрезвычайно сложные сюжеты. И это не было ложью. Воображаемая реальность – это то, во что верят все.

Более того, люди научились изменять мифы, в том числе о власти, как это произошло при переходе от монархии к демократии. Таким образом, культурная революция обогнала эволюцию генетическую. Люди научились быстро корректировать свое поведение и передавать навыки следующим поколениям.

Когнитивная революция – это момент, когда история расходится с биологией. Да, мы остаемся животными, но мы научились жить большими группами, создав таинственный клей, соединяющий общины и нации. Это и сделало человека царем всего живого.

Аграрная революция

До аграрной революции население Земли не превышало количества жителей современного Каира. Большинство человеческих групп основную часть времени проводило в пути, перебираясь с места на место в поисках пищи. На этом этапе истории люди выбирали наиболее гибкий, оптимальный способ прокормиться. Большую часть калорий они получали от собирательства, а также от охоты. Для этого понадобились не только инструменты, но и знания о сезонах, типах растений, повадках животных.

Интересно, что первобытные племена, которые живут в наше время при подобном укладе, отдают труду не более 35–45 часов в неделю. А ныне в развитых странах работают по 40–45 часов, в бедных – до 80 часов. На самом деле доаграрное общество ученые характеризуют как изначально благополучное. Приблизительно 45 тыс. лет назад человеку удалось, казалось бы, невозможное – добраться до Австралии. 12 тыс –14 тыс. лет назад он достиг Америки, когда между Сибирью и Аляской открылся сухопутный переход из-за падения уровня океана. И тот, и другой пример показал ужасающее влияние человека на экосистему: целые виды животных истреблялись десятками. Не стоит верить сентиментальным идеям о том, что предки жили в согласии с природой. Это, мягко говоря, не совсем правда.

Примерно 10 тыс. лет назад человек начал менять свой способ жизни и пропитания. Люди поняли, что можно заняться выращиванием некоторых видов растений и животных, что даст намного больше пищи, чем собирательство и охота. Так началась аграрная революция. Пшеницу и коз одомашнили примерно 11 тыс. лет назад, горох и чечевицу – 10 тыс., оливу – 7 тыс., лошадь – 6 тыс., виноград – 5,5 тыс. лет назад. И сегодня 90% всех калорий мы получаем из тех немногих видов растений, которые человек приручил именно в тот период.

20

Автор утверждает, что аграрная революция – это не благо, а величайшая в истории афера. Да, произошел демографический взрыв, но среднестатистический скотовод или земледелец работал больше, а питался хуже, чем собиратель или охотник. Например, исследования показали, что в доаграрных племенах насилие было причиной примерно 15% смертей, а в аграрную эпоху эта цифра выросла до 35%. Постепенно с хищной природой человека отчасти удалось совладать с помощью более сложных социальных структур, в частности государств, но на это ушли тысячелетия.

Одним словом, аграрная революция была ловушкой для отдельной личности, но благом для вида homo sapiens в целом. Как могли люди просчитаться столь роковым образом? По той же причине, по которой они вечно обманываются. Наши предки не смогли предугадать, что с увеличением урожаев пшеницы вырастет и количество детей, которых нужно будет кормить. Поля нужно будет обрабатывать и женщинам, поэтому дети вместо молока будут получать кашу, от чего их иммунитет ослабеет. Оседлость повышала риск инфекционных заболеваний. Но выхода уже не было: ловушка захлопнулась.

Мы хотели сэкономить время, а вместо этого переключили беговую дорожку на следующую скорость. И этот принцип сохраняется до наших дней. Достаточно хотя бы посмотреть, сколько сообщений в день получает сейчас житель цивилизованного мира.

Наши предки приняли ряд несложных решений с простой целью – наполнить желудки и обеспечить кое-какую безопасность. Но в совокупности эти решения вынудили древних охотников и собирателей таскать под жарким солнцем бесчисленные сосуды с водой и без остановок поливать пшеницу.

Последствия аграрной революции

12 тыс. лет назад на земном шаре было от 5 млн до 8 млн людей – кочующих охотников и собирателей. А 2 тыс. лет назад осталось 1 млн – 2 млн кочевников и 250 млн крестьян.

