Главная / Новости / Бизнес решения / Влияние пандемии на бизнес: вектор развития

Влияние пандемии на бизнес: вектор развития

Влияние пандемии на бизнес: вектор развития, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №1
Киевстар
Киевстар Бизнес – надежный партнер для бизнеса и государства, который помогает в выполнении ежедневных задач и оптимизации внутренних процессов. Мы имеем глубокую экспертизу в сфере больших данных, облачных решений, интернета вещей и М2М. Среди инструментов, которые предлагаем: решения для сотрудников, аналитики, коммуникации с клиентами, построения надежной ІТ-инфраструктуры, безопасности, ІоТ-решений для бизнеса и государства. Своими знаниями […]
01 декабря 2021
Бизнес решения

После первоначального шока и спада экономики в прошлом году бизнесы по всему миру начинают возобновлять активную работу. Но вряд ли можно утверждать, что все вернется к прежнему положению дел. Пандемия продолжает провоцировать изменения в бизнес-среде и влиять на то, как действуют организации, на чем они фокусируются и чем готовы жертвовать ради развития. Каковы эти трансформации?

 

Падение и восстановление

Активное распространение вируса привело к тому, что экономика практически каждой страны пострадала. Фондовые рынки обвалились и падали в течение первых месяцев пандемии. К примеру, индекс FTSE в 2020-м упал на 14,3%, достигнув минимальных значений с 2008 года. В ответ центральные банки многих стран, в частности, Великобритании, снизили процентные ставки, чтобы сделать кредиты более дешевыми и стимулировать траты на восстановление экономики.

Влияние пандемии на бизнес: вектор развития, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №2
Источник: Bloomberg, влияние коронавируса на фондовые рынки от первого всплеска до января 2021 года

Со временем, особенно после объявления об изобретении эффективной вакцины от COVID-19, фондовые рынки начали расти. Однако экономика уже успела сильно пострадать. Особенно заметно это было в контексте безработицы. К примеру, по данным Международного валютного фонда, в США доля безработных достигла 8,9% за 2020 год, что произошло впервые за последнее десятилетие: до этого количество рабочих мест возрастало. Миллионы людей были вынуждены получать государственную помощь, особенно те, кто работал в сферах вроде туризма и гостеприимства, которые почти остановились с началом пандемии. Ближе к концу 2020 года ситуация начала улучшаться, и этот тренд продолжился в 2021-м.

Влияние пандемии на бизнес: вектор развития, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №3

Источник: Международный валютный фонд, сравнение годовой доли безработных в 2019 и 2020 годах

В целом 2020 год стал годом рецессии для большинства стран. Единственным государством, продемонстрировавшим рост в 2020-м, стал Китай. Его экономика поднялась на 2,3% за прошлый год.

Но уже в 2021-м ситуация стала меняться к лучшему для многих стран. Массовая вакцинация в развитых государствах позволила открыть двери сервисных бизнесов. По данным компании Yelp, в третьем квартале 2021 года локальные американские бизнесы практически восстановили докарантинную активность. Вырос и спрос потребителей, не имевших возможностей удовлетворять потребность в досуге во время действия строгих карантинных ограничений.

Влияние пандемии на бизнес: вектор развития, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №4

Источник: Yelp Economic Average, количество ранее закрытых американских бизнесов из разных сфер, вновь открывшихся по состоянию на 30 сентября 2021

Благодаря такой динамике начал восстанавливаться и рост количества новых рабочих мест. Более всего, по данным Yelp, их появляется в сфере гостеприимства и отдыха. В третьем квартале 2021 года в США открыли 3514 новых бизнесов в этом сегменте, что на 32% больше, чем за аналогичный период 2020 года. Также появилось 11 029 новых бизнесов в сфере красоты, что на 7% больше, чем в третьем квартале 2020 года, и 19 892 новых ресторанов, что больше на 2%. Таким образом, сервисные услуги в развитых странах сейчас переживают настоящий всплеск, что дает надежду тем странам, которые еще не достигли столь же высокого уровня вакцинации населения.

Специалисты консалтинговой компании McKinsey соглашаются с тем, что сейчас мировая экономика активно восстанавливается: растет и спрос, и производство, безработица снижается, а международная торговля фактически выросла до допандемического уровня.

В то же время, основными проблемами сегодня являются узкие места цепочек поставок и рост инфляции. Эти факторы создают существенные препятствия для посткризисного восстановления, замедляют промышленный рост, ухудшают потребительские настроения. Многие эксперты сходятся во мнении, что эти негативные эффекты временные, но пока мир с ними не справился.

К примеру, пандемия привела к разрывам в глобальных цепочках поставок. А быстрое обновление производства и торговли испытывает на прочность глобальные логистические возможности. Сейчас выполнение и доставка заказов во многих областях задерживается, потому что во всем мире не хватает кораблей, причалов, контейнеров, грузовиков и рабочей силы.

