Если вы хотите отличить добросовестных клиентов от кредитных мошенников и неплатежеспособных людей с большей точностью, воспользуйтесь банковским (кредитным) скорингом.
Что такое банковский скоринг
Скоринг – это используемая банками и микрокредитными организациями система оценки платежеспособности клиентов. В ее основу заложены методы статистического анализа данных о клиенте.
Как работает кредитный скоринг
Система банковского скоринга использует различные модели и специальные компьютерные программы, например FICO Capstone Decision Accelerator, которые позволяют детально проанализировать информацию о заемщике за очень короткое время.
Иногда количество параметров оценки клиента может достигать 1000. По каждому параметру человеку начисляют определенное количество баллов, которые потом суммируются. Чем выше итоговый скоринг-балл, тем более благонадежным считается клиент.
Например, начисляют баллы (за что и сколько баллов начислять – каждая организация решает самостоятельно) даже за графу, где нужно указать пол заемщика. Обычно более ответственными клиентами считаются женщины, поэтому их скоринг-балл за этот пункт будет выше. Таким же образом оцениваются все данные потенциального заемщика.
Зачем вашему бизнесу скоринг
- Скоринговые системы помогает снизить потери банка в связи с невозвращением кредитов.
- Скоринг ускоряет обработку заявок на получение займа.
- Дает возможность проводить централизованную и продуманную кредитную политику.
- Также это дополнительная защита от кредитного мошенничества.
Скоринговые модели для оценки кредитоспособности
Для определения скоринг-балла кредиторы применяют различные скоринговые модели.
- Application-scoring, «скоринг заявки, обращения», – самая распространенная модель скоринга. Заемщик заполняет анкету, данные обрабатываются компьютером и работник банка получает ответ – давать кредит или нет.
- Behavioral-scoring, «скоринг поведения», оценивает вероятные финансовые действия заемщика, помогает составить прогноз изменения платежеспособности на основе действий человека за определенный отрезок времени.
- Fraud-scoring – модель базируется на статистической оценке вероятности мошенничества со стороны потенциального клиента.
Сегодня для скоринга также используются современные инструменты на базе Big Data. К примеру, это может быть информация мобильного оператора о тратах на связь, интернет или роуминг. Также для скоринга используют данные сервисов такси, доставки или покупок онлайн. Специалисты оценивают среднюю сумму трат, частоту использования сервисов, магазинов и много другое.
Кроме того, современные скоринговые системы способны не только обрабатывать введенные пользователем данные, но и самообучаться (Machine learning). Учитывая модель поведения существующих заемщиков, системы самостоятельно корректируют свою оценку потенциальных клиентов.
Скоринг на основе BigData от Киевстар
Для решения задач бизнеса мы предоставляем современные проверенные продукты. В их основе BigData – это большой объем различной информации, которая постоянно обновляется, методы ее обработки и анализа.
Источником BigData являются действия пользователей в интернете, информация из соцсетей, блогов, CRM-систем, СМИ, базы данных, показания приборов и датчиков, транзакции, кредитные истории и многое другое. Используя этот объем информации для создания аналитических моделей, мы можем предложить:
- кредитный скоринг в кредитовании физических и юридических лиц;
- карты оценки кредитного риска;
- антифрод-скоринг, чтобы улучшить ваш прогноз и многое другое.