Начался новый этап развития человечества, и одна из его особенностей – работа с будущим. Крестьяне, строя планы в своем воображении, уносились вперед во времени на годы и десятилетия. Теперь от людей уже кое-что
зависело, в отличие от времен охотников и собирателей.

Появились излишки пищи, которые стали топливом прогресса. Благодаря им зародились политика, войны, искусство и философия. Историю творили очень немногие, а все остальные тем временем пахали землю и таскали ведрами воду.

Люди все чаще селились вместе сначала в деревнях, потом в городах, еще позже – в мега- полисах. Ведь появилась неслыханная прежде возможность создавать царства и торговые пути, соединяющие множество деревень и городов. Правда, почти все эти большие сети сотрудничества служили для угнетения и эксплуатации.

Появились большие города Древней Месопотамии, Китайская и Римская империи. Все они были основаны на воображаемом порядке и существовали за счет социальных норм. То есть не в силу инстинкта либо личного знакомства всех участников, а благодаря вере в одни и те же мифы, будь то свод законов Хаммурапи в Древней Месопотамии или Декларация независимости США. Принцип иерархии или равенства существует лишь в богатом воображении сапиенсов, в тех мифах, которые люди сочиняют и рассказывают друг другу. Объективной истиной эти принципы не являются.

Воображаемый порядок – не злонамеренный заговор и не пустой мираж. Напротив, это единственный способ, с помощью которого могут эффективно взаимодействовать огромные человеческие массы.

Миф рассеивается, как только в него перестает верить большинство, в отличие от природного порядка (например, силы всемирного тяготения). Чтобы сохранить воображаемый порядок, нужны постоянные сознательные усилия, в том числе в форме принуждения. Но нужна не только сила – важна вера. Как сказал один из политиков: «Штыками можно добиться многого, но сидеть на них не­удобно». Тем более что насилие организовать не так и просто. Ведь армию невозможно создать лишь одним насилием. Хотя бы часть офицеров и солдат должна во что-то верить:
в честь, отечество, деньги.

Как заставить людей искренне поверить
в воображаемый порядок – демократию или капитализм? Во-первых, никогда нельзя признавать, что порядок – воображаемый. Во-вторых, нужно обучать людей соответствующим образом с самого детства. Тогда получается, что воображаемый порядок существует в голове миллиардов людей и в одиночку его не изменить. Существующий миф может подорвать лишь одно – новый мощный миф.

Феномен письменности

Социальный уклад людей относится к сфере воображения. Поэтому на генетическом уровне эта информация не сохраняется и не передается. Требуется сознательное усилие для всех этих законов, обычаев и процедур, в противном случае социальный уклад мгновенно распадется.

Для такого объема информации одного мозга недостаточно. И где-то между 3500–3000 гг до н.э. в Южной Месопотамии неизвестный гений придумал систему хранения информации за пределами человеческого мозга – письменность.

Сначала система письменных знаков была далека от сегодняшних возможностей, но постепенно она улучшалась – и наступил момент, когда человек смог выразить любые мысли на носителе, который мог существовать вне его, дольше его жизни.

Но появилась другая сложность: нужен был метод упорядочивания письменной информации. Каталогизация, систематизация появилась чуть позже. Благодаря ей люди научились мыслить по-другому, иначе воспринимать мир. На смену свободным ассоциациям и холистическому мышлению пришел бюрократический анализ.

22

Объединение человечества

После аграрной революции человеческие сообщества становились все сложнее и больше. Сформировались вторичные инстинкты, позволявшие миллионам людей эффективно сотрудничать, – культура.

Интересно то, что в каждой культуре есть противоречия. Например, современный мир не может в полной мере объединить свободу и равенство. Такие казусы – двигатель креативности и развития.

Сегодня можно говорить о глобализации, но всего несколько сотен лет назад существовали тысячи миров с действительно разными культурами. Но с ростом империй, все более интенсивной торговлей, географическими открытиями все поменялось: начала доминировать европейская культура.

В І веке до н.э. сложились три потенциальных миропорядка, впервые позволяющих видеть мир и весь человеческий род как нечто единое. Первым стал экономический порядок – всех объединили деньги. Вторым – политический: складывались империи. Третьим – религиозный: возникли мировые религии.