Из-за этих вызовов ВВП замедлил свой рост в третьем квартале 2021 года. Скажем, в Китае этот показатель составил 7,9% во втором квартале и всего 4,9% в третьем. В США – 6,7% и 2% соответственно. В еврозоне в третьем квартале 2021 года ВВП увеличился на 2,2%. Быстрее всего росла Франция (3%) и Италия (2,6%).

Однако инфляция в еврозоне в октябре достигла 4,1% (в сентябре этот показатель равнялся 3,4%). Это самая высокая инфляция за 13 лет. Эксперты связывают ее преимущественно с высокими ценами на энергоносители (они выросли на 23,5%). Глава Европейского центрального банка Кристин Лагард считает, что общая инфляция снизится до целевого показателя ЕЦБ в 2% к 2023 году.

Риски и изменения

Таким образом, глобальная экономика постепенно восстанавливается, одновременно сталкиваясь с рядом вызовов. Всемирный экономический форум в 2021 году сформировал карту рисков, сгруппировав их по вероятности и воздействию. Также все эти риски можно разделить на геополитические, социальные, технологические, экономические и касающиеся окружающей среды. Первые три категории представляют особую опасность для бизнеса, поэтому компаниям необходимо мониторить их в первую очередь.

Самыми вероятными рисками для мира являются экстремальные погодные явления, неудачи климатических мер, ущерб, нанесенный окружающей среде людьми, инфекционные болезни, потеря биоразнообразия, концентрация цифровой власти, цифровое неравенство, проблемы в межгосударственных отношениях, проблемы с кибербезопасностью, кризис средств к существованию.

Наибольшими 10 рисками по силе воздействия являются: инфекционные болезни, неудачи климатических мер, оружие массового поражения, потеря биоразнообразия, кризис природных ресурсов, ущерб, нанесенный окружающей среде людьми, кризис средств к существованию, экстремальные погодные явления, долговые кризисы, падение IT-инфраструктуры.

Влияние пандемии на бизнес: вектор развития, автор Киевстар | Kyivstar Business Hub, изображение №5

Источник: Отчет о глобальных рисках Всемирного экономического форума (2021)

Эксперты Всемирного экономического форума утверждают, что в постпандемический период бизнесы столкнутся с сильнейшей неопределенностью. Уже сейчас бизнес-среда претерпевает немалые изменения: компании вынуждены отказываться от определенных привычных практик и учиться действовать в новых условиях. К примеру, можно констатировать, что существенно трансформировался сегмент корпоративных путешествий. «Глобальные деловые поездки вряд ли смогут полностью восстановиться до 2024 года», – говорит Мартин Холлмарк, старший вице-президент Moody’s Investors Service.

Глобальная ассоциация деловых путешествий (GBTA) настроена еще пессимистичнее. Она не ожидает полного восстановления корпоративных поездок до 2025 года. В прошлом году деловые путешествия в Северной Америке упали на 60%, и на 79% – с 1 апреля до конца 2020-го. По оценкам GBTA, убытки в этом сегменте будет в 10 раз превышать последствия катастрофы 11 сентября или рецессии 2008 года.

Недавнее исследование Deloitte установило, что почти половина опрошенных компаний не ожидает возвращения корпоративных путешествий уровня 2019 года до конца 2022-го. Специалисты Deloitte прогнозируют, что к концу 2022 года американские организации достигнут уровня в 65-80% от допандемических показателей командировок.

Пандемия подтолкнула бизнес к экономии средств, и теперь семь из 10 компаний планируют сократить расходы на деловые путешествия. Почти половина опрошенных организаций собирается строже придерживаться внутренних политик о путешествиях, чтобы сэкономить деньги. Если встречи с клиентами трудно перевести в онлайн, то все корпоративные – вполне возможно выполнять в формате видеоконференций. По словам Мартина Холлмарка из Moody’s, 20-25% деловых путешествий связаны со встречами с сотрудниками своей же компании, и такие командировки будут превращены в онлайн-общение в первую очередь.

Также пандемия заставила бизнесы задуматься об экологичности и углеродном следе. Более 400 компаний на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2021 году подписали обязательство декарбонизироваться до 2050 года. Оптимизация деловых поездок является одним из способов уменьшить негативное влияние на окружающую среду (но, конечно, не единственным).

Еще одним масштабным изменением, которое невозможно игнорировать, является массовый переход компаний на гибридные модели работы. Удаленный труд, видеоконференции вместо офисных совещаний и многие другие составляющие стали привычными для бизнеса за последние полтора года. Исследователи выяснили, что на самом деле это изменение является положительным с финансовой точки зрения.

Кейт Лиснер, президент Global Workplace Analytics, приводит такие данные: компании, использующие гибридную среду, экономят $11 тыс. на каждого человека, работающего удаленно половину времени. Экономия обеспечивается, прежде всего, благодаря повышению продуктивности, снижению затрат на недвижимость и уменьшению количества дней отсутствия людей на местах по разным причинам.

