Скоринг: что такое кредитный скоринг и как он работает

20 января 2020
Решения
icon
270

Если вы хотите отличить добросовестных клиентов от кредитных мошенников и неплатежеспособных людей с большей точностью, воспользуйтесь банковским (кредитным) скорингом.

Что такое банковский скоринг

Скоринг – это используемая банками и микрокредитными организациями система оценки платежеспособности клиентов. В ее основу заложены методы статистического анализа данных о клиенте.

Как работает кредитный скоринг

Система банковского скоринга использует различные модели и специальные компьютерные программы, например FICO Capstone Decision Accelerator, которые позволяют детально проанализировать информацию о заемщике за очень короткое время.

Иногда количество параметров оценки клиента может достигать 1000. По каждому параметру человеку начисляют определенное количество баллов, которые потом суммируются. Чем выше итоговый скоринг-балл, тем более благонадежным считается клиент.

Например, начисляют баллы (за что и сколько баллов начислять – каждая организация решает самостоятельно) даже за графу, где нужно указать пол заемщика. Обычно более ответственными клиентами считаются женщины, поэтому их скоринг-балл за этот пункт будет выше. Таким же образом оцениваются все данные потенциального заемщика.

Зачем вашему бизнесу скоринг

  • Скоринговые системы помогает снизить потери банка в связи с невозвращением кредитов.
  • Скоринг ускоряет обработку заявок на получение займа.
  • Дает возможность проводить централизованную и продуманную кредитную политику.
  • Также это дополнительная защита от кредитного мошенничества.

Скоринговые модели для оценки кредитоспособности

Для определения скоринг-балла кредиторы применяют различные скоринговые модели.

  1. Application-scoring, «скоринг заявки, обращения», – самая распространенная модель скоринга. Заемщик заполняет анкету, данные обрабатываются компьютером и работник банка получает ответ – давать кредит или нет.
  2. Behavioral-scoring, «скоринг поведения», оценивает вероятные финансовые действия заемщика, помогает составить прогноз изменения платежеспособности на основе действий человека за определенный отрезок времени.
  3. Fraud-scoring – модель базируется на статистической оценке вероятности мошенничества со стороны потенциального клиента.

Сегодня для скоринга также используются современные инструменты на базе Big Data. К примеру, это может быть информация мобильного оператора о тратах на связь, интернет или роуминг. Также для скоринга используют данные сервисов такси, доставки или покупок онлайн. Специалисты оценивают среднюю сумму трат, частоту использования сервисов, магазинов и много другое.

Кроме того, современные скоринговые системы способны не только обрабатывать введенные пользователем данные, но и самообучаться (Machine learning). Учитывая модель поведения существующих заемщиков, системы самостоятельно корректируют свою оценку потенциальных клиентов.

Скоринг на основе BigData от Киевстар

Для решения задач бизнеса мы предоставляем современные проверенные продукты. В их основе BigData – это большой объем различной информации, которая постоянно обновляется, методы ее обработки и анализа.

Источником BigData являются действия пользователей в интернете, информация из соцсетей, блогов, CRM-систем, СМИ, базы данных, показания приборов и датчиков, транзакции, кредитные истории и многое другое. Используя этот объем информации для создания аналитических моделей, мы можем предложить:

  • кредитный скоринг в кредитовании физических и юридических лиц;
  • карты оценки кредитного риска;
  • антифрод-скоринг, чтобы улучшить ваш прогноз и многое другое.
icon
270