Запах денег

С образованием городов и государств, развитием транспортной инфраструктуры у людей появились новые возможности для специализации. Но тут же возникла проблема: как наладить обмен товарами?

Можно решать этот вопрос бартером, но с ростом количества специализаций он перестает работать. Сложную экономику таким образом не построишь. Большинство обществ придумало более эффективный инструмент – деньги.

Само по себе это изобретение не требует технологических новшеств. Это в чистом виде интеллектуальный прорыв, без которого торговые сети и рынки не могли бы бесконечно расти и усложняться. Это – система доверия, более того, всеобщая и самая совершенная система взаимного доверия за всю историю человечества. Почему мы верим в золото или доллар? Потому что окружающие верят тому же. И именно потому, что деньги – это доверие. Финансовые системы увязаны с политическими, социальными и идеологическими.

Деньги объединили планету в целостную экономическую систему. Люди продолжали говорить на разных языках, поклонялись разным богам, повиновались разным царям, но в золотые и серебряные монеты уверовали все.

Из века в век мыслители и пророки всячески принижали деньги, видя в них корень всех бед. На самом же деле они являются высшим проявлением толерантности. Деньги требуют большой открытости мышления. Это единственная созданная людьми система доверия, которая перебрасывает мост через любые пропасти.

В основе денег лежат два принципа: универсальная конвертируемость и универсальное доверие. Но у этих принципов есть и обратная сторона: они могут разрушить местные традиции, близкие связи и человеческие ценности. На их место приходит беспощадный закон спроса и предложения.

Век империй

Почти все народы XXI столетия – потомки той или иной империи. Это особый политический уклад с двумя неотъемлемыми свойствами. Во-первых, чтобы считаться империей, нужно объединить под своей властью множество разных народов. Во-вторых, у империи подвижные границы и ненасытный аппетит. Она готова переваривать все новые народы и территории. Поэтому именно из-за империй разнообразие культур существенно сократилось.

Империи на протяжении 2500 лет были основной формой политической организации. Стандартный набор строителя империи – войны, порабощения, депортации, геноцид. Но были и преимущества: единое право, налаженная городская жизнь, стандартизация. Поэтому со временем «они» превращались в «мы».

Любая современная цивилизация хотя бы отчасти представляет собой наследие империй и имперской культуры. И никакие политические или научные операции не способны «ампутировать» это наследие, не убив «пациента».

XX век пришел под эгидой национальных государств, но, возможно, в ближайшем будущем нас ждет новая империя – глобальная. Ведь есть все больше и больше поводов защищать не только народные, но и общечеловеческие интересы. Например, проблема глобального потепления. Всемирная империя создается у нас на глазах, и склеивать ее воедино будет общая культура и общие интересы.

24


Научная революция

Последние 500 лет – это период беспрецедентного роста могущества человека. За это время население Земли увеличилось в 14 раз, а производство – в 240 раз. Этот исторический процесс называется научной революцией. Человечество создало союз науки, политики и экономики и тем самым приобрело принципиально новые возможности.

Современная наука отличается от традиционного знания по трем параметрам. Первый – готовность признать свое неведение. Второй – ключевая роль наблюдений и вычислений. И третий – расширение возможностей, а не удовлетворенность лишь теорией.

Научная революция не была революцией знания – она была, в первую очередь, революцией невежества. Все изменила мысль о том, что людям неизвестны ответы на самые важные вопросы. Это не позволяла себе сказать ни одна религия.

Установилась прочная связь между наукой и технологиями, чего раньше не было. Правители не инвестировали в науку с целью получить новые технологии – этот подход появился лишь в последние 500 лет. Раньше в государствах были учебные заведения, которым поручалось распространять традиционные знания и поддерживать стабильный порядок. Но сегодня все поменялось, и особенно это касается военно-промышленного комплекса.

Научная революция породила веру в прогресс. Раньше мир держался на верности традициям. Но по мере того как наука решала одну проблему за другой, укреплялась вера в то, что люди смогут преодолеть любые трудности с помощью знаний.