Три сценария будущего

Питер Шварц, футоролог и старший вице-президент по стратегическому планированию в компании Salesforce, считаетviii, что хотя во многих странах количество новых случаев заболеваемости и смертей уменьшается, последствия пандемии далеко не исчерпаны. Пока никто не знает, смогут ли вакцины опередить появление новых штаммов, какими будут следующие геополитические события и сколько будет продолжаться бурное восстановление экономики. По мнению Шварца, человечество вступает в новую эпоху – «пандемическую эру», которую будет определять влияние COVID-19. В этой эпохе будут свои победители, которые до пандемии могли не быть среди лидеров. И наоборот – бывшие лидеры рискуют утратить свои позиции в новых условиях.

Вместе с коллегами из компании Accenture Research он разработал три возможных сценария изменения бизнес-среды в «пандемическую эру»:

1. Сценарий «Рост». Многие компании за предыдущие 18 месяцев научились не только выживать в турбулентных условиях, но и действовать в них очень эффективно. Если ситуация будет благоприятствовать, то есть правительства будут действовать решительно, страны смогут сдерживать новые вспышки заболеваемости, а коллективный иммунитет будет крепнуть, то велика вероятность реализации именно этого сценария.

В нем самыми успешными станут бизнесы, которые инвестируют в финансовую стойкость и организационную гибкость, а своими приоритетами считают устойчивое развитие и рост. По мнению Шварца и его коллег, компаниям следует готовиться к такому сценарию, но в то же время и не забывать о вероятности роста инфляции и принимать меры для снижения рисков.

2. Сценарий «Сотрясение». К нему могут привести такие факторы: появление более опасного штамма COVID-19, который будет обходить вакцинную защиту; ускорение инфляции; усиление геополитической напряженности. Даже один из этих факторов может оказать негативное влияние на экономическую ситуацию, а тем более их комбинация. Инфляция в США достигла максимума за 13 лет, а индекс потребительских цен в сентябре 2021 года вырос на 5,4% по сравнению с прошлым годом. Если так будет продолжаться и далее, это может привести к рецессии.

Если дальнейшие события будут разворачиваться по этому сценарию, то бизнесы могут войти в период «креативного подрыва», похожий на начало 1980-х. Появится немало возможностей для тех, кто умеет «подрывать» рынок, рисковать, быстро внедрять инновации. Остальные компании окажутся под угрозой исчезновения. По мере развертывания этого сценария мир будет вырабатывать толерантность к рискам, связанным с COVID-19, и со временем начнется глобальное экономическое восстановление.

3. Сценарий «Линии разлома». Он, по мнению Шварца и его коллег, является самым сложным и может возникнуть, если в мире появится более опасный штамм вируса. Тогда страны могут выбрать стратегию полного закрытия, в том числе, закрыть границы. Это повлечет за собой проблемы с товарооборотом и обменом данными. Рост напряженности из-за длительной пандемии может привести и к геополитическим проблемам, в частности, к разделению глобальной экономики на несколько блоков. Обострение политической ситуации внутри страны также вполне вероятно при таком сценарии.

Бизнесу в таких условиях придется адаптироваться к модели региональной автономии и тратить средства разумно и осторожно.

Несмотря на то, что три сценария сильно отличаются друг от друга, некоторые стратегии могут быть полезны при любом развитии событий в «пандемическую эру». Например, Питер Шварц советует бизнесу:

  • Прилагать все возможные усилия, чтобы защитить здоровье сотрудников и клиентов.
  • Реализовывать стратегии роста, включающие в себя «зеленые» практики, инклюзивность, справедливость и разнообразие. Это позволяет не только улучшить репутацию, но и увеличить доверие потребителей и лояльность сотрудников. Собственно, этот пункт становится необходимым условием для выживания бизнеса во всех трех сценариях.
  • Инвестировать в цифровые трансформации и инновации. Пандемия усилила ожидания клиентов относительно персонализированного диджитального взаимодействия в разных каналах, а сотрудники сейчас стремятся к гибкости, то есть возможности работать из любого места.
  • Собирать данные, позволяющие понять изменения в поведении клиентов и персонала, предусмотреть перебои в цепочке поставок и оперативно увидеть новые рыночные возможности.
  • Становиться более гибким. То есть создавать модульные команды, умеющие быстро менять состав, постоянно обучать сотрудников цифровым навыкам и пересматривать систему компенсаций так, чтобы она поощряла людей рисковать.

Единственное, в чем мы можем быть уверены сегодня, – это то, что изменений не избежать. Эффекты пандемии продлятся еще не один год, и пассивно за ними наблюдать – значит обречь свой бизнес на проигрыш. Поэтому компаниям нужно уже сейчас готовиться к разным вариантам будущего, одновременно укрепляя организационные способности вроде стойкости, гибкости и инновационности мышления.

Теги