Не стоит забывать, что наука – не вещь в себе. Она формируется под влиянием экономических, политических и религиозных интересов. Наука не способна устанавливать для себя приоритеты и решать, как распорядиться своими находками. Это делает идеология.

Союз науки и власти обеспечил рывок Европы и ее победу над Азией. Еще в 1775 году доля Азии в мировой экономике составляла 80%. Но за последующие десятилетия эта пропорция кардинально поменялась. Ученые обеспечили империализм практическими знаниями, идео­логическими оправданиями и технологиями. А империи отплатили ученым защитой, поддержкой самых странных и фантастических проектов и распространением научного способа мышления повсеместно.

Прорыв капитализма и промышленности

В 1500 году на душу населения Земли приходилось в среднем $550 годового дохода, а сегодня – $8800. Как удалось осуществить столь ошеломительный экономический рывок? Одна из ключевых его причин – капитализм.

Пожалуй, главная находка капитализма – это долгосрочный кредит. Раньше бизнес воспринимали как игру с нулевой суммой, и если давали взаймы, то на короткий период времени и под большие проценты. Соответственно, новые предприятия открывались редко, экономика не росла. А значит, никто не верил в рост, и даже те, у кого были деньги, не спешили их давать в кредит. Ожидание стагнации к ней и приводило.

Но потом появилась идея прогресса. Люди стали все чаще полагаться на будущее. Из доверия рождается кредит, кредит ускоряет реальный рост экономики, а благодаря росту экономики укрепляется вера в будущее. Отсюда следует, что увеличение дохода частных предпринимателей есть источник роста всеобщего богатства и процветания. Экономист Адам Смит не зря заявил, что эгоизм – высшая форма альтруизма. Конечно, с важной оговоркой: богатые тратят прибыль на новые фабрики, а не на вычурные удовольствия. Потому капитал отличается от богатства. Капитал – это деньги, имущество и ресурсы, которые вкладываются в производство.

Но вскоре капитализм превратился в нечто большее, чем экономическая доктрина. Он создал собственную этику: экономический рост – и есть высшее благо. Правда, эта система работает только тогда, когда идея прогресса подтверждается. Пока что человечество успевает получать новые знания и технологии до того, как пузырь лопнет. Но до каких пределов может увеличиваться экономический пирог?

Для экономического роста одного кредита недостаточно – нужны еще энергия и сырье. Всякий раз, когда этих двух составляющих не хватало, дополнительные средства вкладывались в исследования, и в результате появлялись принципиально новые виды энергии и сырья. Этот рывок произошел во всех сферах производства и получил название «промышленная революция».

Как известно, первый виток промышленной революции обеспечил паровой двигатель. Позже – двигатель внутреннего сгорания. Но еще более стремительный взлет совершило электричество, без которого сегодня тяжело вообразить жизнь.

По сути, промышленная революция была революцией конвертации энергии. Человечество увидело, что вокруг нас – бушующий океан энергии. Например, мы для производства потребляем столько энергии в год, сколько Земля получает от Солнца за полтора часа.

Промышленная революция способствовала неимоверному скачку продуктивности производства. Но появилась другая проблема: кто все это купит? Так пришел век шопинга и консьюмеризма. Без этого капитализм не выживет: ему нужно, чтобы беговая дорожка мировой экономики крутилась все быстрее и быстрее.

Капиталистическая и потребительская этики – две стороны одной медали, две дополняющие друг друга заповеди. Первая заповедь – заповедь дельца: «Инвестируй». Заповедь всех остальных – «Покупай».

Счастье

Мы живем в новом мире, где превалирует культ времени, урбанизация, расширение прав простого человека при девальвации ценностей семьи и коллапсе местной общины. Человек чувствует себя более одиноким и уязвимым перед безликой мощью государства и рынка.

За последние 1500 лет человек был свидетелем череды прорывных революций. Но стали ли мы счастливее? Историки редко задаются таким вопросом, а ведь он – самый важный из всех вопросов.

Общепринятое определение счастья – субъективное благосостояние. Оказывается, что семья и круг общения влияет на уровень счастья больше, чем деньги. Скорее всего, счастье в том, чтобы наполнить жизнь смыслом и найти ее цель.

411
kmbs
Интеллектуальный партнер проекта Digest